Тема 2. Теории управления о роли человека в организациях
2. 1. Задания и вопросы для самоконтроля знаний: 1. Ранняя история менеджмента. Взгляд на возможности управления человеком в организациях. 2. Классические теории менеджмента и их взгляд на управление персоналом. Теория управления трудовыми ресурсами Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, М. Фоллет, Г. Ганта, Ф. Джилбрейт, Л. Джилбрейт и т. д. 3. Зарождение управления персоналом в рамках движения НОТ в СССР. Концепции А. Гастева, Н. Витке, Ф. Дунаевского. 4. Гуманистический подход к управлению персоналом. Взгляды Э. Мэйо. Теории управления персоналом Ф. Херцберга и Д. Макгрегора. 5. Мировые тенденции изменений в управлении персоналом в XXI веке: переход от управления трудовыми ресурсами к управлению человеческими ресурсами.
2. 2. Тестовые задания: 1. Технократический подход к управлению персоналом – это: а) подход, в котором управленческие решения подчинены интересам производства, а численность и состав работников исчисляются, исходя из применяемой техники, технологического и операционного разделения труда, заданного ритма производства б) распределение функций и ресурсов, исходя из целей и задач конкретного производства в) использование в организации только инженерных кадров 2. Гуманистический подход к управлению персоналом – это: а) создание таких условий и содержания труда, которые позволили бы снизить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности, а результативность производства зависят от мотивации работников б) приоритет интересов и потребностей работника над интересами производства. в) приоритет отдается выполнению производственного плана 3. Ученые, которые внесли наибольший вклад в развитие
а) Ф. Тейлор (США), который использовал научный анализ для определения способов выполнения производственных задач б) Э. Мэйо (США), представитель школы человеческих отношений, которая основана на теории мотивации в) Санталайнен (Финляндия), который обосновал теорию управления по результатам 4. Основоположником доктрины научной организации труда принято считать а) А. Маслоу б) Д. МакГрегора в) Ф. Герцберга г) Ф. Тейлора 5. Основоположником доктрины «человеческих отношений» принято считать а) А. Маслоу б) Э. Мэйо в) Ф. Герцберга г) Ф. Тейлора 6. Какие из нижеуказанных высказываний и утверждений соответствуют доктрине научного управления: а) управление на основе научных фундаментальных знаний, вытесняющих старые практические методы работы; б) производительность труда возрастает при условии создания сплоченного коллектива, имеющего общие интересы и руководствующийся принципами взаимной поддержки; в) руководитель должен содействовать единению персонала; г) равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами; д) на исполнителя влияют не только материальные, но и психологические и социальные факторы; е) необходимость социального порядка, включающего расстановку кадров, так чтобы каждый подходящий человек был на надлежащем месте; ж) стимулирование к труду не только рабочего как индивида, но и как члена группы, обладающей определенной психологией и социальными установками; з) сотрудничество администрации с рабочими на основе внедрения научной организации труда; и) менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе; к) поступки людей определяются не только экономическими факторами, но и различными потребностями, которые только частично удовлетворятся с помощью денег;
л) узкая направленность в работе приходит в противоречие с потребностью человека в содержательной деятельности; м) абсолютное следование разработанным стандартам; н) специализация – естественный порядок вещей; о) предметом изучения психологии – является поведение человека как ответной реакции на внешнее окружение; 7. Какие из нижеуказанных высказываний и утверждений соответствуют доктрине человеческих отношений: а) управление на основе научных фундаментальных знаний, вытесняющих старые практические методы работы; б) производительность труда возрастает при условии создания сплоченного коллектива, имеющего общие интересы и руководствующийся принципами взаимной поддержки; в) руководитель должен содействовать единению персонала; г) равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами; д) на исполнителя влияют не только материальные, но и психологические и социальные факторы; е) необходимость социального порядка, включающего расстановку кадров, так чтобы каждый подходящий человек был на надлежащем месте; ж) стимулирование к труду не только рабочего как индивида, но и как члена группы, обладающей определенной психологией и социальными установками; з) сотрудничество администрации с рабочими на основе внедрения научной организации труда; и) менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе; к) поступки