Тема 3. Кадровая политика и система управления персоналом
Тема 3. Кадровая политика и система управления персоналом 3. 1. Задания и вопросы для самоконтроля знаний: 1. Сущность и содержание кадровой политики организации. Кадровая стратегия организации. Виды кадровой политики (пассивная и реактивная, превентивная и активная, рациональная и авантюрная, открытая и закрытая). 2. Процесс формирования кадровой политики 3. Место службы управления персоналом в общей системе управления организацией. Организационная структура системы управления персоналом (линейная, функциональная и матричная структуры) 4. Кадровое планирование. Цели, этапы и методы кадрового планирования. (Экспертные методы прогноза. Целевой метод. Использование экстраполяции. Нормативный и балансовый метод планирования. Методы расчета количественной потребности в персонале). 5. Определить нормативную численность персонала подразделения и предложить кадровые мероприятия по оптимизации численности.
3. 2. Кейс- стади Кейс 1. «Этика и эффективность» Вопросы и задания 1. Каково будет ваше решение?
2. Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?
Существуют ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положений из-за того, что принятые в этих условиях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятиям «справедливость» и «этика» в рамках моральных традиций общества, но будут вполне приемлемыми в сфере бизнеса. Вы - главный менеджер на крупной фирме по производству сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру, и появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ. От вас зависит решение - подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион; с другой – это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между курением и онкологическими заболеваниями.
Кейс 2. «Этика и справедливость» Вопросы и задания 1. Пойдете ли вы на тот, или иной шаг? Почему?
Существуют ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положений из-за того, что принятые в этих условиях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятиям «справедливость» и «этика» в рамках моральных традиций общества, но будут вполне приемлемыми в сфере бизнеса. Вы - менеджер на фирме, производящей программные продукты для ПК. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой, которая недавно была управляющей на фирме-конкуренте. По какой-то причине она была уволена и теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать за ней, можете взять ее на работу или просто пообещать это. Обида так сильна, что она с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента.
Кейс 3. «Кадровая политика иностранных фирм» Вопросы и задания 1. Проанализируйте особенности кадровой политики на зарубежных предприятиях? 2. В чем заключаются особенности национальных моделей кадрового менеджмента?
Япония. Кадровая служба крупной зарубежной компании, как правило, начинает работу со студентами - будущими специалистами, когда они учатся в университетах на 2 - 3 курсах. Выявляются молодые люди, проявляющие определенные способности, которые могут быть успешно использованы в деле дальнейшего развития фирмы. С ними начинают работу. Их приглашают на лекции, которые читают специалисты и руководители заинтересованной фирмы. Эти лекции посвящены истории предприятия, динамике изменений в производстве продукции и самой фирмы, прогнозам на будущее. В процессе таких занятий студентам прививается чувство патриотизма в отношении той фирмы, которая намеревается предоставить в дальнейшем работу. Студенты, наблюдаемые кадровой службой и являющиеся кандидатами для работы в фирме, подвергаются тестам (тесты письменные). Одолевшие тесты проходят собеседование. Изучается состояние здоровья, и специалисты службы выясняют, не был ли кандидат причастен к какой-либо предосудительной деятельности. Будущие менеджеры должны иметь отличную биографию. Положительным фактором при приеме на работу является положение на фирме, куда оформляется на работу кандидат. В фирме " Хитачи" все новички в течение двух месяцев изучают курс " Введение в должность". Молодых людей - будущих работников фирмы - приглашают на различные мероприятия - это дни качества, годовой отчет и т. п. Во время каникул они работают в фирме на различных должностях, во-первых, это дает возможность стажировки, во-вторых, это дает возможность заработать деньги. После окончания университета и поступления на работу за каждым молодым специалистом закрепляется так называемый " крестный отец" - это нечто вроде нашего наставника, но с гораздо более широкими полномочиями. " Крестный отец" - это обычно менеджер среднего звена управления. " Крестный отец" должен быть выпускником того же высшего учебного заведения, что и его подопечный - это обязательное условие. " Крестный отец" помогает новичку адаптироваться на рабочем месте, помогает разрешить возможные конфликты, бывает у своих подопечных дома, знает состав семьи, круг друзей и знакомых, в курсе планов молодого человека, знает его хобби, знает о нем все. И если в кадровой службе решается вопрос о перемещении специалиста, то в этом случае мнение " крестного отца" является решающим. Такое кураторство осуществляется до 35 лет. При такой системе при тщательной проверке данных, необходимых для отправления функций на какой-либо должности, проскочить практически невозможно. Каждый работник таких фирм, как " Хитачи" и " Мацусита", имеет на руках документ, который называется " Главные принципы фирмы". Основными в этом документе являются три положения: искренность, дух оптимизма и гармония. Этот документ носит нормативный характер и свидетельствует о том, каким образом японцы относятся к своей работе в фирме. В частности, в документе сказано, что даже если на минуту прекращена работа - это позор для работника фирмы. Менеджеры и " Хитачи", и " Мацусита" работают значительно эффективнее, чем менеджеры в других фирмах Японии и даже мире.
