Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовое политическое сознание




 

Анализ массового политическогосознания возвращает исследователя к индивидуальному сознанию. Массовое сознание вновь выступает как совокупность, а не сумма индивидуальных сознаний. В этом случае зачастую отсутствует общая политическая ментальность, свойственная индивидам, принадлежащим к одной социальной группе. Следовательно, эта совокупность не ограничена корпоративным интересом, направленным, в конечном счете, на созидание и решение перспективных задач. Массовое сознание не ограничено и не дисциплинировано, оно ориентировано либо на разрушение существующего, или на чувственную некритичную поддержку существующего порядка.

Массовое сознание в области политики имеет своим содержа­нием осознание актуальных политических процессов. Структур­но оно включает в себя статичные (типа ценностей и «общих ориентаций») и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. К ним относятся:

· уровень ожиданий людей и оценка ими своих возмож­ностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий;

· социально-политичес­кие ценности, лежащие в основе идеологического выбора (напри­мер, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.);

· быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, ли­деров конкретных политических акций и т.д. [188, с.148].

 

Массовое политическое сознание – реально действующее политическое сознание той или иной массовой общности людей, участвующих в политической жизни. Его состояние выражают общественное мнение, общественное настроение и действия масс. Массовое сознаниеопосредованно демонстрирует уровень и содержание потребно­стей населения, его знаний о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие мно­жества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной ис­торической ситуации и др.[74, с.624].

Оно не обязательно одномоментно или кратковременно, и может существовать достаточно долго. Здесь индивид, минуя свою политически позиционированную социальную группу, выходит напрямую в иную социальную общность, созданную политическим сознанием. Создателем этой общности являются не объективные социально-экономические условия и обстоятельства, а в значительной мере идеологические представления человека.

Следовательно, массовое политическое сознание - мифологично. Оно опирается на устойчи­вые ценности и мифы. Ученые-политологи считают, что мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания, играют определяю­щую роль в массовом политическом сознании и поведении. Так, в начале 1990-х гг. радикал-реформаторы с помощью средств массо­вой информации создали миф о том, что рынок способен решить все экономические проблемы, что «невидимая рука» А. Смита [] все урегулирует, сделает государственное управление ненужным. Чиновники решили, что настало желанное время набивать карма­ны, и коррупция густым туманом окутала государственный аппа­рат. Теперь наступает время расплаты за эти мифы.

А что такое политическая харизма, как не вариант мифологии массового по­литического сознания? Харизматический лидер в массовом со­знании теряет свойства живого человека и приобретает символи­ческие, сакральные черты. Например, в свое время лживая совет­ская культовая идеология каждый шаг «отца народов» превращала в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в грандиозное восхваление, почти эпичес­кую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всеси­лия и всезнания одного человека.

Политический миф в какой-то мере отвечает вековым чаяни­ям человека. Это, как правило, миф о великом вожде, мудром по­литике, о быстрых переменах к лучшему в связи с приходом его к власти. Миф обладает стойкостью предрассудка. Мифы и мифо­логия влияют на внутренний мир человека, помогают ему осмыс­лить действительность. Миф, отмечал А.Д. Лосев, наполнен жи­выми личностями, судьба которых освещена «эмоционально и ин­тимно ощутительно» [121].

Если в науке личность схематизирована, то в мифе она как бы оживает. Если наука использует логическую аргументацию, то миф апеллирует к чувствам человека. мифологическо­е осмысление мира ограниченно. Мифологическая мысль не способна изме­рить глубину реальности, проникнуть в сущность политических явлений. Она слабо различает непосредственную реальность и опосредующее ее знание, образ и вещь.

Политический миф в одном из основных своих значений — ошибочная политическая вера. В нем различные события препод­носятся как истинные, хотя часто не являются таковыми. В реальной жизни одни мифы отмирают, но на смену им приходят новые, ибо политические мифы вырастают на почве реальных противоре­чий политической жизни общества. Так, скомпрометированная мифология "светлого будущего" ушла в прошлое. Но на смену ей пришли и миф об американском земном рае, который и нам надле­жит создавать, и рваческая мифология как своего рода компенса­ция за упущенные в прошлом возможности. Но мифология, осно­ванная на абсолютизации настоящего, может быть не менее опас­ной, чем мифология, построенная на абсолютизации прошлого [193, с.165].

 

17.3.3.4. Общественное политическоесознание

 

Для характеристики политического сознания макроколлек­тивов (населения страны, континента, исторической эпохи) исполь­зуется понятие " общественное политическое сознание ". Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей, территориального и государственного социумов.

Общественное политическое сознание образуется путем вос­приятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. Общественное сознание — явление сложное и противоречивое, ибо:

· воп­росов, по которым людям приходится составлять свое политичес­кое мнение, в жизни общества всегда великое множество;

· по многим, если не всем, вопросам существует не одно, а не­сколько мнений.

 

На общественное политическое сознание большое влияние оказывают исторические, социально-культурные и наци­ональные традиции, передаваемые из века в век обычаи, верова­ния, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время. С тради­циями неразрывно связан менталитет (ментальность) — истори­чески сложившийся, устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспе­чивают передачу от поколения к поколению проверенных жиз­нью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. К ним, например, относится православная духовность [193, с.166].

Политическое сознание общества также не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, будучи самостоятельным субъектом политики, вырабатывает собственные политические представления, которые консолидируются в общественное политическое сознание. Между индивидуальным, групповым, массовым и общественным, т.е. присущим гражданам государства видами политического сознания, существует диалектическая взаимосвязь. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности [183, с.263].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...