людей определяются не только экономическими факторами, но и различными потребностями, которые только частично удовлетворятся с помощью денег; л) узкая направленность в работе приходит в противоречие с потребностью человека в содержательной деятельности; м) абсолютное следование разработанным стандартам; н) специализация – естественный порядок вещей; о) предметом изучения психологии – является поведение человека как ответной реакции на внешнее окружение; 8. Какие из нижеуказанных утверждений соответствуют японской модели управления персоналом: а) ориентация на коллектив; б) стремление к продуманному риску; в) медленное должностное продвижение; г) процесс принятия решения снизу вверх по принципу консенсуса;
д) решения принимаются быстро, но реализуются медленно; е) решения принимаются долго, но реализуются быстро; ж) переход в другую фирму – неэтичный поступок; з) «пожизненный наём»; и) краткосрочный наём; к) главный мотив поведения – экономические факторы; л) форма деловых отношений – контракты; м) процесс принятия решения сверху вниз по принципу единоначалия; н) главный мотив поведения сотрудников характеризуется чувством принадлежности к коллективу; о) личные контакты на основе взаимного доверия;
9. Какие из нижеуказанных утверждений соответствуют американской модели управления персоналом: а) ориентация на коллектив; б) стремление к продуманному риску; в) медленное должностное продвижение; г) процесс принятия решения снизу вверх по принципу консенсуса; д) решения принимаются быстро, но реализуются медленно; е) решения принимаются долго, но реализуются быстро; ж) переход в другую фирму – неэтичный поступок; з) «пожизненный наём»; и) краткосрочный наём; к) главный мотив поведения – экономические факторы; л) форма деловых отношений – контракты; м) процесс принятия решения сверху вниз по принципу единоначалия; н) главный мотив поведения сотрудников характеризуется чувством принадлежности к коллективу; о) личные контакты на основе взаимного доверия; 10. Сторонники классической теории (доктрины научной организации труда) полагали, что эффективность управления зависит: а) от формальной структуры; б) от участия работников в управлении; в) от координации и централизованного контроля; г) от характера отношений в трудовых группах; д) от коллективного вознаграждения; е) от строгого соблюдения дисциплины; ж) от величины индивидуального вознаграждения; з) от возможностей профессионального развития; и) от правильного подбора кадров и орудий труда; к) от авторитарного стиля руководства; л) от взаимодействия руководителей и лидеров; м) от демократического стиля руководства; 11. Сторонники доктрины человеческих отношений полагали, что эффективность управления зависит:
а) от формальной структуры; б) от участия работников в управлении; в) от координации и централизованного контроля; г) от характера отношений в трудовых группах; д) от коллективного вознаграждения; е) от строгого соблюдения дисциплины; ж) от величины индивидуального вознаграждения; з) от возможностей профессионального развития; и) от правильного подбора кадров и орудий труда; к) от авторитарного стиля руководства; л) от взаимодействия руководителей и лидеров; м) от демократического стиля руководства; 12. Каковы главные задачи руководителя по теории человеческих ресурсов: а) сведение сложных трудовых заданий к легкоусваеваемым, простым операциям; б) сделать так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным; в) развитие человеческих ресурсов; г) предоставлять определенную самостоятельность и возможность личного контроля исполнения рутинных операций. д) обучение и тренировка рабочего; е) активное вовлечение работников в решение важных проблем, развитие самостоятельности и навыков самоуправления. ж) строгий контроль и наблюдение за подчиненными; з) информировать своих подчиненных, выслушивать их возражения по предлагаемым им планам; и) создание условий для максимального проявления способностей; 13. Каковы главные задачи руководителя по теории научной организации труда: а) сведение сложных трудовых заданий к легкоусваеваемым, простым операциям; б) сделать так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным; в) развитие человеческих ресурсов; г) предоставлять определенную самостоятельность и возможность личного контроля исполнения рутинных операций. д) обучение и тренировка рабочего; е) активное вовлечение работников в решение важных проблем, развитие самостоятельности и навыков самоуправления. ж) строгий контроль и наблюдение за подчиненными; з) информировать своих подчиненных, выслушивать их возражения по предлагаемым им планам; и) создание условий для максимального проявления способностей;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|