Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы специализированного сознания




Специализированное сознание — это идеологически однородное сознание, вырабатывающее, развивающее и внедряющее в сознание рядовых представите­лей общественного класса, социальной группы определенных ориентации и уста­новок. Носителями специализированного сознания являются политические партии, организации, объединения.

 

17.3.4.2.1. Религия и политическое сознание

 

Религия как особая форма общественного сознания истори­чески предшествовала сознанию политическому. Но с возникно­вением политического сознания религиозное сознание стало, по определению Б.А.Стародубского и Е.Р. Касстеля, ак­тивно проникать в него, придавая ему религиозную окраску [218, с.105]. В частности, с возникновением государства получило широкое распростране­ние религиозное освещение государственной власти и ее верхов­ного носителя. На Древнем Востоке это освещение часто доходи­ло до прямого обожествления верховного правителя государства.

Тезис о том, что государственная власть исходит от Бога, стал важнейшим положением христианской религии и играл большую роль в политической жизни европейских стран периода средневе­ковья. В то время религия нередко прямо влияла на политику различных государств, о чем свидетельствуют многочисленные религиозные войны. На базе религиозного мировоззрения созда­вались и создаются различные организации, активно уча­ствующие в политической жизни. В средние века — это военно-религиозные ордена (например, тевтонский орден, орден иезуитов, орден рыцарей Храма), в настоящее время — конфессиональные профсоюзы, клерикальные политические партии и др.

Религия — это не только мировоззрение (религиозная фи­лософия), но и связанные с ней обряды, первоначальное назначе­ние которых заключалось в том, чтобы каким-то образом воздей­ствовать на поведение сверхъестественных существ и сил. Ни одна религия не обходится без обрядов, которые самым непосред­ственным образом воздействуют на сознание и поведение людей, да и сама вера в существование сверхъестественных сил практи­чески выглядит как вера в чудодейственные последствия обря­дов.

К примеру, наделение правителя верховной государственной властью во многих странах Древнего Востока сопровождалось специальным религиозным обрядом, чтобы подчеркнуть божествен­ное происхождение самой власти. Христианская религия заим­ствовала из иудаизма обряд помазания правителя елеем, разрабо­тав свои детали этого действия, которое прошло через средние века и сохранилось до наших дней, как и представление о прави­теле в качестве "помазанника Божия". До наших дней торже­ственное вступление монарха на престол, означающее официаль­ное начало его царствования, связывается с религиозным обрядом коронации, который поэтому обязательно проводится в религиоз­ном храме. В ряде стран члены парламента, прежде чем присту­пить к своим обязанностям, должны принести клятву верности конституции на Священном писании (на Библии в христианских странах, на Коране — в мусульманских).

Православная церковь сыграла важную роль в становлении и укреплении сильного централизованного Российского государ­ства. Она давала русским людям духовную опору в их противо­стоянии мусульманскому Востоку и католическому Западу, кото­рые на разных исторических этапах, представляли угрозу для го­сударственного и религиозного существования России.

Церковные идеологи пропагандировали грандиозную концеп­цию, рассматривающую Москву как новый Вечный город, как на­следницу Рима и Константинополя. Они предупрежда­ли царей об их священном долге превратить Московию в "новую христианскую империю". Следовательно, в формировании докт­рины о величии России, представлений о ее масштабности, патрио­тической государственности, особом пути России и т. д., составля­ющих компоненты политического сознания россиян, православная вера сыграла ведущую роль.

До 1917 г. русская православная церковь была по сути дела частью государственного аппарата, т.е. непосредственно религи­озно-политическим институтом, во многом определявшим полити­ческое сознание россиян.

Термин "православие" группа исследователей под руководством профессора В. Д. Перевалова, трактует как: про­славление права (славить право) как Богом данного искусства добра и справедливости. Православная вера традиционно прида­вала российской государственности божественный ореол, прису­щими ей средствами и способами поднимала ее престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания, мира и разумного порядка. В наше смутное время у православия также имеются немалые возможности для оздоров­ления духовной жизни в стране и укрепления Российского госу­дарства и правопорядка [193, с.168].

 

17.3.4.2.2. Общая характеристика и условия формирования тоталитарного сознания

Другой формой специализированного сознания является тоталитарное. В силу причин в тоталитарном сознании теряется внутренняя связь личности с бытием. Жрецы тоталитаризма вознамерились создать и выпестовать скроенного по своим меркам «чистого», свободного от всех мыслимых погрешностей, человека. Придумали даже некий «моральный кодекс строителя коммунизма» - атеистический суррогат десяти заповедей, который был призван служить в качестве азбучного руководства к жизни «образцового» человека. Главный порок кодекса состоял в том, что он был построен на отрицании тайны и таинства жизни, включающих в себя наряду с устремленностью ввысь, в сферу сверхличностного, божественного, также мистерию греха, греховного начала, отрицании того, что мироздание, соответственно, и жизнь, как интегральная часть его, полны роковых противоречий, что падшая жизнь, горечь и тленность мира такие же законные характеристики человеческого бытия, как и высшее блаженство, высший полет интеллекта и духа.

