Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Легитимность государственной власти




 

Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме полити­ческого господства. Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства центральной, базовой для пони­мания политики, а изучение системы государственного господства — одной из первейших задач политологии.

 

Понятие легитимности и легальности государственной власти

Политическое господство

Политическое господство означает структурирование в общест­ве отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управ­ленческого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой. Оно воз­никает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, прика­зывать, разрешать или запрещать. Господство, — писал Вебер [19], — означает шанс встретить повиновение определенному приказу.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу, может возникнуть и до установления господ­ства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавле­ние. Господство, по определению В.П. Пугачева, — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинст­ва, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявля­лось обычно как форма закрепления и (или) средство приобрете­ния социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством [98 -107].

 

14.3.1.2. Политическая легитимность

Политическое господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оце­ниваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и со­гласие подчиняться означает ее легитимность. Она явля­ется одним из основных специфических свойств государственной власти. Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения вла­сти и осуществления (конкретной формы) правления либо государ­ством в целом, либо его отдельными структурами и институтами. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Она связана с наличием у власти авторитета, ее соответст­вием ценностным представлениям большинства граждан, с кон­сенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от ла­тинского legalis - «законный». Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку государственная власть не всегда ос­новывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризую­щая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, от­личается от легальности, свидетельствующей о юридическом, зако­нодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его пра­вомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения револю­ционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах [109, с.133].

История термина «легитимность» восходит к Средним векам, когда складывалось понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Понятие «легитим­ность» трактовалась, как право верховных должностных лиц посту­пать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.

Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX в. во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим снованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлением большинства граждан.

В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер [18, с.602]. Не­мецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооп­равдании, признании и поддержке. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. Легитимность — это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно означает убежден­ность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения. Объясняя принцип легитимности, он включил в нее два положе­ния: во-первых, признание власти правителей, и, во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей.

По мнению ряда отечественных исследователей легитимность представляет собой определенный исторически сложившийся, со­циально значимый порядок происхождения и функционирова­ния власти, который делает возможным достижение согла­сия во властных структурах и в их взаимодействии с обще­ством [93].

Под легитимностью власти подразумевается признание, по меньшей мере, большинством членов общества правомерности действующего политического режима. Такое признание невозможно обеспечить только насильственными средствами. Большинство людей повинуются властям, как правило, добровольно, а не по принуждению. Определяя легитимность как способность власти «соз­давать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (С. Липсет [64]), не следует полагать, будто подобное убеждение разделяют все гражда­не. В обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его. Тем не менее, отражая ценности и предпочтения большинства, даже эти группы признают власть наилучшей и соглашаются, что ей следует подчи­няться, несмотря на ее промахи и недостатки.

Государственная власть не есть постоянная и раз и навсегда фиксированная величина. Как и сумма денег, объем власти может уменьшаться или расти. Например, энергичный деятель, пользующийся поддержкой населения, способен придать власти дополнительную значимость и силу. Следует отметить, что применение насилия или физических ограничений для власти является не первым, а последним аргументом. Известно, что к использованию золота как эталона определения стоимости денег прибегают лишь в периоды кризиса. Точно так же власть прибегает к силе лишь в тех случаях, когда члены коллектива не подчиняются общим интересам данного коллектива.

По мнению К.С. Гаджиева,власть сильна и дееспособна не тогда, когда она всемогуща и прибегает к силе не в качестве первого, а последнего аргумента, а когда она проявляет максимум заботы о членах общества и обеспечивает оптимальные условия для их безопасности и самореализации. Злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее к концентрации. Политика — это не только насилие или угроза применения насилия, наказание и порицание, но и обещания, вознаграждения, сотрудничество, обмен и т.д.[22].

Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, признания ее не только гражданами, но и мировым сооб­ществом. В свою очередь, это оказывается возможным в том случае, если власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Поэтому даже авторитарные ре­жимы стремятся обеспечить себе определенные признаки легитим­ности (выборность, народное представительство и др.). Авторитар­ные лидеры понимают, что власть не может долгое время опираться ни насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому пни стремятся заручиться поддержкой населения.

