Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема демонополизации власти и разделения властей




Динамика власти

 

Как показывает современная политическая практика демократи­ческих стран, механизм государственной власти имеет сложную иерархи­ческую структуру. Рассмотрим его основные компоненты.

 

Первичный субъект государственной власти

Первичным субъектом власти, ее источником является народ, который, реализуя часть властных функций непосредственно, дру­гую часть из них передает (делегирует) своему официальному пред­ставителю — государству. В Конституции Российской Федерации (ст. 3) говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [48].

 

Делегирование власти

 

В теории власти и властных отношений важное место занимает проблема делегирования власти. Ее в свое время основательно разрабатывали Бакунин [5], Кропоткин [53], М. Вебер [17] и другие мыслители. Делеги­рование власти означает передачу власти (властных полномочий) от одного ее субъекта другому. Это один из основных способов функционирования власти и фундаменталь­ный политический институт.

Делегирование, по определению К.А. Воробьева [21], власти выступает в трех видах:

· передача полномочий народа своим представи­телям в представительных органах власти, т.е. ее де­легирование избранным носителям народной власти (в парламенте, органах судебной власти, самоуправле­ния). Данная демократическая процедура совершается в силу того, что весь народ в целом не может управ­лять сам собой, не может весь поголовно войти в орга­ны государственной власти. Для выполнения управлен­ческих функций и законотворческой деятельности нуж­ны специально подготовленные люди, которых народ и избирает в органы власти. От его имени они управ­ляют государством. Делегирование власти совершается в этом случае вместе с ее прерогативами, привилегиями, суверенными правами.

· пе­редача части властных полномочий нижестоящим субъектом власти вышестоящему по управлению го­сударственными и общественными делами на своей территории. Например, какая-то область передает федеральному правительству функции, скажем, по охране общественного порядка или функции управ­ления оборонными предприятиями, расположенными на территории данной области. Эта процедура назы­вается делегированием власти «наверх». Конечно, при этом существует опасность, что вышестоящий орган может узурпировать делегированные ему полномочия и перестать считаться с местной властью. Чтобы это­го не произошло, должен действовать закон, четко разделяющий компетенции центральной и местной властей.

· передача ча­сти власти «вниз». Это происходит тогда, когда вышесто­ящий орган хочет освободиться от некоторых второ­степенных функций и передать их в ведение ниже­стоящего органа власти, сохраняя при этом общий контроль над этим органом, не упуская из своих рук власти над ним. В противном случае местные органы власти могут выйти из-под контроля центральных органов, превысить свои полномочия. Здесь также должно действовать законодательное разграничение полномочий с предоставлением центру права контро­лировать деятельность нижестоящих органов власти, а в случае необходимости отменять их неправомоч­ные решения.

 

Как и во всяком деле, в процессе делегирования власти «наверх» и «вниз» необходимо соблюдать кате­горию меры, т.е. передавать властные полномочия в строго выверенном объеме, с гарантированным пра­вом контроля за использованием любым субъектом власти переданных ему властных функций.

 

14.2.1.3. Границы государственной власти

Важной политологической проблемой является вопрос о границах государственной власти. Возможны ли такие сферы человеческого бытия, куда не должны вторгаться ее органы, куда их властная дея­тельность не распространяется? Этот вопрос занимал умы многих мыслителей прошлого, в том числе рус­ских. Его разрабатывали Б.Н. Чичерин [125], В.С. Соловьев [110], А.А. Бог­данов [12] и др. Они защищали тезис о том, что государ­ственная власть не может быть беспредельной, она должна иметь определенные границы. Это положение является центральным в теории построения правового государства.

Действительно, в правовом государстве власть не должна распространяться на неполитические, «част­ные», межличностные отношения людей, а также на семейно-бытовые. В этом, собственно, заключается суть подлинных гражданских свобод как свобод личности от политического надзора и контроля.

По мнению К.А. Воробьева, главные наши отечественные общественные беды в течение десятилетий происходили именно от наруше­ния бывшей партийно-государственной властью гра­ниц своей компетенции, от выхода за их пределы. Да и, таких определяемых и гарантируемых зако­нами пределов не было. Но если они где-то и опре­делялись, то реально не соблюдались [21].

Сегодня основной целью наших политических ре­форм и нововведений является утверждение разум­ных границ власти, четкое определение компетенции каждого ее органа и власти в целом, повышение по­литической культуры, правовой грамотности и про­фессионализма управленческих кадров и государ­ственных служащих. Власть должна быть аккумули­рована в законе, а не в персоне. Закон должен ограничивать использование власти, она должна ос­таваться одинаковой при любой личности президен­та, премьера. Конечно, особенности личности высше­го руководителя страны накладывают свой отпечаток на механизм осуществления власти. Но эти особенно­сти не должны влиять на границы власти, определя­емые законом.

 

14.2.1.4. Проблема монополизации власти

Столетия мировой политической практики свиде­тельствуют, что всякая власть, как правило, стремится к тому, чтобы расширить объект своего воздействия, свои компетенции. Другими словами, для всякой вла­сти характерно усиление ее монополизации, проник­новение, по возможности, во все новые сферы обще­ственной и личной жизни людей. И это часто выдается за усиление власти, утверждение ее стабильности, прочности, долговечности. Однако та же мировая по­литическая практика показывает, что монополизация власти, ее чрезмерная концентрация в руках одного субъекта отрицательно сказывается не только на жиз­ни общества, народа, но и подтачивает способность самой власти, ее органов к эффективному управлению общественной и государственной жизнью.

Почему так происходит? Во-первых, потому что монопольный орган власти, не избираемый народом, не имея перед собой оппозиции, утрачивает ответствен­ность перед обществом, перед населением страны за результаты своих решений и действий, и это наносит вред общественному развитию, благополучию народа, его социальным правам и свободам.

Во-вторых, потому, что монопольная политическая власть, существуя длительное время, утрачивает спо­собность быстро и адекватно реагировать на неожи­данные для нее, нестандартные ситуации. Она привы­кает к неукоснительному выполнению людьми ее решений, поддержке ее действий, если даже эти решения и действия были неправильными, не соответствовали обстановке, и потому дали отрицательные результаты. Все это дискредитирует данную власть в глазах наро­да, приближает ее гибель.

Осознание отрицательных последствий монополи­зации государственной власти привело к понима­нию необходимости ее демонополизации, децентрали­зации. Суть этого акта в том, чтобы не допустить сосредоточения государственной власти в руках одно­го органа или личности. Не допустить, чтобы этот вла­стный орган или единоличный правитель сосредото­чил в своих руках всю полноту власти в обществе и управлял им по своему усмотрению. По мнению К.А. Воробьева,проблема демонополизации власти — это проблема разделения власти на отдельные ветви, относительно независимые друг от друга [21] или распределение государственных властных полномочий между ветвями власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...