Субъекты горизонтального распределения государственной власти
Разделение власти по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами («ветвями» власти) — законодательным, исполнительным и судебным Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенства закона и формируется путем свободных выборов. Она представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган — парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе. Верховенство законодательной власти ограничено действующей в стране конституцией и системой права. В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного контроля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Современные конституции формально наделяют исполнительной властью главу государства (в парламентских монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако фактически в парламентарных монархиях и республиках вся исполнительная власть целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление исполнительной власти правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров На региональном и местном уровне исполнительная власть осуществляется различными органами местного управления и самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом). Исполнительно-распорядительная власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Эта власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми» дверями и при отсутствии механизма сдержек неизбежно подминает под себя и законодательную, и судебную власть.
Исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на законе и существовать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной отчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти. Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. Она как самостоятельная структура государственной организации в своих действиях независима от законодательной и исполнительной власти. Судебная властьосуществляет надзор за действиями первых двух ветвей власти, за соблюдением их работниками законов государства и прав человека. Она представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, их осуществляющих. Судебная власть получает полномочия: · в порядке, установленном процессуальным законом; · а иногда дополнительных полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Конституционный Суд РФ, Верховный суд США); · на основе нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах); · через предоставление контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания); · как дополнительные второстепенные полномочия (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.)[93, с.46].
Полномочия судебной власти подразделяются на основные и вспомогательные. Основные (исключительные) - это полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) — по осуществлению правосудия. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий судебной власти возлагается на суды различных категорий (обычные (общей компетенции и специализированные), административные, конституционные), а также иногда на так называемые квазисудебные органы. В РФ основные полномочия судебной власти осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями).
Особая и чрезвычайно важная роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом, органами власти и гражданами принадлежит конституционному суду. Он призван определять отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и его центральному звену — конституции. Отношения между разделенными властями регулируются соответствующими законами, положениями конституции (если они сформулированы в ней и существует сама конституционная форма правления), традициями политической культуры общества, историческим опытом. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направление ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Суд призван быть защитником права, пресекая правонарушения. По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, — Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Горизонтальная структура власти существует между элементами государственного управления на одном и том же уровне. Она формируется из представителей разных ведомств для решения конкретных управленческих проблем, например, при реализации федеральных целевых программ, в системе мероприятий по борьбе с терроризмом (антитеррористические операции) и т. д. Таким образом, горизонтальные структуры власти — явления временные, эпизодические. Эффективность их деятельности зависит от четкости договорной базы между входящими в такую структуру субъектами, преодоления каких-либо местнических или групповых интересов, иных противоречий между руководителями созданного органа управления. Горизонтальные структуры власти могут формироваться не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.
Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения (ст. 132). В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.)» определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления. В соответствии с данным законом практически на всей территории страны организованы органы местного самоуправления (муниципальные органы), основная задача которых (п. 1, ст. 2) — решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций [93].
Консолидация власти Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах имеют свою специфику. Полное разграничение функций законодательной, исполнительной и судебной властей не только практически невозможно, но и вряд ли целесообразно и эффективно с точки зрения политической практики. Государственная власть должна быть единой при своем многообразии. Действительно, если, скажем, законодательная власть будет только издавать законы, но не иметь права проверять их выполнение, то такая власть потеряет всякую силу и авторитет. Это право она должна иметь. Так же и исполнительная власть должна не только выполнять законы, но иметь право издавать строго определенные ее компетенцией постановления, а президент — Указы, имеющие силу закона. Только такое единство законодательной и исполнительной властей, а не их противоборство, будет эффективно влиять на развитие общества. Известный русский философ В.С. Соловьев по этому вопросу писал: «Ясно, что эти три различные власти — законодательная, судебная и исполнительная — при всей необходимой раздельности (дифференциации) не могут быть разобщены, так как они имеют одну и ту же цель: правомерное служение общему благу» [110]. Поэтому общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом. В рамках единой целостности власти государства необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|