По мнению Р.Т. Мухаева, введение принципа легитимности власти явилось отражением растущей цивилизованности общества. Этот принцип позволяет отличать законно установленную власть (на основе выбо­ров или престолонаследия) от узурпаторской, то есть насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д. Кроме того, прин­цип легитимности определяет границы правомерности использова­ния властью насильственных мер. Наконец, международный аспект принципа легитимности заключается в признании международным сообществом неправомерности насильственного изменения государ­ственных границ (захват чужой территории) и нарушения режимом конкретной страны норм международного права [76 -114].

В политологической литературе [15] выделяются три уровня легитимности власти:

· идеологический: власть признается обосно­ванной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены (источ­ник легитимности — идеологические ценности);

· структурный: правомочность власти вытекает из уверенности в законности и цен­ности установленных структур и норм, регулирующих политиче­ские отношения (источник легитимности — специфические полити­ческие структуры);

· персональный: одобрение властвующего лица (источник легитимации — личный авторитет правителя).

 

Политическая легальность

 

Легитимность — явление политическое, а легаль­ность — юридическое (устанавливается и гарантируется властью). Легальность, в отличие от легитимности (которая может быть, на­пример, харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти — законодательство (акты о наследовании пре­стола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан ле­гальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

Легализм (от лат. legalis — «законный») — линия, ориентация, установка на последовательное соблюдение и исполнение правовых норм согласно критери­ям, определенным законом, правовой традицией и культурой общества. С об­щетеоретических и прикладных позиций легалисты выступают за нормативное представление о праве и формальное его истолкование и применение, против либерального подхода в выборе правовых решений. В политико-социологиче­ской традиции в отношении соблюдения правовых норм существуют два сущест­венно различающихся подхода: ригористический и толерантный. Ригоризм (от франц. rigorisme, от лат. rigor — «твердость», «строгость») означает и предпо­лагает принципиальную, формальную, бескомпромиссную и критическую ли­нию в правовом поведении. Толерантность, выражая высокую степень доверия к законам и законодательным органам, предполагает в определенной степени терпимое отношение к ряду противоправных действий.

С точки зрения отношения определенных социальных групп и их представи­телей к праву и закону в легализме выделяется следующий ряд «идеальных» позиций и подходов:

· признание права как единственной, веду­щей и самодовлеющей системы контроля за социальным поведением;

· отношение к праву как к важнейшему, но не единственному источнику контроля и мотивации действий, к каковым относят обычай, традицию, мораль, нравственность и др.;

· отношение к закону с последовательно крити­ческих позиций, выступление за реформы права, подчинение закону по при­нуждению, а не по согласию;

· отношение к праву и закону с пози­ций нигилизма.

 

В условиях демократического развития, развитого среднего класса, наличия высокой правовой культуры достигается необходимый консен­сус в рамках легализма. Он представляет собой, по определению Ю.В. Ирхина,положительное восприятие значительной частью общества основных принципов права, других общепринятых источников контроля и мотивации социальных действий. При этом большинство сознательно поддерживает или ру­ководствуется основными принципами толерантного поведения[41, с.285].

Легальность — признание какой-либо организации, процедуры, общественно­го отношения существующими на законных основаниях. Легальность противопо­ставляется нелегальности (запрещенное, существующее вопреки закону). В консти­туционном (государственном) праве и социально-политической практике значим вопрос о легализации политических партий и других общественных организаций и движений. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации (1993 г.) запрещены создание и деятельность общественных объединений и орга­низаций, цели или действия которых направлены на насильственное изменение ос­нов конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжи­гание социальной, расовой, национальной и религиозной розни [48].

 

14.3.2. Источники легитимности

 

Легитимация государственной власти – это процесс, всегда чем-то обусловленный. Попыток легитимации политических режимов принципиально больше, чем их успешных результатов. В значительной степени это обусловлено ограниченным числом источников обеспечения легитимности государственной власти.

