Массовое политическое сознание
Анализ массового политическогосознания возвращает исследователя к индивидуальному сознанию. Массовое сознание вновь выступает как совокупность, а не сумма индивидуальных сознаний. В этом случае зачастую отсутствует общая политическая ментальность, свойственная индивидам, принадлежащим к одной социальной группе. Следовательно, эта совокупность не ограничена корпоративным интересом, направленным, в конечном счете, на созидание и решение перспективных задач. Массовое сознание не ограничено и не дисциплинировано, оно ориентировано либо на разрушение существующего, или на чувственную некритичную поддержку существующего порядка. Массовое сознание в области политики имеет своим содержанием осознание актуальных политических процессов. Структурно оно включает в себя статичные (типа ценностей и «общих ориентаций») и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. К ним относятся: · уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; · социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.); · быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров конкретных политических акций и т.д. [188, с.148].
Массовое политическое сознание – реально действующее политическое сознание той или иной массовой общности людей, участвующих в политической жизни. Его состояние выражают общественное мнение, общественное настроение и действия масс. Массовое сознаниеопосредованно демонстрирует уровень и содержание потребностей населения, его знаний о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и др.[74, с.624].
Оно не обязательно одномоментно или кратковременно, и может существовать достаточно долго. Здесь индивид, минуя свою политически позиционированную социальную группу, выходит напрямую в иную социальную общность, созданную политическим сознанием. Создателем этой общности являются не объективные социально-экономические условия и обстоятельства, а в значительной мере идеологические представления человека. Следовательно, массовое политическое сознание - мифологично. Оно опирается на устойчивые ценности и мифы. Ученые-политологи считают, что мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания, играют определяющую роль в массовом политическом сознании и поведении. Так, в начале 1990-х гг. радикал-реформаторы с помощью средств массовой информации создали миф о том, что рынок способен решить все экономические проблемы, что «невидимая рука» А. Смита [] все урегулирует, сделает государственное управление ненужным. Чиновники решили, что настало желанное время набивать карманы, и коррупция густым туманом окутала государственный аппарат. Теперь наступает время расплаты за эти мифы. А что такое политическая харизма, как не вариант мифологии массового политического сознания? Харизматический лидер в массовом сознании теряет свойства живого человека и приобретает символические, сакральные черты. Например, в свое время лживая советская культовая идеология каждый шаг «отца народов» превращала в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека.
Политический миф в какой-то мере отвечает вековым чаяниям человека. Это, как правило, миф о великом вожде, мудром политике, о быстрых переменах к лучшему в связи с приходом его к власти. Миф обладает стойкостью предрассудка. Мифы и мифология влияют на внутренний мир человека, помогают ему осмыслить действительность. Миф, отмечал А.Д. Лосев, наполнен живыми личностями, судьба которых освещена «эмоционально и интимно ощутительно» [121]. Если в науке личность схематизирована, то в мифе она как бы оживает. Если наука использует логическую аргументацию, то миф апеллирует к чувствам человека. мифологическое осмысление мира ограниченно. Мифологическая мысль не способна измерить глубину реальности, проникнуть в сущность политических явлений. Она слабо различает непосредственную реальность и опосредующее ее знание, образ и вещь. Политический миф в одном из основных своих значений — ошибочная политическая вера. В нем различные события преподносятся как истинные, хотя часто не являются таковыми. В реальной жизни одни мифы отмирают, но на смену им приходят новые, ибо политические мифы вырастают на почве реальных противоречий политической жизни общества. Так, скомпрометированная мифология "светлого будущего" ушла в прошлое. Но на смену ей пришли и миф об американском земном рае, который и нам надлежит создавать, и рваческая мифология как своего рода компенсация за упущенные в прошлом возможности. Но мифология, основанная на абсолютизации настоящего, может быть не менее опасной, чем мифология, построенная на абсолютизации прошлого [193, с.165].
17.3.3.4. Общественное политическоесознание
Для характеристики политического сознания макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие " общественное политическое сознание ". Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей, территориального и государственного социумов. Общественное политическое сознание образуется путем восприятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. Общественное сознание — явление сложное и противоречивое, ибо:
· вопросов, по которым людям приходится составлять свое политическое мнение, в жизни общества всегда великое множество; · по многим, если не всем, вопросам существует не одно, а несколько мнений.
На общественное политическое сознание большое влияние оказывают исторические, социально-культурные и национальные традиции, передаваемые из века в век обычаи, верования, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время. С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) — исторически сложившийся, устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. К ним, например, относится православная духовность [193, с.166]. Политическое сознание общества также не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, будучи самостоятельным субъектом политики, вырабатывает собственные политические представления, которые консолидируются в общественное политическое сознание. Между индивидуальным, групповым, массовым и общественным, т.е. присущим гражданам государства видами политического сознания, существует диалектическая взаимосвязь. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности [183, с.263].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|