Глава 6 Транзактный анализ. сценариев. Три основных жизненных сценария. Сумасшествие, или Сценарий «Без разума»
Глава 6 Транзактный анализ сценариев Сценарии исследуют многие ученые, каждый из которых (или каждая группа которых) расставляет акценты по-своему. Я отношу себя к сторонникам «транзактного анализа жизненных сценариев» и придаю основное значение транзакционному аспекту. Этим мои воззрения отличаются от воззрений людей, практикующих структурный анализ сценариев, который, на мой взгляд, по духу ближе к психоанализу, чем к транзактному анализу. О структурном анализе сценариев написано много работ. Эти исследования детально рассматривают сценарные матрицы, источники и содержание запретов и предписаний. Мой интерес к тонкостям сценариев — практический интерес. Он служит желанию помочь клиенту освободиться от вредоносного родительского и культурного программирования. Как мне кажется, анализ сценария должен быть направлен на поиск пути отмены старого решения и стратегии изменения. Детальное изучение исторических и структурных аспектов сценария кажется мне лишним. Информация о структуре сценария нужна для того, чтобы выдвинуть правильную стратегию решения проблемы, а некоторая дополнительная информация имеет эстетическую ценность, так как позволяет дать элегантное объяснение прошлым и настоящим событиям. Однако, как мне кажется, важнейшие для транзактного анализа сценариев факты — это транзакции, происходящие «здесь и сейчас». Поэтому мне важнее понять, «что я могу сделать сейчас, чтобы освободиться от своего прежнего решения не доверять никому», чем «было ли решение не доверять никому результатом запретов, исходивших от Ребенка отца или от Ребенка матери».
Структурный анализ сценариев умножает число подразделений состояний Я (последний рекорд — 28). Транзактный анализ сценариев приумножает техники, которые транзактный аналитик сможет использовать для решения проблем своих пациентов в групповой работе. Структурный анализ сценариев проводится в процессе индивидуальной работы. Транзактный анализ сценариев лучше идет в группе, так как требует анализа живого взаимодействия между людьми. Три основных жизненных сценария Чтобы разработать стратегию изменения, необходимо не только знать, из чего состоит сценарий, но и верно соотнести сценарий пациента с одной из трех возможных разновидностей сценариев. Жизненный путь человека искажается сценарным программированием в трех отношениях. За то время, что я работаю психотерапевтом, я обнаружил, что все эмоциональные нарушения можно разделить на три группы «случаев»: несчастливые люди либо страдают от депрессии, которая может довести их до самоубийства, либо «сходят с ума», либо у них формируется зависимость от одного из наркотических веществ. Поэтому я назвал три основных жизненных сценария, соответствующих этим нарушениям, — «Отсутствие любви», «Безумие» и «Безрадостность», или «Без любви», «Без разума» и «Без радости». Д епрессия, или Сценарий «Без любви» Огромное количество людей в этой стране находятся в постоянном безуспешном поиске близких отношений. С этой трудностью чаще сталкиваются женщины, что происходит по нескольким причинам: женщины более чувствительны к наличию (отсутствию) любви в их жизни и потому хуже переносят одиночество и неудовлетворительные отношения. Недостаток необходимых поглаживаний, затем хронический голод по поглаживаниям, который завершается самоубийством, глубочайшей депрессией или крайней ее формой (кататонией) — вот знакомый многим путь страдания. Сценарий «Без любви» формируется в результате усвоения режима экономии поглаживаний, то есть набора запретов, ограничивающих свободный обмен поглаживаниями между людьми. Экономия поглаживаний подавляет у ребенка естественную способность любить и не дает ему развивать навыки близкого общения. Она обычно ведет к депрессии с доминирующим чувством «меня никто не любит» или «я не достоин любви».
Сумасшествие, или Сценарий «Без разума» Другая большая группа людей живет с постоянным страхом сойти с ума, и, если верить статистике, 1 % из них уже госпитализированы. В каждом городе есть своя психиатрическая больница: в Энн Арбор — Ипсиланти, в Нью-Йорке — Бельвю, в Сан-Франциско — Напа и Эгнью, в Мехико — Ла Кастанеда и т. д. Страхом сумасшествия страдают больше людей, чем кажется; очень многих преследует образ местного «желтого дома», в который их отвезут, если они потеряют контроль над собой. Сумасшествие — это крайнее выражение сценария «Без разума». Неспособность справиться с жизнью, чувство беспомощности — то, что в быту называется отсутствием силы воли, леностью, незнанием того, чего хочешь, легкомыслием, глупостью или сумасшествием, — формируются «благодаря» полученным в детстве запретам мыслить и познавать мир. Взрослые учат ребенка не использовать свою взрослую часть, тем самым закладывая основу для сценария «Без разума»; причем основным их орудием является обесценивающая транзакция, или игнорирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|