США. Последние два десятилетия в США характеризовались тем, что на первые роли в фирмах котируются лица, имеющие кроме необходимых знаний еще и ученую степень доктора или магистра. А за последние пять лет двадцатого века проявилась и еще одна особенность: на первые роли предпочтение отдается директорам по управлению персоналом. Умение работать с людьми оценивается выше всех других умений. Несколько лет назад к нам в страну приезжал в порядке обмена научными связями президент американской фирмы " Литтон-Индастриз" Роберт Эш. " Литтон-Индастриз" - одна из крупнейших компаний США. 120 тысяч работающих, десятки отделений на территории страны и за рубежом. Фирма специализируется на выпуске многономенклатурной продукции. Роберт Эш имел ученую степень доктора, являлся автором ряда книг в области менеджмента. В Москве его попросили прочесть цикл лекций, поделиться опытом работы в фирме. Что же рассказал Эш о кадровой политике своей фирмы? Он сказал: " В нашу фирму с большим удовольствием идут молодые люди, чем любую другую. Несмотря на то, что по началу мы платим меньше, чем другие фирмы. В чем же дело? Наша фирма открывает перспективы и гарантирует продвижение по службе. Принятые в фирму молодые люди подвергаются испытаниям на предприятиях фирмы от 6 месяцев до года. Молодой специалист зачисляется на какую-либо должность для получения заработной платы. Но его ежемесячно перемещают на разные должности: месяц мастером в цехе, месяц в отделе маркетинга или в отделе рекламы, месяц технологом-конструктором и т. д. За каждым молодым специалистом закрепляется куратор - это один из менеджеров высшего эшелона руководства, который на каждом этапе проверки ставит перед испытуемым задачи производственного характера и по результатам решения выставляет в специально заведенный дневник оценку. Получившие в процессе испытаний на всех этапах проверки положительные оценки попадают в резерв на выдвижение. Кадровая служба разрабатывает для резерва на выдвижение планы развития на 3 - 5 лет вперед. Эти планы включают в себя перемещение по горизонтали и вертикали. Перед каждым перемещением предусматривается повышение квалификации с отрывом либо без отрыва от производства. Планируются командировки за границу для изучения передового опыта в других странах, предусматриваются стажировки на различных должностях и практикуется замещение различных работников на время отпуска, болезни и т. п. " Профессиональная мобильность рассматривается в США как явление положительное. Инженер, который в течение 20 лет работал в четырех фирмах, ценится выше, чем тот, который все эти годы работал в одной должности. Работая долгое время в одной должности, работник ограничивает свой кругозор рамками одного участка работы, он свыкается с недостатками, перестает обогащать управление новыми методами, формами, и его работа превращается в шаблон и штамп.
3. 3. Тестовые задания:
Применение важнейших принципов трудовой мотивации а) на предприятии создана атмосфера взаимного доверия, работники б) регулируется справедливое распределение доходов от повышения производительности труда между наемными работниками и менеджментом
в) регулируется справедливое распределение доходов между собственником и работником Основные направления кадровой политики предприятия – это а) определение потребности в кадрах в соответствии с целями, задачами и стратегией развития предприятия б) создание на предприятии атмосферы преданности и служения работников в) помощь бездомным Кадровое планирование в системе управления работой с персоналом тесно связано с такими элементами как: а) стратегический анализ окружающей среды предприятия б) разработка профессионально-квалификационных моделей в) уровень оплаты труда у конкурентов К методам определения количественной потребности в кадрах а) метод, основанный на учете времени, необходимого для выполнения б) метод расчета по рабочим местам и нормативам численности в) статистические методы, учета лиц претендующих на должности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|