Определение политической идеологии
Для понимания особенностей функционирования идеологических систем в различных обществах большое значение имеет конкретный анализ взаимосвязи определенных видов идеологии с теми социальными слоями, в которых они получают наибольшее распространение. Изучение этой проблемы современной наукой постоянно приводит ученых к заключению, согласно которому эффективность идеологии определяется ее соответствием жизненному опыту всего населения или его отдельного слоя, сложившимся традициям, нравам, привычкам, долговременным интересам и непосредственным ожиданиям. Методология анализа, при помощи которой выявляются интересы социальных слоев в различных идеологических системах, а также степень эффективности их воздействия на политическое сознание была разработана на теоретическом и эмпирическом уровнях Г. Моска[153], В. Парето[172], М. Вебером[34], С.М. Липсетом[118], Р. Лейном[113], Г. Алмондом[2], Дж. Скоттом [210] и др. Многообразие научных методик, применяемых в этой сфере, оказывает, что выбор наиболее предпочтительной из них, равно как и использование различных определений и научных критериев выбора, нередко зависит от исторического и социального контекста, обусловливающего не только особенности идеологий, но и специфику позиций самих ученых. Например, наблюдения М.А. Василика за современной российской политикой, по его словам, нередко заставляли предполагать, что концепция «нелогического действия» и «деривации» Парето является наиболее подходящей для ее анализа [187]. По их мнению, наличие в политических процессах посткоммунистической России огромного количества иррациональных и алогичных элементов, делает привлекательной попытку объяснить эту нелогичность «врожденными психическими предиспозициями лидеров», маскирующих свои истинные мотивы при помощи псевдоаргументов [Политология Василика]. Парето писал о том, что любые общественные теории и идеологические системы призваны служить только оправданием действий с целью придания этим действиям логического характера. При этом он основывал свои выводы не только на изучении итальянской политики эпохи Рисорджименто, но и европейской политики начала ХХ в., оказавшейся прелюдией к мировой войне и господству тоталитарных диктатур.
Для современной науки характерно многообразие подходов, связанных с решением проблемы взаимодействия идеологий с «массовым субстратом». Одни авторы склоняются к сближению (иногда к отождествлению) идеологии с политической культурой. Носителями идеологий объявляются социальные группы или нации, для которых характерен определенный тип культуры. Другие авторы считают идеологию атрибутом борьбы политических партий. Марксистский анализ отдает предпочтение социальным классам и т.д. Множество исследований по идеологии, опубликованных в XX в. способствовало тому, что этим понятием стали называть личные системы философии, социальные теории, учения, различные типы верований, социальных мифов, придав тем самым этому термину неясный и запутанный смысл. Разумный методологический подход к конституированию точногосмысла и структуры идеологии как социального явления был в разное время предложен А. Грамши[54], Д. Беллом[12], К. Фридрихом[237], Р. Лейном[113], Д. Сартори[207], А.Зиновьевым[79] и др. Для правильного определения, прежде всего, установить, что не является идеологией, постепенно приводя саму концепцию в соответствие с элементарными, прошедшими эмпирическую проверку утверждениями. Например, термин «идеология» не может заменить термина «идея», поскольку его целесообразнее использовать для обозначения «превращения идей в рычаги социального действия»
Точно так же идеология не может отождествляться с философией, отражая, скорее, процесс популяризации или усвоения философских концепций или «философских вульгаризации, подводящих массы к конкретному действию, к преобразованию действительности» (А. Грамши). Идеологии отличаются от различных идей, теорий и философских систем тем, что они всегда ориентированы на действие, на соединение с практикой, тяготея таким образом к сфере политики, о чем образно писал К. Маркс. Точки зрения отечественных исследователей не слишком разняться. Вначале характеризуется собственно феномен «идеологии». В частности, по определению В.С. Малахова [127],это: · совокупность верований и убеждений как таковых - в этом смысле понятие «идеология» совпадает с понятием «мировоззрение». В таком случае даже философия и религия оказываются формами идеологии; · совокупность искаженных, ложных верований и убеждений (идеология как «ложное сознание») - в таком смысле употреблял термин «идеология» К. Маркс; · система верований и убеждений определенного рода, отличная от других систем. Ю.В. Ирхин определяет ее как одну из форм проявления и выражения политического сознания социальных общностей и выражающих их интересы организаций — политических партий, движений и иных организаций, а также других субъектов политики, включая отдельных индивидов. Идеология наряду с искусством, наукой, религией и др. представляет собой систему концептуально оформленных взглядов и идей, на основе которых осознаются, складываются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, формируются цели, установки, программы общественной деятельности, направленной на закрепление или изменение социальных отношений. Одновременно идеология представляет собой составную часть политического сознания, его теоретический или специализированный уровень. Это система взглядов, идей относительно общественного развития, разделяемая теми или иными индивидами, социальными группами, народом. В.В. Желтов считает, что в настоящее время большинство ученых определяют идеологию как систематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп — классов, наций, партий и пр. Представляя собой разновидность корпоративного сознания, идеология выражает групповую точку зрения на политическое и социальное развитие [74, с.631].
Характеризуя политическую идеологию, исследователи, в частности А.Г. Грязнова, определяют ее как выраженное в обобщенной теоретической форме политическое сознание определенных индивидов, социальных групп; совокупность идей политического характера, на основе которых складываются политические отношения и функционируют соответствующие институты, организации и учреждения [107, с.408]. М.А. Василик и М.С. Вершинин характеризуют ее как систему идей, взглядов, представлений, содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований. Она являет собой систему теорий, концепций и идеалов, отражающих общественное бытие через призму интересов и целей определенной социальной общности; совокупность по преимуществу систематизированных представлений той или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее [33, с.168] А.П. Плешаков, суммируя различные оценки и подходы к определению этого понятия, заявляет, что политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности [183, с.226]. А.И. Кугай определяет ее как совокупность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающую ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее[106, с.323].
В.В. Желтов, пишет, что политическая идеология, представляя собой как бы интеллектуальную, духовную основу политической деятельности, соединяет в себе набор концептуальных воззрений на политическую жизнь общества, сквозь которые человек или группа смотрит на властные отношения. Теоретические концепции, лежащие в основе политической идеологии, способствуют обоснованию принимаемых политических решений и действий. Есть все основания утверждать, что политическая идеология являет собой обоснование необходимости достижения власти, способов ее достижения и средств использования власти в необходимом для группы направлении. Политическая идеология, по его мнению, является инструментом, при помощи которого социальная группа представляет свои властные интересы и мировоззренческие положения на политической арене, атакже привлекает широкие слои населения к действиям в соответствии со своими целями [74, с.631]. На основе этих подходов можно определить политическую идеологию как форму политического сознания, представляющую систематизированную совокупность идей, убеждений и теорий, отражающую основные властные интересы политически значимых групп в политическом процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|