Легитимация (от лат. legitimus — «согласный с законом», «законный», «пра­вомерный», «надлежащий», «должный») — процедура общественного признания како­го-либо действия, события или факта, действующего лица. Она выражает характер осознания и приня­тия членами общества:

· общепризнанного порядка, результатов выборов, форми­рования и деятельности властных структур и организаций;

· процедуру или процесс признания правомерности официальной власти обществом, международными организациями и государствами, а также какого-либо политического действия, действующего лица, события или факта политической жизни общества.

 

А затем политический режим через легитимность:

· утверждает свою власть и политику;

· объясняет и оправдывает поли­тические решения;

· обосновывает создание политических структур, их изменение и обновле­ние;

· обеспечивает повиновение, согласие без принуждения, распола­гает к доверию.

 

Легитимация политической власти не означает ее юридической законности, и потому легитимацию не следует смешивать с легализацией. Соот­ветственно, легитимность не следует путать с юридической легальностью, т.е. с конституционной и иной законностью. Существующая власть, если она изда­ет законы и обеспечивает их выполнение, легальна. Но в то же время она может оставаться не признанной народными массами, т.е. не быть легитимной [41, с.283].

В политической науке выделяются несколько универсальных механизмов легитимации власти:

· социально-психологический, основывающийся на психологи­ческих свойствах групп и больших масс: акцент делается на конфор­мизм массы, стремление «маленького» человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедливость» су­ществующего порядка и принципы распределения ценностей;

· политическое участие граждан в управлении, что создает ощущение причастности людей к политике;

· организационное воздействие посредством административной, экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти;

· силовое воздействие, однако, формы, степень его распространения и использования различны. Оно проявляется в ограничении прав и свобод личности, прежде всего, права на получение полной и объективной информации, выступления, объедине­ния, манифестации. Чем ниже уровень легитимации, тем сильнее принуждение;

· политическая социализация, в процессе которой происхо­дит приобщение индивида к существующим ценностям, опыту, нормам.

 

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета. Его основными принципами являются верховенство и независимость государственной власти. Верховенство государственной власти представляет собой исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государств венных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Средоточие политической власти у государства и питает также его верховенство по сравнению с другими политическими институтами: политическими партиями, движениями и т.д. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и равноправии в отношениях с другими государствами.

Легитимность территории или режима в первую очередь зависит от признания ее населением и мировым сообществом, т.е. от наличия суверенитета. Поэтому любая политическая власть яростно борется и внимательно следит за признанием и укреплением своей суверенности. Однако в основе суверенитета лежит отношение национального социума к правящему режиму. Легитимность государства зависит от ментальности его населения.

В истории политической мысли высказывалось немало разноре­чивых взглядов относительно самой возможности легитимации влас­ти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платфор­ме естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражда­нам возможность поддерживать власть [109, с.133].

В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Так, по мне­нию австрийского ученого Г. Кельсена, человеческое знание и инте­ресы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники до­говорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан отно­сительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство обще­ства и которые лежат в основе функционирования политического режима» [59, с.19].

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк [10], который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а свя­зывал ее только с конкретным режимом, с конкретными граждана­ми. По его мнению, только положительный опыт и привычка населе­ния могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, пре­пятствуя сознательному конструированию легитимности.

В настоящее время в политической науке принято более конкретно под­ходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широ­кий круг ее источников и форм. В качестве основных источни­ков легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: на­селение, правительство (в первую очередь его лидер) и внешнеполитические структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает ста­бильность и устойчивость власти. Положительное отношение населе­ния к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фоку­се общественного мнения. Одобрение и поддержка населением влас­тей связаны с разнообразными политическими и гражданскими тра­дициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характерис­тике властных отношений.

Население может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эф­фективности правления. Поэтому при такой форме легитимности во главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установле­ний реальная расположенность и комплиментарность граждан к су­ществующему режиму.

