Оглавление. I Глава. Анализ литературы по проблеме исследования. Глава III. Коррекция оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Стр 1 из 11Следующая ⇒
Особенности коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Выполнила: Оглавление. Введение. 3 I Глава. Анализ литературы по проблеме исследования. 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития. 7 1. 2. Психофизиологическая структура процесса письма. 15 1. 3. Особенности формирования навыка письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 19 1. 4. Проблема устранения дисграфических ошибок у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 24 Глава II Констатирующий эксперимент и его анализ. 2. 1. Организация и методика проведения эксперимента. 30 2. 2 Результаты констатирующего эксперимента. 36 2. 3. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 41 Глава III. Коррекция оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. 3. 1 Теоретические основы формирующего эксперимента. 44 3. 2. Комплекс логопедических упражнений по преодолению оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. 47 3. 3 Контрольный эксперимент и его анализ. 52 Заключение. 57 Список используемой литературы.. 59 Приложение……………………………………………………………... 61
Введение. Актуальность исследования. Овладение языком, речью- необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому очень важно в обучении уделять большое внимание развитию речи.
Как показывают исследования ведущих отечественных дефектологов (К. Г. Коровин, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф и др. ), практически при любых отклонениях в развитии в той или иной мере страдает речевая и связанная с ней познавательная деятельность детей. Проблема нарушения письменной речи у детей с нарушением интеллекта, является одной из актуальных и вызывающих интерес в современной специальной педагогике. Современная психология, рассматривая письмо, как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт, нежели устная речь. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Н. А. Берштейн и др. Распространенность дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, а также длительность и недостаточная эффективность коррекционной работы свидетельствует о необходимости особого подхода к этим учащимся. Специальные исследования письменной речи у учащихся вспомогательной школы VIII вида (Л (И. Н. Садовниковой, А. Н. Корнева, Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой и др. ) не решают всего круга проблем, связанных с устранением дисграфии у данной категории учащихся. Поэтому в настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Проблема исследования. Поиск путей коррекции нарушений письменной речи, в частности оптической дисграфии, у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Объект исследования. Письменная речь учащихся 2-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предмет исследования. Комплекс логопедических упражнений, направленный на преодоление оптической дисграфии у учащихся 2-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Гипотеза исследования. Эффективность логопедической работы по преодолению оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида будет существенно повышена, если работа будет проводиться, путем развития предметного, лицевого, а затем буквенного гнозиса. Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность использования предложенного нами комплекса логопедических упражнений, направленного на преодоление оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Всоответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования. 1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии. 2. Изучить и выявить характерные особенности нарушения письма у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. 3. Разработать комплекс логопедических упражнений, направленный на преодоление оптической дисграфии младших школьников с нарушением интеллекта. 4. Выявить эффективность предложенного нами комплекса логопедических упражнений по преодолению оптической дисгафии у учащихся 2-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Методы исследовании определялись в соответствии с поставленной целью, гипотезой и задачами: -организационные (изучение учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида); -теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии, нейропсихологии, методике русского языка); -эмпирические (анализ педагогической документации, анамнестических данных, индивидуальные беседы с учащимися); -анализ полученных данных. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития письменной речи учащихся с нарушением интеллектуального развития, уточнить специфические трудности. Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей коррекционно-педагогической работы, по преодолению оптической дисграфии младших школьников с нарушением интеллектуального развития, что, в конечном счете, позволит успешнее решать проблему формирования письменной речи у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составленный методический материал может быть полезен логопедам, учителям школ для детей с нарушением интеллекта.
Организация исследования. Базой исследования явилась специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида № 3 Кировского района, г. Красноярска. Исследование проводилось в период с апреля 2004 года по май 2005 года в четыре этапа. Первый этап (16. 04. 04- 31. 08. 04)- изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента. Второй этап (2. 09. 04. - 24. 09. 04. ) проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование программы экспериментального обучения. Третий этап (27. 09. 04- 14. 01. 05. ) анализ эффективности эксперементальной работы. Четвертый этап (17. 01. 05. - 29. 04. 05) оформление и представление результатов исследования. Экспериментом было охвачено 20 детей в возрасте от 8-ми до 9-ти лет. При комплектовании экспериментальной и контрольной групп учитывались стойкие нарушения интеллекта, состояние сформированности письменной речи у учащихся. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложения, которое включает в себя таблицы (4), гистограммы ( 8 ) и дидактический материал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|