Основные идеологические течения современного мира
Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил и отражающих их интересы различных идейно-политических течений (противоречия между которыми зачастую носят устойчивый, принципиальный характер) позволяет говорить о существовании ведущих направлений и течений современной общественно-политической мысли. С XVII в. начинают формироваться «классические» идеологии индустриального общества — либерализм, консерватизм, социализм, национализм. На эволюцию идеологий большое влияние оказывали и оказывают динамизм и незавершенность процессов социально-политической жизни, существование различных альтернатив развития, разнообразие интерпретаций тенденций, содержания общественных процессов. Критерии классификации идеологий
Современные политические идеологии имеют множество различных форм выражения содержания и многообразны в своих конкретных видовых проявлениях. Идеология по различным основаниям подразделяется на несколько типов, видов или форм. Каждое из идейно-политических течений — это совокупность концепций, ценностей и ориентации, не всегда в полной мере и последовательно выраженных в программах тех или иных политических партий. Идейно-политические течения отличаются друг от друга: · по оценке ими роли отдельного человека, групп, партий, классов в политическом процессе; · по их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем; · по тому, какое место в жизни общества отводят они основным социальным и политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, церкви); · по тому, как они относятся к возможности реформирования общества [41].
В соответствии с формами общественного сознания идеология классифицируется на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую, национальную, экологическую, религиозную, атеистическую и т.п. По субъекту она может быть рабочей, крестьянской, буржуазной, мелкобуржуазной, анархической и т.д. С точки зрения идеалов желаемого будущего политические идеологии делятся на: · правые, основанные на идеалах свободной конкуренции, рынке, частной собственности и индивидуализма; · левые, основанные на идеалах общественной собственности, социального равенства и справедливости; · центристские, стремящиеся преодолеть крайности первых двух идеологий, найти компромисс между ними, признавая социально-ориентированную рыночную экономику, идеологический и политический плюрализм.
С точки зрения технологии осуществления общественных идеалов политические идеологии делятся на: · радикальные (революционные), предлагающие глубокие системные преобразования общества; · консервативные (традиционалистские), стремящиеся сохранить и закрепить существующий порядок в обществе; · умеренные (реформистские), предлагающие медленные структурные преобразования, не затрагивающие сущности общества.
По сфере распространения, политическому влиянию и общественному статусу политические идеологии делятся на: · общественные, которые действуют, прежде всего, в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий и движений; · государственные (господствующие), которые имеют государственный масштаб и проявляются в сфере государственной политики [192, с.179]. Распространенным является также рассмотрение идеологий сквозь призму дихотомии «демократия — авторитаризм», наряду с использованием традиционных категорий — «левые», «правые» и «центр» как для характеристики идеологических ориентации в рамках определенной политической системы, так и для определения степени приверженности экстремистским или, наоборот, умеренным формам политического поведения и партиям.
Политические идеологии также различают по двум основаниям: · по социально-политической парадигме, то есть по предлагаемой модели желаемого общества; · по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.
Если первое основание расчленяет политические идеологии на правые, центристские и левые (просоциалистические), то отношение к технологиям социальных изменений противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам, стремящимся к сохранению установившегося политического порядка и согласным лишь на самые незначительные изменения status-quo. Между ними располагаются силы с умеренной политической ориентацией, предпочитающие путь постепенных реформ. Политические идеологии, возникшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса, предлагали различные модели общества и способы их реализации. С тех пор мало что изменилось в этом плане. Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако правые политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических. Левый политический спектр включает идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному. Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях планово организованной экономики, приоритета общественной собственности, осуществления принципа оплаты «по труду». Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартовых условий», то есть создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами [155, с.347].
Либерально-буржуазные идеологии К либерально-буржуазным идеологиям автор относит, прежде всего, либерализм и консерватизм. В основе данных идеологических доктрины лежит институт частной собственности. Все остальные виды собственности считаются вторичными, хотя и не подчиненными ему. Второй точкой опоры либерально-буржуазных теорий является примат личности над государством. Либеральные идеологии Либерализм в историческом прошлом да в значительной мере и сегодня является наиболее распространенной идейно-политической доктриной. Он представляет собой систему взглядов на окружающий мир, принципов и установок, лежащих в основе социально-экономической и политической стратегии правительств, программ политических партий и движений либеральной ориентации. Более того, либерализм — это не только теория, но и социальная практика, тип общественного сознания, способ мышления его приверженцев. Либерализм формировался и развивался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При близком рассмотрении в либерализме обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков, переходных ступеней, противоречий и т.д. В своем генезисе либерализм прошел ряд этапов и воплотился в различных модификациях. В разные периоды и в разных общественно-исторических и национально-культурных условиях он выступал в различных формах. Учитывая этот факт, говорят о существовании многих либерализмов.