В то же время легитимность может инициироваться и формиро­ваться не населением, а самим государством (правительством и его лидером) и по­литическими структурами (проправительственными партиями), по­буждающи-ми массовое сознание воспроизводить положительные оцен­ки деятельности правящего режима. Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосред­ственно зависит от способности властей, элитарных структур созда­вать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптималь­ности сложившихся политических институтов и проводимой ими ли­нии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значение при­обретают институциональные и коммуникативные ресурсы государ­ства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачивают­ся излишней юридизацией, позволяющей в конечном счете считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким об­разом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, закон­ностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами – дружественными государствами, международными орга­низациями. Такая разновидность политической поддержки часто ис­пользуется при выборах руководителей государства, в условиях меж­дународных конфликтов.

Категория легитимности, как отмечает А.И. Соловьев, применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства. Иными словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт пре­зидента в Югославии пользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной арене, где многие стра­ны считали Милошевича военным преступником. Или наоборот, от­дельные политики или партии на родине могут подвергаться остракиз­му, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демокра­тического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддержи­вать президента и негативно относиться к деятельности представитель­ных органов [109, с.134]. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические свя­зи между отдельными политиками и органами власти.

 

Типы легитимности

 

Многообразие возможностей различ­ных политических субъектов поддер­живать систему правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классифи­кация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотива­ции подчинения выделил три типа. Разумеется, в данном случае речь идет об известной теоретической идеализации, поскольку в кон­кретных исторических условиях элементы каждого из указанных типов власти присутствуют в различных сочетаниях и по-разному влияют на характер власт­ных отношений.

 

Традиционная легитимность

 

Традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти. А затем, получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических госу­дарствах. Длительная привычка к той или иной форме правления создает эффект ее справедливости и законности, что при­дает власти высокую стабильность и устойчивость. Традиционная власть опирается на веру в ее вечность и священный харак­тер. Решения и действия лиц, осуществляющих эту власть, считаются право­мочными, если они соответствуют сложившимся в обществе традициям или историческим прецедентам. Соблюдение этих традиций препятствует абсолютному произволу: если властители их нарушают, то массы могут отказать им в легитимности. Тем не менее, вне традиционных норм властители могут прини­мать произвольные решения, поэтому фактические властные полномочия как бы складываются из двух компонентов: - с одной стороны, власти, связанной и ограниченной традициями; - и с другой — власти, не связанной с традиционными началами и ограниченной только чувствами властителя. В зависимости от соотношения этих компонентов М. Вебер [19] выделил четыре вида тра­диционной власти: патриархализм, патримониализм, султанизм и феодализм.

Патриархализм означает полную зависимость властителей от традиций и представляет «чистый» вид традиционной власти, свойственный родовым от­ношениям.

Патримониализм характеризуется определенной свободой властителя от тра­диций и появляется при создании армии и адми­нистративного аппарата для управления захваченными территориями. При этом армия, и административный аппарат, по сути, являются собственностью прави­теля — он содержит и вооружает войска из своих личных средств, а также по собственному усмотрению назначает чиновников и определяет их полномочия.

По мере дальнейшего расширения подчиненной территории правитель вынужден делегировать часть своих властных полномочий аппа­рату управления. Если чиновники рекрутируются из социальных низов и, получая плату за выполнение административных функций, зависят от воли властителя, то про­исходит централизация власти, ведущая к формированию султанизма — разновид­ности патримониализма, характерной для стран Востока. Здесь власть пере­дается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что нередко граничит с абсолютным произволом.

Западная разновидность «позднего патримониализма» — феодализм — от­личается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате. В результате происходит децентрализация вла­сти: формируется сильная местная власть в лице крупных землевладельцев — феодалов, которые выступают посредниками между центральной властью и под­данными. При феодализме верховный правитель — король, царь и т.д. — может передавать часть властных полномочий и соответствующих привилегий нотаб­лям, строя свои взаимоотношения с ними на договорных началах, поэтому ад­министративные проблемы решаются на основе права. По мнению М. Вебера, благодаря правовому фактору феодализм тяготеет к легальному типу власти и служит ступенью на пути к формированию рационального государства.

Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...