Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеи социализма в мировой истории




 

Социализм (фр. socialisme и от лат. socialis – общественный) – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение, утверждается социальное равенство и справедливость.

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен. Зародышевой формой идей утопического социализма у всех народов была легенда о прошлом "золотом веке", рисовавшая в идеализированном виде общинный строй и господствовавшее в нём социальное равенство людей. Подобные фантастические изображения встречаются в фольклоре и в общественной мысли народов Древнего Египта, Передней Азии, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. В античной Греции легенда о "золотом веке" развивалась в дискуссиях мыслителей об общественном неравенстве и "естественном" состоянии общества, об уравнительном строе Спарты, социальных реформах Солона в Афинах, в платоновской утопии кастового "коммунизма", а также в сказочных повествованиях о странах "золотого века", найденных путешественниками на островах в Индийском океане (Эвгемер, Ямбул).

Идейно-психологической основой утопического социализма являются воспоминания о детстве в семье. Ощущение безопасности, отцовской заботы и материнской любви навсегда остаются в памяти каждого, благополучного в детстве человека. На подсознательном уровне человек пытается перенести это ощущения счастья во взрослую жизнь, в т.ч. и на политические отношения. В желаемой политической модели общества у тотального человека доминируют потребности в любви и заботе, а не равноправии и свободе, а отношения между властью и индивидом представляются патриархальными и братскими, а не равными и конкурентными.

Большое значение для становления утопического социализма имело социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. Например, в Библии говорится о таких общечеловеческих ценностях, как добро, справедливость, братство, осуждаются богатство, жажда наживы. В соответствии с этими идеями строилась жизнь раннехристианских общин.

В средние века идейной оболочкой борьбы трудовых низов против эксплуатации стали хилиастические упования религиозных еретических сект (вальденсов, катаров, лоллардов, таборитов, анабаптистов и др.), которые объявляли источником гнёта и социального неравенства отступничество церкви и господствующих классов от идеалов первоначального христианства. Даже когда этот религиозный сектантский коммунизм вливался в поток антифеодальных восстаний крестьян, городской бедноты и рабочих позднего средневековья, выдвигавшийся его идеологами коммунистический идеал оставался скудным, отсталым и оторванным от реального исторического процесса. Радикальные социалистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Как лозунг революционной борьбы его выдвигали радикальные участники гуситского движения в Чехии XV в. (М. Гуска), Крестьянской войны в Германии XVI в. (Т.Мюнцер), буржуазных революций в Англии XVII в. (Дж.Уинстэнли). Большое значение для их концептуализации име­ли эгалитаристские идеи Ж.Ж. Руссо [204] и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа [8] о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

В идеях утопического социализма XVI в. содержались уже первые элементы критики нарождавшегося буржуазного общества и сознания того, что осуществление гуманистических идеалов требует подлинно человечного, справедливого общества. В коммунистических утопиях Т. Мора[151] и Т. Кампанеллы [87] утопический социализм сделал важнейший шаг вперёд:

ü от идеи общности потребления к идее общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого;

ü от идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти в утверждении основ разумного общественного строя.

 

В утопическом социализме периода раннего капитализма усилились исходные рационалистические элементы. Французский утопический социализм эпохи Просвещения на основе требований разума и «естественного права» критиковал буржуазное общество и утверждал необходимость коммунистического общества как единственно рационального и отвечающего равному праву всех людей на свободу и пользование жизненными благами. Этот вариант «золотого века», который проповедовался в утопических романах-путешествиях, повествовавших об обществах «добрых дикарей» с естественным строем «общности имуществ», получил более чёткое обоснование в коммунистических трактатах XVIII в. Материалистическое и атеистическое "Завещание" французского утопического коммуниста Ж. Мелье [135] призывало крестьян к революционному ниспровержению феодализма, королевской власти, дворян и церковников и к переустройству общества. В середине XVIII в. Г. Мабли[124] и Морелли [152] выступили с рационалистическими проектами коммунистического общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей, права на труд и обязательности труда для всех членов общества.

В эгалитарной идеологии «социализма равенства» мелких тружеников-хозяйчиков, в мелкобуржуазных построениях Ж.Ж. Руссо [204] и его последователей обозначилась струя «рабочего эгалитаризма», питавшаяся иллюзиями тех прослоек сельского и городского предпролетариата, которые ещё уповали на возможность уничтожения эксплуататорской системы наёмного труда посредством уравнительного передела земли.

