Харизматическая легитимность
Харизматическаялегитимность, складывается в результате веры людей в качества политического лидера, признаваемые ими выдающимися. Понятие «харизма» (греч. charisma — благодать, божественный дар) заимствовано из античной христианской терминологии. Им обозначается исключительный авторитет, которым пользуются некоторые индивиды внутри ограниченных сообществ, например в сектах. Этот авторитет имеет две особенности. Во-первых, он настолько высок, что способен вовлечь людей в действия, к осуществлению которых их ничто не вынуждает. А во-вторых, этот авторитет не зависит ни от ранее существовавших условий, как это имеет место в случае царской власти, ни от воли других людей, из чего складывается авторитет, к примеру, президента или Папы. В теологических терминах авторитет идет о Бога. В светских терминах — авторитет исходит от самого индивида, т.е. от его способности утверждения политических отношений на основе обольщения [39]. Образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.
Рассматривая харизму как экстраординарную способность индивида, Вебер полагал, что она не приобретается, а даруется природой, Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики; основатели мировых религий — Будда, Иисус Христос, Магомет; основатели государств — Солон и Ликург; великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Все это харизматические лидеры. Не случайно для пророка, по Веберу, характерен такой оборот: «Сказано... А я говорю вам...». Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства. Он исключает «всякий компромисс с ежедневной жизнью» и означает одновременно как нарушение традиций, так и факт нового господства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе общества и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Харизматическая власть является нестабильной по сравнению с традиционной и легальной. Власть харизматического властителя фактически не подкреплена официальным правом или священной традицией, что вынуждает властителя постоянно подтверждать гражданам свою харизму. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск «врагов народа», физические расправы и т.д.
Поскольку харизматическая власть персонифицируется с конкретным индивидом, обладающим «уникальными» качествами, она не может быть постоянной и передаваться обычным путем. Харизма не вечна, ибо вождь смертен, поэтому окружение лидера стремится сохранить ее для себя. В связи с этим, еще при его жизни слово харизматического лидера объявляется непогрешимым, возводится в ранг священного, не может быть подвергнуто сомнению. Если лидер не назначит преемника, то между его последователями нередко возникает борьба за право наследовать власть, которая грозит перерасти в кризис и привести к утрате их влияния на общество. Однако «соратники вождя» могут и объединиться, чтобы в той или иной степени сохранить харизматическое воздействие. Если при этом «особые» качества лидера переносятся на его семью, род, то возникает родовая харизма, а если на должность или организацию, которую он, соответственно, занимал или создавал, то харизма превращается в безличную и становится свойством того или иного социального института. Со стабилизацией социальной системы харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное господство, происходит «рутинизация. харизмы». Зачастую времена харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей формы политической власти. Рациональная легитимность Рациональная (демократическая) легитимность, возникает в результате осознания людьми справедливости рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется существующая система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря признанию человеком интересов других членов общества, отличных от его собственных. Это понимание предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность реализации его собственных целей.
Оно основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленныхна регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, и не только управляемые, но и управляющие. Президент страны подчиняется Конституции, даже если он обладает харизмой как политическим ресурсом. В этом смысле подчинение более не является отношением между людьми: все, включая и чиновников, действуют на основе строгих правил, а не подчиняются какому бы то ни было лицу. Таким образом, в основе рационального господства лежит формально-правовое начало. Общая процедура осуществления этого типа властвования предполагает «конституированный авторитет» административных органов, т.е. публичную функцию, которая должна быть непрерывной и приспособленной к правилам. При этом содержание правил и институтов может меняться в зависимости от изменения социальных условий. Рациональное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в демократическом государстве. Оно появляется на том этапе исторического развития, когда в обществе складываются общеобязательные нормы, регламентирующие процессы социального управления. Наиболее развитой формой этого типа власти, выступает рациональное государство, где властные отношения легитимируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляют чиновники. Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.
Вебер определил этот тип легитимности как легальное (рационально-бюрократическое) господство. Основными элементами этого типа власти являются: · право как совокупность принципов, регулирующих все сферы общественной жизни; · социальное управление как процесс применения права; · элита как субъект власти, деятельность которого ограничена правовыми рамками; · бюрократия как субъект управления, чьи функции также регламентированы правом; · массы, подчиняющиеся не чиновникам административного аппарата, а применяемым ими нормам права.
Идеальный тип политика, присущий этому типу легитимности, по Веберу, характеризуется: · свободой мышления и действий; · активным участием и самоотдачей в борьбе за власть; · ответственностью перед гражданами, избирателями; · способностью к самостоятельным действиям, за которые он несет личную ответственность; · умением находить сторонников и союзников, достигать в необходимых случаях компромисса; · способностью снять с себя ответственность за действия, противоречащие его взглядам, и в определенной ситуации уйти в отставку, исполнив тем самым свой долг; · независимым материальным положением.