19.2.2.1.1. Классический либерализм
Все определения либерализма так или иначе вращаются вокруг идеи свобод личности, реализуемой в принципах организации общества, в образе жизни его членов, способах политического правления, защищающего демократический строй.
19.2.2.1.1.1. Истоки либерализма Либерализм (от лат. liberalis – свободный) стал исторически первой формой идеологии Нового времени Он оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в ХVII–ХVIII вв. Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе западноевропейской политической философии конца XVII-XVIII вв. (Дж. Локк[119], Ш. Монтескье[150], А. Смит[211], Б. Констан[100], А. де Токвиль[225]). Основателем классического либерализма считается Дж. Локк (1632-1704). На протяжении XIX в. эти идеи были продолжены и развиты И. Бентамом[13], Дж. С. Миллем[144], Т.Х. Грином[55], Л. Хобхаузом, Б. Бозанкетом, И. Кантом [89] и другими сторонниками западной общественно-политической мысли. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему идей, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. Поворотным пунктом в формировании либерализма и размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени стала Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. В ее главном политике-идеологическом документе — «Декларации прав человека и гражданина 1789 г.» — емко и полно даны четкие формулировки тех идей, ценностей и установок, которые стали мощным оружием борьбы со старым порядком. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы, приверженцы немецкой классической философии, классической политэкономии. При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными направлениями и движениями состояло в том, что они, каждый по-своему в соответствии с реальностями своего времени, высказывались за пересмотр устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем. Они обосновывали необходимость перестройки потерявших эффективность общественно-политических и государственных институтов, выступали за ревизию и модернизацию основных положений, доктрин и концепций согласно изменившемуся положению вещей в обществе [41, с.173]. Предпосылкой либерального мировоззрения является философия индивидуализма, основанная на вычленении человеческой индивидуальности из социальной совокупности, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. Индивидуализм — концепция, рассматривающая отдельного индивида как основное движущее начало в обществе. Если для Аристотеля полис — самодостаточная ценность, то у Локка отдельный индивид — «хозяин своей собственной персоны». Милль же сформулировал эту мысль в форме аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». В концепции индивидуализма человек предстает как автономная самоуправляющаяся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна устанавливать законы собственной нравственности и поведения.
Само понятие «либерализм» вошло в политический лексикон в первой половине ХIХ в., когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов. А первое употребление термина «либерализм» относится к 1811-1812 гг., когда в Испании группа политиков и публицистов определила составленную ими конституцию как «либеральную». Примерно в то же самое время этот термин начали использовать и в Англии, в стране, давшей в XIX в. миру таких ярких представителей либерализма, как И. Бентам[13], Дж.С. Милль [144], Г. Спенсер[217]. В России в силу ряда причин либеральное мировоззрение укоренилось позже, чем в большинстве европейских стран, — в конце XIX — начале XX в. Среди наиболее известных представителей русской либеральной мысли дореволюционного периода следует назвать, прежде всего, имена Т.Н. Грановского, П.Б. Струве[220], Б.Н. Чичерина[252], П.Н. Милюкова[145], попытавшихся развить и применить принципы либерализма к российским реальностям. Именно они заложили основы русского конституционализма, идей правового государства и гражданского общества применительно к российским реальностям. Их заслуга состояла также в практической постановке проблем прав и свобод личности, подчинения государственной власти праву, верховенства закона Классический либерализм зародился в XVII в. как идеология буржуазии и окончательно сформировался к середине XIX в.
19.2.2.1.1.2. Идейная основа классического либерализма
Либерализм в политическом процессе существует в трех основных формах: · как идеологическое течение, представленное в разные периоды различными социальными силами, но приверженными все же изначальным его канонам; · как социально-политическое (организационно-политическое) движение; · как совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную политику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни.
В данном разделе л иберализм рассмотрен как особый тип мировоззрения, представляющего собой совокупность широкого круга теорий, концепций политического, экономического, культурного и общесоциального характера. В таком понимании либерализм это определенный взгляд на: · окружающую человека общественную среду; · предпочтительные пути социального развития; · политическую систему и политические институты; · особенности и характер экономики; · специфику культурного развития; · роль религии в общественной жизни; · положение личности в обществе и т.п.