Антропологический компонент тоталитаризма как особого социально-философского феномена, по мнению профессора К.С. Гаджиева, состоит в стремлении к полной переделке и трансформации человека в соответствии со своими социально-философскими и идеологическими установками. Здесь использовался широчайший комплекс средств, механизмов и методов, в основе которых лежали те три принципа, которые тоталитаристами были заимствованы из идеологического багажа Великого Инквизитора: чудо, тайна и авторитет [40]. Идеологи тоталитаризма, четко усвоили себе урок того же Великого Инквизитора, который осознавал, что для утверждения своего господства одного только убийства Иисуса Христа недостаточно, необходимо также убить его веру и создать новую, свою собственную веру для пленения ею сознания самых широчайших масс людей. Не случайно, что в комплексе идей и методов тоталитаристов, направленных на изменение самой человеческой онтологии, жесткий контроль занимает над сознанием человека, его мыслями, помыслами, внутренним миром значительное место. Более того, ставится задача полной трансформации человека, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особой ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками и т.д. путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некоему среднестатистическому знаменателю, стерилизации или во всяком случае подавления индивидуального, личностного начала в человеке. В этом контексте «успех» большевизма и фашизма в немалой степени объясняется тем, что в условиях своеобразного диффузного состояния общественного сознания, его расщепления и надлома им удалось подчинить рационально-утопическому началу все богатство, многослойность и сложность сознания и как бы склеить на этой основе его распавшиеся обломки по собственной схеме.

Задача переделки человеческого сознания может быть успешной лишь в том случае, если взамен старой вере создается новая. Поэтому, как фашизм в его нацистской ипостаси, так и марксизм-ленинизм советского периода, в сущности, приобрели все атрибуты религиозного фундаментализма с присущими последнему фанатизмом, буквализмом и эсхатологизмом, литургией, песнопениями, осаннами и т.д. Так, социализм в том виде, в каком он предстал перед нами, оказался, по сути дела, профанированным воплощением христианства. Можно сказать, что тоталитаризм воспроизводится и его жизнеспособность обеспечивается тем, что он как бы находится в постоянном движении. Более того, продолжение революции, постоянное ее воспроизводство и нагнетание и связанные с этим условия чрезвычайности и своеобразных гигантских гонок, призванных что-то или кого-то догонять и перегонять, составляют оптимальную почву для жизнеспособности и постоянного воспроизводства тоталитаризма. Так было в СССР, так было и в Германии. Идеей-фикс для нацистского руководства была ревизия Версаля и его последствий. На острие такой критики они пришли к власти и, оказавшись у руля правления, развернули широкомасштабные усилия в сфере пропаганды, производства вооружений и пересмотра статей Версальского договора, что за короткое время превратило Германию в укрепленный военный лагерь. Как писала известная в то время американская журналистка Д. Томсон, «формы социальной и экономической организации, господствующие в Германии под названием национал-социализма, таковы, что только отсутствие настоящих военных действий в настоящий момент не дает осознавать их как то, что есть в действительности, а именно как характерные формы государства, находящегося в состоянии войны».

В течение всех десятилетий «строительства социализма» мы тоже жили и действовали, по сути дела, в условиях фактического военного положения и чрезвычайщины. Руководящим принципом этого положения стал девиз «Догнать и перегнать». Этот девиз И.В. Сталин сформулировал так: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет». Не идти, а именно пробежать, спешить во что бы то ни стало. Как верно отмечал М. Геллер, «спешка одурманивает, не позволяет оглянуться, разобраться в происходящем, оценить средства и цели. Темпы оправдывают все, становясь мощным психологическим средством принуждения, лишая одновременно воли к сопротивлению, надежды на близкое достижение цели и передышку». С этой точки зрения вся история советского государства представляет собой сплошную череду кампаний: электрификация, коллективизация, индустриализация, освоение целины, химизация, мелиорация и т.д. и т.п. Собственно говоря, и перестройка первоначально мыслилась, по крайней мере, многими партийно-государственными деятелями, как очередная кампания [40, с.359].

