Проблема легитимности власти в России
В дореволюционной России легитимность власти была традиционной. Власть монарха опиралась на божественное право и священность принципа престолонаследия. Источником традиционной власти служила привычка населения повиноваться ей и издревле существующим порядкам. Однако абсолютизм в России был особого типа, поскольку опирался не только на традицию, но и на идеологию, то есть традиционная легитимность власти у нас непременно дополнялась идеологической. Дело в том, что власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населения страны. Поэтому в России власть извечно опиралась на идеологию, которая обосновывала претензии власти на господство, оправдывала ее действия. Достаточно вспомнить официальную доктрину правления Николая I, выражавшуюся формулой «Самодержавие, православие, народность». После Октябрьской революции 1917 г., по мнению Р.Т. Мухаева [76], предпринята попытка создать новый — советский — тип легитимности, отличный традиционного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитимность с харизматической. Идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство. Однако этот тип легитимности быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода удерживался чисто политическими и идеологическими средствами. Лидер Коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась. Однако по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их харизма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.
В 1990-х гг., утратив былую поддержку народных масс, советский тип легитимности довольно быстро сошел на нет. На его месте возникла своеобразная система властвования, легитимность которой включает в себя элементы традиционной (в сознании многих президент отождествляется с монархом), харизматической (современные лидеры — это бывшие коммунисты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности) и рационально-легальной легитимности (власть формируется на свободных выборах). Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верования, чувства, рациональность и т.д. Ситуация экономической социальной нестабильности снижала возможности власти, поскольку ее собственная социальная база была невелика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам многоэлементная легитимность отражала несовпадение легальности власти (конституционности) и легитимности (поддержки большинством населения), порождает противоречивое отношение к ее решениям. Победа Б.Н. Ельцина на президентских выборах в 1996 г. над Г.А. Зюгановым с разрывом почти в 10% подтвердила первоначальную легитимность и легальность российского политического режима. Однако неэффективная экономическая политика, результатом которой стали растущая безработица, углубляющийся спад производства, постоянные невыплаты зарплаты, заметно понизила легитимность режима, сохранив его легальность.
Многоэлементная легитимность сохранилась в период президентства В. В. Путина. В первый срок его президентства достигнута известная политическая и экономическая стабильность благодаря высоким мировым ценам на энергоносители (нефть, газ). Это обеспечило высокую легитимность лишь одному институту в политической системе — институту президентства, легитимность остальных органов власти была очень низкой. Вероятно, в общественном сознании стабильность ассоциировалась с действиями только президента, а не всей системы власти. Как отмечает Р.Т. Мухаев [76], высокая легитимность В.В. Путина вначале отчасти основывалась на контрасте с неумелой и коррумпированной политикой действующего президента Б.Н. Ельцина. Поэтому легитимность сегодняшнего режима В.В. Путина опирается на верования и чувства населения и отдельные успехи в сфере социальной политики.
Вопросы для самоконтроля по четырнадцатой главе
1. Определите понятие государственной власти. 2. Назовите признаки государственной власти. 3. Кто относится к субъектам государственной власти. 4. Какие основные функции, формы и сущность государственной власти вы знаете? 5. Охарактеризуйте экономические, социальные, идеологические основы государственной власти. 6. Что понимается под первичным субъектом государственной власти. 7. Как вы понимаете процесс делегирование власти. 8. Назовите границы государственной власти. 9. Что представляет собой государственная власть? 10. В чем заключается проблема монополизации власти. 11. Обоснуйте концепцию разделения властей. 12. Охарактеризуйте структура механизма разделения властей. 13. Объясните резоны и функции разделения властей. 14. Назовите направления делегирования властных полномочий. 15. Назовите субъектов горизонтального распределения государственной власти. 16. Для чего нужна консолидация власти? 17. Почему важна демонополизация власти и разделение властей? 18. Что значит легитимность государственной власти? 19. В чем различие легитимности и легальности государственной власти?
20. Объясните феномен и особенности политического господства? 21. Что значит политическая легитимность? 22. Определите понятие «политическая легальность»? 23. Назовите источники легитимности. 24. Назовите типы легитимности. 25. Охарактеризуйте традиционную легитимность. 26. Охарактеризуйте харизматическая легитимность. 27. Назовите принципиальные особенности рациональной легитимности. 28. Какие типы государственной легитимности кроме веберовской классификации вы знаете? 29. От чего возникают кризисы легитимности и какие способы их урегулирования вы знаете? 30. От чего зависит эффективность власти? 31. Какие процессы определяют термином делегитимация власти? 32. Назовите способы сохранения и восстановления легитимности власти. 33. В чем ппроблема легитимности власти в России? 34. Определите понятие и охарактеризуйте особенности государственной власти.
Глава 15. Государственная политика и ее основные Направления Рассмотрению сущности и элементов содержания системы государственной политики уделяется серьезное внимание в современной социально-гуманитарной литературе. Подобный интерес объясняется не только постоянно возрастающим влиянием политики на общественную жизнь, но и тем, что она становится все более важным элементом управления социально-экономическими процессами. В начале XX в. М. Вебер [17] определил сущность политики как сферы отношений и деятельности по руководству (управлению) обществом. Государство являлось и продолжает оставаться основным институтом политического управления. Это обусловлено его ролью выразителя всеобщих интересов населения, и по этой причине исполняющего интегрирующую роль в обществе. Государство, в большинстве политико-социологических и политологических исследований, определяется как макрополитический институт общества, выражающий всеобщие интересы, закрепляющий политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости, и осуществляющий верховную власть и управление в стране.
§1. Сущность, принципы и методы государственной Политики И прежде, и в настоящее время, государственная политика по сравнению с политической деятельностью любого другого института политического участия (партии, движения, профсоюзов) неизменно и отчетливо выражает всеобщие интересы населения и граждан в целом, является концентрированным их отражением. Этим она объективно способствует поддержанию и воспроизведению социально-политической целостности общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|