Граждане государства рациональной легитимности подчиняются строгим правилам, законам, процедурам и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. Ключевой институт рационального господства — бюро (оффис), при помощи которого осуществляется руководство обществом. Бюрократическую администрацию отличает, по М. Веберу, то, что господство в ней осуществляется как функция знания. И потому процесс властвования является специфически рациональным и строится на рациональных ценностях [18, с.257]. Бюрократия как административный аппарат существовала в различных цивилизациях, начиная с Древнего Египта, однако говорить о рациональном управлении стало возможным только с того момента, когда государство начинает оплачивать работу чиновников в денежной, а не в натуральной форме, как это было характерно для всех видов традиционной власти, включая и феодализм [41]. Бюрократия, по Веберу, является самым чистым типом легального господства. Идеальному бюрократу, по мнению М. Вебера [17], должны быть присущи следующие качества: · высокая профессиональная квалификация; · готовность выполнить любой приказ; · умение эффективно действовать в рамках существующих законов и правил;
· беспристрастность; предпочтение чувства долга всем остальным.
Им же были сформулированы основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: · лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; · имеют устойчивую служебную иерархию; · имеют твердо определенную компетенцию; · работают в силу контракта (на основе свободного выбора); · работают в соответствии со специальной квалификацией; · вознаграждаются постоянными денежными окладами; · рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; · предвидят свою карьеру; · работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; · подлежат строгой, единой служебной дисциплине и контролю.
Если хотя бы один из этих аспектов отсутствует либо заменяется чертами патримониальной или харизматической бюрократии, то властные отношения, по Веберу, следует признать не соответствующими рационально-правовому типу легитимности. Идеальные характеристики политика и бюрократа, сформулированные Вебером, содержат в себе определенные противоречия. В частности, чтобы выиграть борьбу на выборах, политик должен обладать харизматическими качествами, благодаря которым он может принимать ответственные решения и, опираясь на поддержку масс, противостоять бюрократизации политической власти. Однако апелляция к массам способна в итоге привести к установлению режима личной власти политика, поэтому его действия должны находиться под контролем парламента и применяющей нормы права бюрократии. Но власть чиновника, обеспеченная соответствующим положением в бюрократической иерархии, и власть профессионала, основанная на специальных знаниях, противоречат друг другу: подчинение профессионалу обычно подразумевает добровольное признание его квалификации, компетентности, тогда как подчинение бюрократу, обладающему правом приказа, всегда в той или иной степени связано с принуждением. В зависимости от конкретных социальных условий это противоречие может существенным образом отразиться на характере властных отношений: нарастание кризисных явлений в обществе служит почвой, для того чтобы усомниться в компетентности правящих кругов, и в конечном счете подрывает доверие граждан к рационально-правовым способам легитимации власти. Идеальные характеристики политиков и бюрократов основаны на предположении, что указанные «действующие лица» властных отношений не преследуют каких-нибудь собственных целей. С этой точки зрения парламент как институт власти политической элиты, включающий представителей различных социальных слоев и групп, призван выражать интересы всего общества, а не отдельных лиц, обладающих депутатскими мандатами, тогда как бюрократия должна лишь реализовывать задачи, сформулированные в парламентских решениях и переданные ей через главу исполнительной власти. Однако было бы неверным полагать, что политиками движут исключительно общественные интересы. Многие, по-видимому, могли бы уклониться от руководящих должностей и связанных с ними психологической и социальной ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.п. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Что же касается бюрократии, то ее интересы находятся в сфере перераспределения результатов и продуктов общественного труда. Профессиональное знание предмета управления, контроль над социальными связями дают возможность административному аппарату пользоваться благами перераспределения, причем во все возрастающих масштабах. Всеобщий государственный интерес может трансформироваться в особую частную цель чиновничества, использующего государство и его аппарат в качестве средства присвоения части материальных благ или влияющих на их перераспределение. Располагая реальной возможностью влиять на принятие соответствующих решений и контролировать ход их выполнения, бюрократия, объединенная корпоративными интересами, фактически становится одним из субъектов власти, реализующим свои цели посредством соответствующей активности [41]. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии в замкнутую касту, стоящую над обществом. В правовых демократических государствах действуют достаточно эффективные способы ограничения власти бюрократии: · регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата; · контроль за ними со стороны политических и общественных институтов.
Описанные типы легитимности, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Подобное было, к примеру, во Франции, когда принятие ее конституции, основавшей V Республику в 1958 г., личный престиж Ш. де Голля и два референдума 1961 и 1962 гг. позволили главе государства решительно положить конец конфликту в Алжире. Доминирование того или иного типа легитимности связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем, тогда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона.
