Проблема демонополизации власти и разделения властей
Динамика власти
Как показывает современная политическая практика демократических стран, механизм государственной власти имеет сложную иерархическую структуру. Рассмотрим его основные компоненты.
Первичный субъект государственной власти Первичным субъектом власти, ее источником является народ, который, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает (делегирует) своему официальному представителю — государству. В Конституции Российской Федерации (ст. 3) говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [48].
Делегирование власти
В теории власти и властных отношений важное место занимает проблема делегирования власти. Ее в свое время основательно разрабатывали Бакунин [5], Кропоткин [53], М. Вебер [17] и другие мыслители. Делегирование власти означает передачу власти (властных полномочий) от одного ее субъекта другому. Это один из основных способов функционирования власти и фундаментальный политический институт. Делегирование, по определению К.А. Воробьева [21], власти выступает в трех видах: · передача полномочий народа своим представителям в представительных органах власти, т.е. ее делегирование избранным носителям народной власти (в парламенте, органах судебной власти, самоуправления). Данная демократическая процедура совершается в силу того, что весь народ в целом не может управлять сам собой, не может весь поголовно войти в органы государственной власти. Для выполнения управленческих функций и законотворческой деятельности нужны специально подготовленные люди, которых народ и избирает в органы власти. От его имени они управляют государством. Делегирование власти совершается в этом случае вместе с ее прерогативами, привилегиями, суверенными правами.
· передача части властных полномочий нижестоящим субъектом власти вышестоящему по управлению государственными и общественными делами на своей территории. Например, какая-то область передает федеральному правительству функции, скажем, по охране общественного порядка или функции управления оборонными предприятиями, расположенными на территории данной области. Эта процедура называется делегированием власти «наверх». Конечно, при этом существует опасность, что вышестоящий орган может узурпировать делегированные ему полномочия и перестать считаться с местной властью. Чтобы этого не произошло, должен действовать закон, четко разделяющий компетенции центральной и местной властей. · передача части власти «вниз». Это происходит тогда, когда вышестоящий орган хочет освободиться от некоторых второстепенных функций и передать их в ведение нижестоящего органа власти, сохраняя при этом общий контроль над этим органом, не упуская из своих рук власти над ним. В противном случае местные органы власти могут выйти из-под контроля центральных органов, превысить свои полномочия. Здесь также должно действовать законодательное разграничение полномочий с предоставлением центру права контролировать деятельность нижестоящих органов власти, а в случае необходимости отменять их неправомочные решения.
Как и во всяком деле, в процессе делегирования власти «наверх» и «вниз» необходимо соблюдать категорию меры, т.е. передавать властные полномочия в строго выверенном объеме, с гарантированным правом контроля за использованием любым субъектом власти переданных ему властных функций.
14.2.1.3. Границы государственной власти Важной политологической проблемой является вопрос о границах государственной власти. Возможны ли такие сферы человеческого бытия, куда не должны вторгаться ее органы, куда их властная деятельность не распространяется? Этот вопрос занимал умы многих мыслителей прошлого, в том числе русских. Его разрабатывали Б.Н. Чичерин [125], В.С. Соловьев [110], А.А. Богданов [12] и др. Они защищали тезис о том, что государственная власть не может быть беспредельной, она должна иметь определенные границы. Это положение является центральным в теории построения правового государства. Действительно, в правовом государстве власть не должна распространяться на неполитические, «частные», межличностные отношения людей, а также на семейно-бытовые. В этом, собственно, заключается суть подлинных гражданских свобод как свобод личности от политического надзора и контроля. По мнению К.А. Воробьева, главные наши отечественные общественные беды в течение десятилетий происходили именно от нарушения бывшей партийно-государственной властью границ своей компетенции, от выхода за их пределы. Да и, таких определяемых и гарантируемых законами пределов не было. Но если они где-то и определялись, то реально не соблюдались [21]. Сегодня основной целью наших политических реформ и нововведений является утверждение разумных границ власти, четкое определение компетенции каждого ее органа и власти в целом, повышение политической культуры, правовой грамотности и профессионализма управленческих кадров и государственных служащих. Власть должна быть аккумулирована в законе, а не в персоне. Закон должен ограничивать использование власти, она должна оставаться одинаковой при любой личности президента, премьера. Конечно, особенности личности высшего руководителя страны накладывают свой отпечаток на механизм осуществления власти. Но эти особенности не должны влиять на границы власти, определяемые законом.
14.2.1.4. Проблема монополизации власти Столетия мировой политической практики свидетельствуют, что всякая власть, как правило, стремится к тому, чтобы расширить объект своего воздействия, свои компетенции. Другими словами, для всякой власти характерно усиление ее монополизации, проникновение, по возможности, во все новые сферы общественной и личной жизни людей. И это часто выдается за усиление власти, утверждение ее стабильности, прочности, долговечности. Однако та же мировая политическая практика показывает, что монополизация власти, ее чрезмерная концентрация в руках одного субъекта отрицательно сказывается не только на жизни общества, народа, но и подтачивает способность самой власти, ее органов к эффективному управлению общественной и государственной жизнью.
Почему так происходит? Во-первых, потому что монопольный орган власти, не избираемый народом, не имея перед собой оппозиции, утрачивает ответственность перед обществом, перед населением страны за результаты своих решений и действий, и это наносит вред общественному развитию, благополучию народа, его социальным правам и свободам. Во-вторых, потому, что монопольная политическая власть, существуя длительное время, утрачивает способность быстро и адекватно реагировать на неожиданные для нее, нестандартные ситуации. Она привыкает к неукоснительному выполнению людьми ее решений, поддержке ее действий, если даже эти решения и действия были неправильными, не соответствовали обстановке, и потому дали отрицательные результаты. Все это дискредитирует данную власть в глазах народа, приближает ее гибель. Осознание отрицательных последствий монополизации государственной власти привело к пониманию необходимости ее демонополизации, децентрализации. Суть этого акта в том, чтобы не допустить сосредоточения государственной власти в руках одного органа или личности. Не допустить, чтобы этот властный орган или единоличный правитель сосредоточил в своих руках всю полноту власти в обществе и управлял им по своему усмотрению. По мнению К.А. Воробьева,проблема демонополизации власти — это проблема разделения власти на отдельные ветви, относительно независимые друг от друга [21] или распределение государственных властных полномочий между ветвями власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|