При таком подходе либерализм выступает организующей структурой, которая определяет и тип мышления, и характер восприятия социальных явлений и фактов. В политической философии либерализма в период XVII-XIX вв. произошла принципиальная эволюция — от признания в качестве идеала политического устройства конституционной монархии и ограничения с помощью ценза избирательных прав граждан к обоснованию идеи демократической республики со всеобщим избирательным правом. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в данной политико-идеологической доктрине. Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. С момента своего возникновения он отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения — это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека. Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого человека. Парадигмой либерализма выступает система основополагающих идей о прирожденных, неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу, частную собственность и «стремление к счастью» (Т. Джефферсон[64]). При этом частная собственность рассматривается как основа индивидуальной свободы, а свобода, в свою очередь, как необходимое условие самореализации личности. Отсюда апология индивидуализма и трактовка общества как совокупности равноценных, независимых личностей. Для либералов личность всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Среди всех свобод для них первостепенной является свобода экономическая, свобода предпринимательства. Не случайно, у одного из первых теоретиков либерализма француза Б. Констана [100] прозвучала мысль о том, что свобода избирать и быть избранным должна предоставляться лишь тем, кто достаточно богат. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулированы А. Смитом[211], который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор для частной инициативы. Для буржуазии за требованием свободы личности скрывалось стремление третьего сословия ликвидировать привилегии аристократии и духовенства и достичь одинаковых (равенства) с ними юридических прав. Опираясь на доктрину «правового государства» Дж. Локка [119] и идею Дж. Милля [144] об интуитивной способности личности к обретению политического здравого смысла, сторонники этой идеологии боролись за «негативную свободу», т.е. за свободу от социального контроля государства, от различных ограничений (например, они выступали за отмену сословных привилегий и наследственной власти). Но когда это произошло, был выдвинут лозунг «Обогащайтесь!», и возникла новая форма неравенства, основанная на богатстве одних и бедности других. В сфере экономики классики либерализма выступали за отмену ограничений для свободного предпринимательства, защищали частную инициативу, принцип невмешательства государства в экономическую и частную жизнь граждан. Отсюда возникла идея государства как «ночного сторожа» (Ф. Лассаль[108]), основные функции которого сводилась к защите частной собственности, свободы и неприкосновенности личности, а также охране страны от внешней агрессии. Теоретики либерализма (особенно И. Кант[89], А. Смит[211]) отводили государству важную роль в оказании материальной помощи бедным слоям населения, тем кто не может в силу разных причин зарабатывать на жизнь, государство тем самым должно гарантировать соблюдение их естественных прав. Либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основатели либерализма активно поддерживали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг («не мешайте действовать»), требовавший ликвидации регламентации экономической жизни. Поэтому данную идеологию можно назвать либерально-буржуазной, ибо начала она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем перешла к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а ныне широко пропагандирует культ потребления. Либерализм основан на экономическом видении человеческого поведения, когда экономика понимается как приоритетная сфера по сравнению с политикой. Либерализм XIX в. стал идеологией буржуазии, которая хотела получить полную свободу действий в экономической области и одновременно с помощью государства закрепить свое политическое господство. Только обладание собственностью ведет к истинной независимости и формирует индивидуализм. Свободные личности создают общество, а общество — государство. Согласно теории классического либерализма общество первично, а государство — вторично, и возникает оно на основе теории «общественного договора». Соответственно роль государства при таком раскладе минимизировалась. Отсюда вытекала недостаточная разработанность функций государства в области экономики и социальной жизни [107, с.411]. С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству и принципы политической ответственности граждан. Передаваемая по наследству власть (в монархиях), все формы сословных привилегий объявлялись утратившими силу, неприемлемыми в новых социально-исторических условиях. Как подчеркивал один из его отцов-основателей Дж. Локк[119], каждый индивид — «хозяин самому себе». Его последователь Дж.С. Милль[144] сформулировал эту мысль как аксиому: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Главными проблемами либеральной идеологии всегда было определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека. Либеральная теория «общественного договора» обосновывала суверенность народа как источника власти и понимание государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству есть защита их безопасности и собственности. Правительство — лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение ему со стороны граждан. Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе XVII-XVIII вв. Мнения либералов, в основном, расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полномочия. В целом же, либерализм признавал право на революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за независимость. Кроме принципа управления с согласия граждан либерализм обосновал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону — таков либеральный императив права. Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т. Пейн[176]. Он рассматривал государство в качестве необходимого зла: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина [106, с.323]. В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики либерализма, в частности Д. Локк [119] и Ш. Монтескье[150], обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти кем бы то ни было, будь-то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию. Либерализм выдвинул ряд положений, оказавших существенное влияние на характер духовной жизни общества. Его несомненной заслугой является обоснование и утверждение на практике идей свободомыслия и, прежде всего, свободы индивида от духовного подчинения церкви, права людей подвергать критике религиозное мировоззрение с рационалистических, научных позиций. Либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, их право и способность самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, следовать принципам либо религиозной, либо светской морали. Словом, либерализм провозглашает принципы свободы взглядов и убеждений людей, свободы их волеизъявления и творческой самореализации. Неотъемлемой частью либеральной концепции является и идея плюрализма, утверждающая принцип многообразия во всех сферах общественной жизни. Многие идеи (гуманизма, свободы, прогресса и др.), заимствованные из философии Просвещения, определенным образом модифицировались в русле либеральной идеологии и были активно использованы идеологами буржуазии как мощное средство борьбы за торжество нового, идущего на смену феодальному, буржуазного общества. Так, вера просветителей в прогресс, в торжество человеческого разума вылилась в политической философии либерализма в апологию здравого смысла, идеи равенства и народного суверенитета — в идею равенства возможностей. Своеобразную религиозно-нравственную основу либерализма составила протестантская этика (прежде всего — кальвинизм), обусловившая укрепление «духа капитализма». Таким образом, теоретическое ядро либерализма составляют: · доктрина «естественного состояния»; · теория «общественного договора»; · теория «суверенитета народа»; · неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д.).
