Тема 4. Привлечение, отбор и найм персонала
Тема 4. Привлечение, отбор и найм персонала 4. 1. Задания и вопросы для самоконтроля знаний:
1. Привлечение персонала. Методы привлечения. Затраты на привлечение персонала. Определение источников привлечения работников. Достоинства и недостатки внешних и внутренних источников привлечения. Основные методы привлечения кандидатов: использование СМИ, работа с агентствами по трудоустройству, учебными заведениями, внутрифирменный подбор и др. Эффективность методов привлечения. 2. Отбор персонала при приеме на работу. Профессиограмма и психограмма профессии и их значение при отборе кандидатов. Процесс отбора. 3. Выберите предприятие. Определить тип предприятия (сфера и масштаб деятельности). Определить вакантную должность. Для вакантной должности разработать профессиональную модель работника по следующей форме:
4. Разработайте психограмму профессии: - напряженность работы в различные периоды; - преимущественные установки в данном виде деятельности (точность, скорость); - требования к памяти (оперативность, достоверность, объем); - требования к быстроте, гибкости, критичности мышления, к скорости обработки данных и принятия решений; - частота стрессовых ситуаций и требования к эмоциональной устойчивости;
- требования к волевым качествам (смелость, уверенность; - требования к коммуникативным навыкам; - обучаемость, быстрота формирования новых навыков, способность к самообучению; - другое (например, творческие способности, интуиция ) 5. Сущность и цели собеседования (интервью) при отборе персонала. Виды собеседования: структурированное, неструктурированное, смешанное. Содержание подготовки к собеседованию при отборе персонала. Этапы (фазы) проведения собеседования. Содержание и цели каждого этапа. Техника собеседования при отборе персонала. Возможные ошибки техники ведения беседы и способы их преодоления. Оценка невербального поведения на отборочном собеседовании. Выбор кандидата. 6. Профессиональные испытания как метод отбора кандидатов. Профессиональные группы, подлежащие испытанию. Процедура подготовки и проведения профиспытаний. Проверка состояния здоровья. 7. Найм персонала. Основные этапы процедуры найма персонала Факторы, влияющие на процесс найма персонала. Содержание трудового договора, трудового контракта и договора-подряда на оказание услуг.
4. 2. Кейс- стади
Кейс 1: «Лучший кандидат» Вопросы и задания: 1. Какой кандидат самый подходящий? 2. С точки зрения каких параметров должности вы это установили? 3. Какие еще методы отбора кандидатов целесообразно было бы применить? 4. Составьте перечень вопросов для собеседования с кандидатом.
Компания, производящая оборудование, ищет нового офис-менеджера, который бы руководил отделом, состоящим из восьми человек. Менеджер по персоналу разработал критерии: опыт работы менеджером или наличие очевидных лидерских качеств, способность работать независимо, уверенность в себе, абсолютная честность и надежность. Затем менеджер по персоналу изучил резюме кандидатов и провел предварительный отсев по нескольким параметрам. Не делает ли кандидат синтаксических или грамматических ошибок? (Это указывает на недостаток способностей к организации). Указывает ли опыт работы кандидата на развитие его карьеры? (Наличие лидерских качеств). Нет ли каких-либо «пробелов» в его резюме? (Их наличие указывает на некоторую ненадежность).
В результате были отобраны три кандидата: 1. Женщина, пять лет проработавшая секретарем в офисе. В ее резюме указано, что в течение последнего года она руководит работой еще одного человека. Вероятно, она хорошо знает, как руководить работой офиса, но у нее мало способностей в области менеджмента. 2. Мужчина, восемь лет проработавший спортивным тренером. Последние два года он посещал по вечерам бизнес-школу и получил диплом в области бизнеса. Возможно, он обладает некоторыми способностями в области менеджмента, но не имеет практического опыта работы в бизнесе. 3. Мужчина, который уже два с половиной года работает в этой компании в отделе продаж. Он устал от продаж и отчаянно хочет перейти на работу в офис. У него прекрасные коммуникативные навыки, он хорошо знает компанию, но почти не имеет опыта в области менеджмента. Кейс 2. «Взятка или верное решение» Вопросы и задания: 1. Оправдано ли решение президента? Если считаете, что оправдано, то почему? 2. Можно ли в подобных ситуациях ради нужд компании нарушать закон и нормы морали? 3. Какое, по Вашему мнению, решение было бы наиболее верным для компании?
Строительный холдинг затратил большие суммы денег на покупку нескольких домостроительных комбинатов и на внедрение инновационных решений. Предварительные расчеты окупаемости показали, что если не будут привлечены дополнительные инвестиции, то холдинг начнет получать прибыль от вложений только через 50 лет. Финансовое положение стало критическое (нестабильное). Если не удастся быстро получить крупные заказы (на застройку), то придется приостановить часть производства. Это означает, что компании придется оставить без работы несколько тысяч рабочих. Последствия такой акции окажутся катастрофическими не только для рабочих, но и для города, в котором они живут. Президент компании пытается заинтересовать крупного чиновника из Правительства в размещении крупного заказа в холдинге. Он передает несколько пакетов документов для участия в тендерах на строительство крупных государственных спорткомплексов, но процедура принятия решения и объявления победителя займет около 6месяцев. Он узнает, что крупный чиновник, обладающий правом окончательного решения, глубоко увяз в долгах. Президент устанавливает с ним конфиденциальный контакт и предлагает ему N-долларов наличными за предоставление его холдингу контракта на строительство. Чиновник соглашается, и они заключают сделку. Деньги уплачены, и контракт заключен. Президент утверждает, что его поступок оправдан, так как холдинг, рабочие места и сам город, где живут работники, спасены. Теперь и чиновник сможет расплатиться с долгами. Он избежал публичного скандала, тем самым сохранил свое рабочее место. Следовательно, польза от совершенной сделки больше, чем вред от дачи взятки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|