Другие типы легитимности Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию легитимности. Ее виднейший представитель Д. Истон [43] и его последователи утверждают, что условием легитимности политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Легитимность в их представлении это степень, параметр на который члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки. Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую легитимность. Диффузная легитимность, согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно эмоциональную поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности. Специфическая легитимность ситуативна, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и процесса ее действия. В 1980-е гг. в политическую науку наряду с диффузной и специфической легитимностью были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить легитимность власти, политического режима или его отдельного института [35]. Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, обеспечивающий поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Данный тип легитимности опирается на идеологические принципы и убеждения граждан в ценности политического строя как самого передового или наилучшего для них. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса и ее право ими управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология, и какие идеи она использует, данная легитимность может быть классовой или националистической. В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Примером такой легитимности была, например, власть в Советском Союзе. Это наглядно демонстрировала ст. 6 Конституции СССР 1977 г., которая объявляла коммунистическую партию «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». И тут же объяснялась причина легитимности власти партии. Она вытекала из того, что КПСС была вооружена марксистко-ленинским учением, на основе которого определялась перспектива развития общества, основные направления внутренней и внешней политики[48]. Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы. Выделяют и патриотический тип легитимности, являющийся разновидностью идеологического, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику. Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе. В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии легитимности. В частности, французский политолог Ж.Л. Шабо [126], подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора (участника) — управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется прежде всего относительно них. Таким образом, она должна соответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая легитимность) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая легитимность), а также исходить из человеческой сущности (онтологическая легитомность). Демократическая легитимность— это перенос на все общество механизма принятия решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная коллективная свободная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм – мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально — как для выбора представителей народа, так и для голосования законов или принятия решений в рамках коллегиальных исполнительных структур. Однако, в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали утверждению авторитаризма и тоталитаризма. Так было в Германии 1933 г., когда Гитлер пришел к власти вполне законным путем; так было и во Франции, где фашистский режим вышел из легального парламента, палата депутатов которого была выбрана весомым большинством голосов французов. Технократическая легитимность связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип легитимности может иметь свои «извращения», когда и власти приходит «компетентная элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство». Объективизация этой концепции обеспечивается тем, что политика в современных условиях все в большей мере формируется и осуществляется на базе специальных знаний с использованием разнообразной техники, начиная с технического оборудования учреждений управления и вплоть до многообразных социологических исследований по сути проблем. Масштабы вмешательства государства в общественные дела требует сегодня того, чтобы государственные руководители обладали глубокими знаниями не только в области государственного управления, но и в конкретных отраслях жизнедеятельности общества. Нельзя стать умелым политиком без достаточных знаний в истории, в области экономики и права, международных отношений и безопасности страны. Будучи верховным главнокомандующим, глава государства не может не иметь знаний в области вооружений и военной стратегии. Но дело не только в индивидуальных качествах руководителей. В современных условиях, действительно, невозможно принять правильное решение без глубокой научной проработки проблем, встающих перед властями и обществом. С этой целью привлекаются специалисты и ученые. А это создает видимость того, что все большее количество проблем как бы выводится из сферы деятельности политиков. На передний план выходят профессионалы, теоретики и практики управления, т. е. технократы. Технократическая идеология берет начало в первые десятилетия XIX в. Сен-Симон [106] высказался тогда, что лучшие физики, химики, физиологи, банкиры, торговцы, сельскохозяйственные и промышленные производители находятся во главе нации, представляя собой подлинную политическую власть в государстве. А политики — это лишь видимость власти. Позднее тезис о двойственном характере власти был взят на вооружение американским исследователем Д. Бэрнхемом[36, с.362]. Он сформулировал идею революции менеджеров. Раскрывая эту идею, он противопоставил демократическую легитимность политической власти с ее словесной театральностью на авансцене политики технократической легитимности технических специалистов высшего слоя. Эти последние заставляют власти принимать вполне определенные решения. Не находясь на политической «сцене», они играют решающую роль в определении политики, оставляя профессиональным политикам возможность произносить речи. В 1960-е гг. идея технократии как передовой силы общества стала предметом теоретического анализа известного американского ученого Д. Гэлбрейта [30], утверждавшего примат технократической рациональности в обществе. Она находит свое выражение в «техноструктуре» как современном выражении властвующей элиты. Именно ее действия, по Гэлбрейту, определяют политическое поведение профессиональных политиков. Технократическая легитимность, по мнению В.В. Желтова, имеет право на жизнь. Никакие политические речи или форумы не могут заменить роль знаний и умение ими распорядиться в интересах общества. Однако обстановка секретности, нередко корыстная заинтересованность технократов в решении тех или иных вопросов, отсутствие демократического контроля за деятельностью чиновников — эти и другие моменты ставят пределы технократической легитимности. А в переломные моменты развития общества, когда политизация его достигает внушительных размеров, влияние технократов снижается, хотя и не исчезает вовсе [36]. Онтологическая легитимность — это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Ж.Л. Шабо подчеркивает, что на практике свобода и воля человека способны отходить отданных принципов или противостоять им. Это происходит потому, что политические факторы (как управляемые, так и управляющие) в осуществлении своей человеческой свободы способны сделать разные выборы. Он может быть «противоестественным» или «естественным», т.е. имеющим целью выполнить предначертания природы. Онтологическая легитимность измеряется уровнем соответствия «тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно но которому он может противостоять» [126]. Наряду с выше названными, английский исследователь Д. Хелд легитимности предлагает и такие ее типы, как: · «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; · апатичная легитимность, основанная набезразличии населения к сложившемуся стилю и формам правления; · прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; · нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью; · высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов [109].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|