Основываясь на принципе свободы человека, либерализм сыграл огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии. Речь идет о равенстве всех граждан перед лицом закона, об обладании каждым человеком основными политическими правами и свободами (право гражданства, голоса, свободно передвигаться, свобода слова, собраний, создания ассоциаций и партий), о принципе терпимости к инакомыслию и защиты прав меньшинства. Речь идет также об идеях разделения властей, свободных выборах всех основных институтов власти, о создании системы сдержек и противовесов в отношении между ними. Наконец, речь идет об идеале правового государства, органы которого обладали бы (в рамках законов, принимаемых демократическим путем) всей полнотой предоставляемой им власти и одновременно находились бы под действенным контролем народа, общественности. Значительную роль сыграл либерализм и в выработке современных принципов организации экономической жизни. Ему принадлежит заслуга в обосновании положения о том, что свободное предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция есть универсально значимые механизмы общественного прогресса. Они не только позволяют человеку реализовать свою самостоятельность и инициативу в сфере хозяйства и в других областях общественной жизни, но, что не менее важно, побуждают и принуждают его, причем объективно-экономически, а не посредством прямого насилия или применения командно-административных методов, постоянно беспокоиться о повышении экономической эффективности своей деятельности, о производительности своего труда, о приобретении знаний и обновлении технологии, о согласовании целей и способов производства с динамикой общественного спроса на те или иные предметы и услуги. При этом принципиальное значение придается тому обстоятельству, что человек, занимающийся предпринимательством, должен непосредственно отвечать своим капиталом, своим имуществом за результаты собственной деятельности. Философия индивидуализма образует фундамент неотъемлемых прав человека: на жизнь, свободу вероисповедания, частную собственность. Принципы индивидуализма определили рост производства, становление гражданского общества. Этико-политический индивидуализм рассматривает индивида как самоцель, а общество и государство — как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. В области экономики он опирается на конкуренцию и свободную игру сил. В области воспитания — на принцип учета индивидуальных особенностей человека, полагая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторонне развитыми личностями. В социальной сфере индивидуализм утверждает, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму, которые рассматривают общественные явления в их целостности.
