Роль политической идеологии
Идеи и идеология играют важную роль в политической жизни общества. Французские материалисты XIX в., анализируя движущие силы истории, сделали неопровержимый, на их взгляд, вывод: "Идеи правят миром!" Французский философ Д. де Траси в книге "Элементы идеологии" назвал идеологию "наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления". Большую роль и значение идей в жизни человека и человечества подчеркивали многие мыслители. К.А. Гельвеций[44], например, многозначительно классифицировал их на три вида — полезные, вредные и нейтральные. По мнению Ж.Ж. Руссо[204], абсолютнейшим авторитетом является для человека то, что вторгается в его внутренний мир, т.е. идеи. Исключительную роль идеологии и идеям придавал К. Маркс. Он считал, что если идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой. Маркс доказал неразрывную связь идей с интересами [131а, с.89]. Этот вывод, когда речь идет об общественно значимых идеях, вряд ли возможно подвергнуть сомнению. Э. Бернштейн [20] утверждал, что конечная цель — ничто, движение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель недостижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане. Великие политические идеи и идеологии — это сплав коренных интересов, великих политических ценностей и целей. Роль политической идеологии в политической системе общества неоднозначна. Дело в том, что общество неоднородно, оно состоит из различных групп (социальных, национальных, религиозных, демографических), имеющих свое видение общественного развития, политического процесса, хода реформ и т.д. Группы борются между собой за политическую власть в обществе и в борьбе опираются на выдвинутые ими идеи (совокупность идей), оправдывающие их приход к власти. По существу, политические идеологии представляют собой коллективную политическую мысль групп, партий, наций, народа [107, с.408].
Конечно, будучи методологически значимым, данный вывод не объясняет каждую конкретную ситуацию, хотя любые идеи рождаются в головах конкретных индивидов и с большей или меньшей адекватностью отражают их интересы. Однако частные интересы неизбежно восходят к более общим — групповым, классовым и общественным, поскольку у людей есть общие, коренные, по сути своей объективные интересы, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, а внутренне противоречивы. Отсюда их подвижность, способность к изменениям. Но противоречивость групповых и общественных интересов ведет не только к их конфликтам, но и к совпадению, вследствие чего становится возможной социальная солидарность [Политология 193, с.171]. Анализируя соотношение интересов и политических идей, нельзя упускать из виду еще одну проблему: чтобы отразиться в политических идеях, интересы, если они являются объективными, должны быть осознаны. Такое осознание происходит и на уровне психологии (в форме чувств, настроений, эмоций), и на уровне идеологии (в виде теорий, концепций и т. д.). При этом эмоциональные процессы составляют тот необходимый фон, на котором формируется и реализуется всякая политическая идея. Но эмоции действуют как слепая сила, если не сливаются в поведении с рациональным освоением действительности. На уровне политической идеологии осознание объективного интереса выражается обычно в намерениях, мотивах, в виде цели его удовлетворения. Интересы служат источником целей, через которые они из объективных превращаются в субъективные. Ведь чтобы интересы были реализованы, они должны быть осознаны и оценены в форме цели: бесцельными действиями жизненные интересы нельзя реализовать. Если же объективный интерес не осознан, то его наличие не ведет автоматически к формированию цели. "Существенно и то, что интересы в своем воздействии на поведение субъекта конкурируют с разделяемыми ценностями. Именно под влиянием ценностей те или иные интересы переплавляются в цели" [265, с.5].
Рольидеологии в мире политики меняется в зависимости от исторических условий, ситуации в стране, соотношения сил. В 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл [12] и Р. Арон[8], полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам (оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, политического плюрализма и смешанной экономики), а также в связи с возникновением массового общества («недифференцированного множества» людей) нарастанием иерархической бюрократизации и некоторых других показателей общественного развития, сделали вывод о «конце идеологии» и начале эпохи деидеологизации. Но буквально через десятилетие усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция, кризис общества всеобщего благосостояния и т.д.), заставило их говорить уже об «эпохе реидеологизации»[213]. После краха в мировом масштабе марксистко-ленинской идеологии, вновь заговорили о наступлении эры единообразного идеологического пространства. Однако 11 сентября 2001 г. после масштабных терактов в Нью-Йорке, человечество осознало наступление эпохи нового идеологического противостояния – между рациональными гуманистическими идеологиями и иррациональными бесчеловечными концепциями политического терроризма. Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди нередко выдвигают (формируют) сравнительно небольшой комплекс "главных" (базовых) идей, призванных служить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых идеологических установок и позиций ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой. Как раз в подобные периоды становятся модными призывы к деидеологизации общественно-политической жизни. Происходит это потому, что в такое время в политике эксплуатируются идеи, оторванные от практических проблем общественной жизни, действительных интересов различных социальных слоев. Но это никак не устраняет идеологию из политической жизни, ее место не бывает вакантным, а образовавшийся вакуум мгновенно заполняется другими политическими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, поэтому у части граждан может создаться иллюзия отсутствия таковой.
Идеология продолжает оставаться доминантой политики. Хотя идеология и является выражением интересов отдельных социально-политических групп и в силу этого не может по своему содержанию быть научной концепцией, вместе с тем она может отвечать потребностям людей, ибо дает ориентир в их общественной жизни, указывает им социальный идеал и пути движения к нему. Тем самым идеология придает осознанность социальной деятельности социума. Она вызывает к жизни определенную политическую практику, является теоретическим обоснованием той или иной политики [38]. Политическая идеология — неотъемлемая составная часть политической системы общества. Она образует его политико-идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы невозможно функционирование политической системы общества, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые черты. Итак, основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. А это предполагает познание и осознание этих интересов, разработку программных целей и средств их достижения. Идеологические системы включают в свое содержание экономические, политические концепции. При этом они опираются на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы. Поэтому политическую идеологию можно определить как некий строительный проект, или эскиз, на основе которого конструируется стратегия социально-политических сил в лице партий, организаций, объединений, правительства и т.д.
Идеология сегодня самая мощная сила. Она постоянно стремится что-то преувеличить или затушевать — то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например двух противоположных классов — капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека — демократического и тоталитарного. Идеология объединяет и разъединяет людей. Ее интересы частные и, стало быть, могут объединить часть людей на определенное время. Разделение идей, писал Д. Вико [37], удостоверяет разграничение собственности. Торжество идеологии привело к господству формальных принципов, наподобие историзма с его многообещающими схемами и пренебрежением к конкретному человеку. Масса — удобный объект идеологических манипуляций, поэтому идеологи заинтересованы в том, чтобы народ превратился в массу, в которую легко внедрять идеологию [52, с.300]. Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Однако ее реальная роль в обществе зависит от того, какое воздействие она оказывает на состояние общественного сознания. С помощью идеологии отдельно взятая территориально-культурная и политическая общность возвышается до осознания себя как народа, до уяснения своего места и своей роли в истории данного региона и человечества в целом. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчивые ориентиры для своей деятельности. Человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений и т.д. Идеология сегодня не только одна из организационных, регулятивных и контрольных систем, направляющих жизнь общества и человека, непосредственно связанная функционально с политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой. Устойчивость, вневременные, универсальные формы идеологии (прогрессивность или реакционность и т.п.), ее свойство выражать реальные или иллюзионные, кажущиеся либо придуманные ситуации и интересы в других неидеологических сферах жизни общества — в политике, экономике, культуре — стали основой развития самой идеологии. Не случайно в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем лежит в конечном счете идеологический кризис, но и любое общественное возрождение также начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения новой системы ценностей [106, с.320].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|