Формы политического сознания взаимосвязаны с уровнями, компонентами и видами политического сознания. Приведенное здесь деление представляет собой политологический анализ сложного, но нерасчленяемого политического феномена – политического сознания. Вместе с тем, научный подход к исследованию социальных явлений предусматривает мыслительное расчленение целостной сущности, возможное лишь в интеллектуальной среде. Этот метод позволяет сведя сложное к более простому, анализировать как его сущность, так и связи с другими частями целого. И что очень важно, через это исследователь получает возможность установить и рассмотреть связи предмета с объектом исследования.

Политическое сознание является краеугольным камнем политологической науки, как инструмента познания политического процесса. Казалось бы, незначительная и периферийная проблема политологии – политическое сознание, является ключом к ответу на главный вопрос человечества – соотношение его с природой вообще и с живой природой в частности. Только человеку дано выделить в совокупности процессов мироздания политическое начало, взять его на вооружение, и через это стать царем планеты, существом творящим, а не только использующим данное Природой обитателям Земли.

 

Вопросы для самоконтроля по семнадцатой главе

 

1. Дайте понятие и назовите субъектов политического сознания.

2. Определите сущность и пути формирования политического сознания.

3. Почему политическое сознание является формой отражения политического бытия?

4. Обоснуйте политическое сознание как разновидность социального мышления.

5. Обоснуйте взаимосвязь политического сознания с экономикой.

6. Что понимается под исторической обусловленностью политического сознания?

7. Назовите источник обыденного политического сознания.

8. Перечислите пути формирования политического сознания.

9. Что понимается под субъектами политического сознания?

10. Приведите определения феномена политического сознания.

11. Прокомментируйте соотношение понятий «политическая культура» и «политическое сознание».

12. Прокомментируйте подходы к сущности политического сознания.

13. Почему требуется междисциплинарность при изучении сущности политического сознания?

14. Охарактеризуйте феномен политического сознания.

15. Приведите понятие политической ментальности.

16. Назовите функции политического сознания.

17. Обоснуйте двойственность природы политического сознания.

18. Рассмотрите роль и функции политического сознания.

19. Охарактеризуйте роль политического сознания.

20. Назовите функции политического сознания.

21. Что представляет собой структура политического сознания?

22. Назовите компоненты политического сознания.

23. Перечислите основные компоненты политического сознания.

24. Охарактеризуйте значимые компоненты политического сознания.

25. Перечислите уровни политического сознания.

26. Охарактеризуйте теоретический уровень политического сознания.

27. Охарактеризуйте эмпирический уровень политического сознания.

28. Охарактеризуйте обыденный уровень политического сознания.

29. В чем смысл концептуальные подходы Соловьева?

30. Рассмотрите виды политического сознания.

31. Что означает термин индивидуальное политическое сознание?

32. Рассмотрите групповое политическое сознание.

33. Что представляет собой массовое политическое сознание?

34. Прокомментируйте общественное политическое сознание.

35. Перечислите формы политического сознания.

36. Приведите типологию форм политического сознания.

37. Назовите формы специализированного сознания.

 

Глава 18.

Политическая психология

 

Человек вступает в политические отношения с определенным набором психологических качеств, обладая особым менталите­том. Первое и исходное отношение социального субъекта к политическому миру связано с его рефлексивной формой активности — познавательной и оценочной деятельностью. Любой субъект политики, будь то индивид или группа, должен, прежде всего, сориентироваться в социально-политической ситуации, изучить и дать ей оценку. Это можно осуществить на двух уровнях политической рефлексии: психологическом и идеологическом, выразив свое мнение в неких «отраженных формах»: либо в теоретической модели, абстрактной идее, идеологической доктрине, либо в психологической установке или чувстве.

Психологическое отражение политической действительнос­ти в сознании человека непосредственно фиксируется в виде оце­ночных суждений, переживаний, верований, волевых установок, мотивов, эмоциональных взрывов. Исходя из психологического состояния человека, можно судить об уровне его политического сознания, об отношении политического субъекта к политичес­ким процессам, власти, политическому бытию в целом.

 

§ 1. Понятие, сущность и особенности политической психологии

В наше динамичное и бурное время в политической жизни общества нередко господствуют эмоции, противоречивые и быст­ро изменяющиеся настроения людей, которые выражают свои положительные, но чаще отрицательные чувства, вызванные не­довольством политикой власти и своим бессилием пе­ред сложившимися трудностями. Страсти захлестывают массы людей, нарастает волна стихийных протестов. Все это связано с болезненно-неустойчивым состоянием психики людей. В связи с объективной перестройкой всей социальной системы, в том числе ее политической сферы, происходит изменение мотивационно-волевой сферы сознания и деятельности субъектов. Недо­оценка в этой связи психологического компонента в политичес­кой жизни означает вновь усиление идеологизации политичес­кого сознания, что отрицательно скажется на характере полити­ческих действий людей. Поэтому анализ феномена политической психологии обязателен при изучении политического процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...