19.2.2.1.2. Неолиберализм 19.2.2.1.2.1. Кризис либерализма и поиск новых концепций Важной исторической заслугой либерализма является то, что он сыграл ключевую роль в формировании и институционализации в конце XIX - первые десятилетия XX в. основных принципов и институтов современной политической системы, таких как парламентаризм, разделение властей, правовое государство и др. Эти принципы, в конечном счете, были приняты всеми основными политическими силами. Идеи либерализма были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, общественными движениями, и конституировались в партии либерального толка. Первой партией, опиравшейся в своей практической деятельности на идеи либерализма, была партия вигов (либералов) в Великобритании. В США такой партией стала Демократическая. Однако следование классической либеральной модели (уничтожение сословных привилегий, разделение законодательной, судебной, исполнительной властей, обеспечение правовых гарантий свободы слова, совести, собраний, организаций, равенства граждан перед законом) привело к поляризации общества. Свободные рыночные отношения не смогли обеспечить социальной гармонии и справедливости. Идеи либерализма стали переживать кризис. Особенно рельефно это проявилось в конце XIX - начале XX в. в условиях формирования корпоративного или государственно-корпоративного капитализма, когда обнаружилось, что свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предполагалось, социальную гармонию и справедливость. С развитием производительных сил, особенно в крупном промышленном производстве, к концу XIX в. стали изживать себя некоторые принципы классического либерализма, и, прежде всего, такие, как свобода мелкого частного предпринимательства, невмешательство государства в экономику страны. Поэтому вмешательство правительств в экономику усилилось уже в годы первой мировой войны. Свой потенциал классический либерализм исчерпал в 1930-х гг. В ходе экономического кризиса и под влиянием планового материального производства в СССР идеологи либерализма осознали, что в новых условиях значение главного фактора в развитии экономики приобретает регулирование производства со стороны государства. Большая группа политэкономистов, социологов, политологов и политических деятелей выступила с предложениями о пересмотре важнейших положений классического либерализма и осуществлении реформ, призванных ограничить произвол корпораций и облегчить положение наиболее обездоленных слоев населения. Идеология классического либерализма начала видоизменяться уже в XIX в. Либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма увидел необходимость и перспективность изменения его стратегии Дж.С. Милль[144], который уже в середине XIX в. указывал на необходимость осуществления капитализмом гибкой социальной политики. Во второй половине XIX в. под сомнение был поставлен и принцип невмешательства государства в экономику. Постепенно формировалось убеждение в том, что необходимым условием совершенствования общества и разрешения, присущих ему противоречий является государственное регулирование экономики и реформы. В качестве реформаторов выступили известные социологи, политологи и политэкономисты конца XIX - начала XX в. Дж. Гобсон [50], Т. Грин[55], Ф. Науман, Б. Кроче [105], Ч. Бирд, Дж. Дж. Дьюи [68] и др. Их заслуга состоит в разработке комплекса новых идей и концепций, которые составили основу нового, или социального, либерализма. Под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии ими были пересмотрены некоторые базовые положения классического либерализма. Прежде всего, за государством была признана активная роль в социальной и экономической сферах. Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим новый, или социальный, либерализм стал великий экономический кризис 1930-х гг. Российские неолибералы конца XIX — начала XX вв. в лице П.И. Новгородцева [158], Л.И. Петражицкого [177] и других также внесли свой вклад в развитие либеральных идей — выдвинули серьезную дополнительную аргументацию в пользу усиления социального начала в либерализме. Наиболее существенным отличием «социального либерализма» (по сравнению с классическим вариантом) можно считать его резкий поворот в сторону признания большей роли государства. Драматичной является судьба либерализма в России. В период между 1861 и 1917 гг. он выражал стремление буржуазии к ликвидации сословных привилегий, преобразованию абсолютизма в конституционно-парламентскую монархию, утверждению правового строя. Либеральные теоретики делали акцент на идентичности путей развития России и Западной Европы, единстве исторического процесса. Будучи эволюционистами, они являлись категорическими противниками социалистических революций, считая их аномалиями в жизни общества. Идеи либерализма лежали в основе партийной программы партии кадетов, которая объединяла в своих рядах цвет интеллигенции, мечтавшей о радикальном преобразовании России парламентским путем. Кадеты последовательно выступали за разделение властей, за создание в России фундамента гражданского общества и правового государства. В области внешней политики они ориентировались на западные демократии. Идеи либеральных реформ во многом определяли политический курс правительства П.А. Столыпина. В частности, он предпринял попытку с помощью государства превратить крестьян в фермеров и частных собственников, создав тем самым условия для модернизации страны. После окончания гражданской войны наиболее известные либералы П. Струве, М. Туган-Барановский и др., находясь в эмиграции, возлагали надежды на капиталистическую трансформацию СССР в ходе осуществления новой экономической политики, одновременно подвергая критике уже обозначившихся черт тоталитарного общества [74]. Попытки решения возникших проблем привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Появились теории «нового либерализма», «социального либерализма», «консервативного либерализма» и другие теории, авторы которых пытались соединить основные либеральные ценности с идеей сильного государства или с социально-ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей. В процессе дискуссии шла выработка политической программы неолиберализма, основные положения которой провозгласили необходимость участия масс в политическом процессе, демократизации принятия управленческих решений, консенсуса управляющих и управляемых. Огромный вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес английский экономист Дж. Кейнс. Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу. В частности, предусматривалось всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса «спроса» и «полной занятости» и др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм, по Кейнсу, получил в «новом курсе» президента Ф.Д. Рузвельта, благодаря чему США вышли из экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую перестройку общества. Переход к новому либерализму, к принятым им принципам экономической и социальной политики в тех или иных формах охватил почти все промышленно развитые страны. После Второй мировой войны социальны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|