Кризисы легитимности и способы их урегулирования
Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным — с позиций норм нравственности, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям.
Эффективность власти
Эффективность власти – одна из наиболее важных интегральных характеристик, показывающая степень выполнения ею своих задач и функций. Это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки. Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего, наиболее влиятельных слоев — элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. Традиционный и демократический типы легитимности власти более долговременны по сравнению с харизматическим. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, и даже столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (несмотря на все скандалы, которые происходили последние годы в монаршей семье) лишь 25% англичан, как это следует из проводимых опросов, решительно выступают за ликвидацию в стране института монархии. Поддерживают монархию 35%. Остальные не настаивают на упразднении монархии, потому что, по их мнению, она все же лучше, чём тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену.
Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно привести президентскую власть в США. Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения. Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В настоящее время значительное число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий он особенно остро проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам. Критериями эффективности власти являются:
· достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов; · рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти; · оперативный, эффективный, объективный контроль за выполнением распоряжений властных структур; · организационно-техническое и кадровое обеспечение властных распоряжений; · наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им правительственного приказа; · эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей эффективности которой является ее авторитет.
Делегитимация Проблема легитимации является жизненно важной для любого политического режима. Уровень легитимности может простираться от всеобщего одобрения до полного отрицания. Наибольшим потенциалом легитимности обладает демократический режим. Степень легитимности может быть проверена эмпирически, например, посредством опросов и результатами постоянного объективного мониторинга политического процесса и его участников. Показателями легитимности власти, по мнению М.А. Василика, М.С. Вершинина [15]являются: · уровень принуждения, применяемого для проведения политики в жизнь; · наличие попыток свержения правительства или лидера; · сила проявления гражданского неповиновения; · результаты выборов, референдумов; · массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Следует отметить, что изначальная легитимность политической власти (к какому бы из описанных типов она не относилась), не есть гарантия того, что доверие народа никогда не будет утрачено. История знает много примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), перестает быть легитимной, то есть пользующейся доверием большинства членов общества. Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. Этот кризис возникает тогда, когда статусу социальных институтов грозит опасность, и когда требования основных слоев общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если власти в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких народных слоев. Этот процесс исследователи называют «делегитимацией» (от лат. legitimus — «согласный с законами», «правовой», «должный», «правильный» и de (лат., франц.) — приставка, означающая «отделение», «устранение», «лишение чего-либо», «движение вниз»).
В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Некоторые исследователи называют среди индикаторов потери или снижения легитимности власти следующие признаки: · осознания членами общества кризиса существующего порядка; · неприятие результатов выборов, итогов формирования и деятельности властных структур и организаций; · непризнания правомерности официальной власти обществом, международными организациями и государствами; · появление на политической арене харизматического популярного оппозиционного деятеля; · организация массовых выступлений против правящего режима; · появление объективных расчетных данных и социально-экономических показателей (свидетельствующих о выходе системы власти за рамки ее критических значений), полученных в результате количественного и качественного анализа: ü попыток изменения власти или смены лидера; ü веса и значимости оппозиции, оппонирующих СМИ; ü силы проявления гражданского неповиновения, забастовок; ü неблагоприятных результатов выборов; ü опросов общественного мнения; ü ошибочных решений властей, вызывающих недовольство масс, и др.
Обобщая наиболее значимые подходы, можно сказать, что в качестве основных индикаторов кризиса легитимности правящего режима, можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка.
Не всегда просто провести грань между индикаторами, источниками и причинами потери легитимности, это всегда конкретно историческая ситуация. Сторонники ситуативного рассмотрения причин кризисов легитимности чаще всего связывают их с: · характеристикой социокультурных черт населения, ролью стереотипов и традиций, действующих как среди элиты, так и среди населения; · попытками установления количественной границы легитимной поддержки (оперируя при этом цифрами в 20-25% электората).
Возможно, такие подходы в определенной степени опираются на идеи Л. С. Франка, который писал: «Всякий строй возникает из веры в него и держится до тех пор, пока хотя бы в меньшинстве его участников сохраняется эта вера, пока есть хотя бы относительно небольшое число "праведников" (в субъективном смысле этого слова), которые бескорыстно в него веруют и самоотверженно ему служат»[115, с.37]. Исследователи, связывающие кризис легитимности с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких причин следующие факторы: · невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия (Ф. Били); · наличие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски); · невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман) [109 -70]; · разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон [121]); · отсутствие необходимых серьезных структурных изменений; · снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач: составления бюджета и распределения политических функций среди элиты; · резкое усиление деятельности оппозиционных сил; · постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры; · неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики; · широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.
Представители других точек зрения [36] считают, что основными причинами делегитимации являются: · противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; · противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой, что проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
· отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс; · рост бюрократизации и коррумпированности; · национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющийся в отвержении федеральной власти; · потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти; возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Источником потери легитимности зачастую является неспособность правящих режимов государств молодой демократии вывести свои страны из кризиса. Это подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти возможно прежде всего на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.
14.3.4.3. Способы сохранения и восстановления легитимности власти
Урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки.При этом используются различные средства. Издаются документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. События в России дают пример легитимации политической власти: после октября 1993 г., когда создание либеральной системы власти сопровождалось принятием новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществила процесс легитимации, т.е. обретения поддержки и доверия народа. Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа, по мнению А.Г. Грязновой [28], имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. Системы обеспечения легитимности власти присутствует в каждой стране. Ее структурными составляющими являются органы легитимации, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия народа к существующей политической системе. К ним относятся: · органы государственной власти и управления (законодательная, исполнительная и судебная власть); · органы воздействия на политическое сознание (СМИ); · органы насилия (силовые структуры).
К способам легитимации относятся: · убеждение (воздействие на политическое сознание); · приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); · традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения); · силовое воздействие.
В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности, А.И. Соловьев [109] предлагает следующие: · поддержание постоянных контактов с населением; · проведение разъяснительной работы относительно своих целей; · усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства; · уравновешенность ветвей власти; · соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил; · организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти; · укрепление демократических ценностей в обществе; · преодоление правового нигилизма населения и т.д.
М.А. Василик и М.С. Вершинин [15] для поддержания легитимности власти предлагают использовать следующие средства: · стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; · реализацию легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; · поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Ю.В.Ирхин [41, с.283] предлагает властным структурам для поддержания легитимности использовать также и такие меры: · модернизация форм и методов государственного управления; · популяризация личных качеств руководителей государства и правительства; · политика бонапартизма; · политические технологии; · система обратной связи; · целенаправленная пропаганда «выгодных» материалов, в т.ч. данных социологических опросов и др.
Это означает, что общественное признание политической власти может достигаться как путем апелляции: · к каким-либо доводам идеального порядка — абсолютным и высшим ценностям (свобода, справедливость и др.); · национальным традициям, обычаям и т.д., · к утилитарным, прагматическим аргументам, оправдывающим политику с позиций практической полезности, например для оздоровления экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|