Религиозная (традиционная) модель политической культуры
С начала XXI в. внезапно стала вновь актуальной религиозная модель политической культуры. Исламский мир стал рассматриваться не только как культурное явление, но и как политико-культурное. Проблема возникла в связи с распространением мусульманского терроризма и вахабизма. Исследователи выделяют традиционный (религиозный) и светский типы политической культуры. Традиционная политическая культура опирается на жесткие предписания и систему принципов политического сотрудничества (абсолютные монархии, тоталитарные религиозные государства). Для традиционной политической культуры характерны: · признание священного характера власти; · признание того, что права подданного и права власти по отношению к нему регулируются традиционными нормами, вытекающими из утверждения «так было всегда»; · признание неизменности данной системы политических отношений и ее политических норм. Светский тип политической культуры характеризуется прагматизмом, эмпиризмом. В рамках светской политической культуры формируется культура широких слоев населения демократических стран [74, с.612].
Видовое разнообразие Алмонда Г. Алмонд [2] выделял четыре вида политической культуры, которые различаются по степени сходства взглядов представителей разных слоев общества: · гомогенный (в США и Великобритании) — большинство населения разделяют принципы устройства данной политической системы и терпимо относятся к разногласиям; · фрагментированный (в континентальной Европе) — согласие по основным политическим вопросам отсутствует; общество разделено на субкультуры, часто не совмещающиеся друг с другом; · доиндустриальный (в модернизирующихся развивающихся странах) — новые политические реалии (например, парламент и т.п.), смешанный с традиционным политическим поведением;
· тоталитарный (в коммунистических и националистических странах) — гомогенность присутствует, но искусственная, жестко, насильственно навязанная сверху.
Из данных видов устойчив первый, а четвертый устойчив по видимости. В двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором слишком велики различия между компонентами системы. Как показывает данная классификация, на политическую стабильность в стране влияет не столько количество партий, сколько степень антагонизма между ними. В США она сведена к минимуму и политическая стабильность высока. В России глубок антагонизм между партиями, что снижает политическую стабильность. Американская политическая культура гомогенна, поскольку жители США всегда жили при одной политической системе. Совсем не то в других западных странах, которые прошли длительную политическую эволюцию. Еще сложнее ситуация в модернизирующихся странах и нынешней Российской Федерации. Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы, полный контроль за деятельностью СМИ и коммуникации, наличие разветвленной системы слежения и контроля за идеологией, публичными выступления и частными беседами о политике. Политический язык формализован и идеологически жестко определен. Историческими примерами такой культуры выступали политическая культура фашизма, нацизма, сталинизма и др. Основными характеристиками тоталитарного типа являются: · культ власти и ее обожествление, причем общество не ощущает своего полного отчуждения от власти;
· доминирование государства над гражданским обществом, партии над государством; · харизматика и вождизм, ощущение единства масс и партии, масс и вождя; · искусственное разделение общества на враждебные силы; · партийный и идеологический монизм; · господство мифов и различного рода мистификаций; · сведение всех форм человеческой деятельности к коллективным, и др.
Концепция видов Каванаха
Иное видоописание политических культур предложил английский исследователь Д. Каванах. Он выделил: · гомогенную, характеризующую общества, единое по основополагающим ценностям и толерантне; · фрагментарную — с конфликтной оппозиционностью различных субкультур; · смешанную — с наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего политического режима; · искусственно гомогенную — с апатичностью (подданническим характером), соединяемой с мобилизованным участием [213, с.186].
На основе этой концепции А.И. Соловьев предложил свою интерпретацию. Он выделил консенсуальный, поляризованный и фрагментарный типы политической культуры. В политической культуре консенсуального типа отмечается наличие высокой сплоченности населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, которые стоят перед государством и обществом. Поэтому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам и целям режима. В поляризованной политической культуре сложившиеся в обществе субкультуры отличаются резким несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения (разрывом горизонтальных субкультур), элиты и электората (разрывом вертикальных субкультур). В странах с фрагментированной политической культурой у населения чаще всего отсутствует прочное согласие относительно целей общественного развития, основных методов реформирования страны, моделей будущего [213]. Степень и глубина взаимонепонимания обычно не совпадают, поэтому в рамках этого типа политической культуры выделяются подтипы. Например, можно говорить офрагментированных (сегментированных) политических культурах, в рамках которых, в отличие от отношений внутри поляризованной политической культуры, существует определенный общественный консенсус по поводу самых основных – национальных – ценностей. В то же время, как подчеркивает В. Розенбаум, здесь местная лояльность нередко превалирует над национальной, слаба действенность правовых, легитимных процедур, распространено острое недоверие социальных групп друг к другу, и поэтому приходящие к власти правительства нестабильны и недолговечны [213, с.262].
Наличие сегментированных политических культур весьма типично для переходных обществ или тех, в которых идет процесс формирования титульной нации. В этих условиях велика доля апатичных и отчужденных от власти слоев населения, ведутся острые политические дискуссии относительно целей и способов общественных преобразований.
Политическая субкультура
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|