Великая французская революция принесла с собой революционизирование идей утопического социализма, смыкавшихся с борьбой трудовых низов города и деревни. Идеологи массовых эгалитаристских движений переходили к требованию всеобщего уравнительного передела земли и подходили также к программе уравнительного ограничения торговой и промышленной собственности, всеобщего ограничения собственнических прав и подчинения их интересам и строгому контролю общества («Социальный кружок», «Бешенные», левые якобинцы).

Решающий перелом в развитии коммунистических идей осуществил Г. Бабёф[8], выработавший программу «Заговора во имя равенства» с практической задачей свершения коммунистической революции и впервые обосновывавший необходимость революционной диктатуры. Представляя идеологию главным образом доиндустриального пролетариата, бабувизм строил идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, с мелким производством на основе ручного труда и проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к умственному труду и его представителям.

К важнейшему историческому рубежу в развитии утопического социализма подошли в начале XIX в. великие социалисты-утописты К.А. Сен-Симон [208], Ш. Фурье [239а] и Р.Оуэн [166], с особой силой выразившие разочарование буржуазным обществом самых передовых представителей его интеллигенции. Они создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.

Критико-утопический социализм в своих произвольных, фантастических исторических конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в поступательном развитии человечества; он видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистическом строе, критико-утопический социализм выдвинул социалистический принцип распределения «по способностям» и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в социалистическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий.

Идеи критико-утопического социализма были восприняты последующими течениями утопического социализма, внутри которого усилилась дифференциация буржуазного и пролетарского направлений. Во Франции в 30-40-х гг. XIX в. наряду с эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались многочисленные родственные течения буржуазного и мелкобуржуазного социализма. Эти школы реакционного и консервативного утопического социализма подвергли критике капитализм и выдвигали утопические проекты восстановления докапиталистических форм хозяйства либо объединения мелких хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобуржуазных позиций рабочий класс и пропагандируя как средство постепенного мирного переустройства создание производительных ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, П. Леру, К. Пеккёр) либо ассоциаций "справедливого" эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П.Ж. Прудон [197]), они получали отклик в мелкобуржуазных прослойках рабочего класса.

Напротив, передовые элементы рабочего движения находили выражение своих революционных устремлений в утопическом коммунизме, провозглашавшем необходимость немедленного коренного переустройства всего общества на началах "общности имуществ". В недрах революционных тайных организаций 30-40-х гг. XIX в. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идеи "глобального" коммунистического переустройства общества посредством революционного переворота и революционной диктатуры (Т.Дезами [62], Л.О. Бланки [25], В. Вейтлинг [35] и др.). Большую популярность в рабочей среде приобрела также пропаганда Э. Кабе [86] мирного коммунистического переустройства общества. Теоретики утопического коммунизма 30-40-х гг. сформулировали важнейший принцип коммунистического распределения: "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Однако утопический коммунизм, как и утопический социализм этого периода, в целом не смог преодолеть религиозное наследие общественной мысли, нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Кабе, Вейтлинг, Эскирос) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект. Высшего развития материалистические тенденции утопического социализма достигли в России, в воззрениях А. И. Герцена [46] и Н. Г. Чернышевского [250].

Социалистическая идеология основывается (по крайней мере, в идеале) на принципах гуманизма, социальной справедливости, равенства, важной роли общественной собственности, идеях самоуправления и др. Социалистическая идеология в XX в. сыграла важную и неоднозначную роль в общественной жиз­ни России, ряда стран Восточной Европы и Азии, являлась в них государствен­ной. Различные социалистические идеи и концепции достаточно широко распространены в мире. Китай в конце XX — начале XXI вв. руководствуется идеологией «рыноч­ного социализма» при руководящей роли коммунистической партии.

Социализм, как и либерализм, пытается создать разумные условия челове­ческого существования. Различия просматриваются в способах реализации paционалистических установок. Либерализму ближе эволюционный путь, приня­тый позднее и европейской социал-демократией, что создало в дальнейшем воз­можность либерально-демократического консенсуса. Для социалистической доктрины в ее оригинале ближе радикальный, хотя и необязательно насиль­ственный, путь перехода к демократии.

В социализме кроме утопического выделяются еще две основных разновидности:

· демократический (эволюционный) социализм (социал-демократия);

· радикальный (революционный) социализм (коммунизм).

 

Применительно к характеристике общественных движений термин «социализм» был впервые введен в употребление в 1827 г., а «коммунизм» — в 1840 г.

Социалиста­ми обычно называли последователей утопического социализма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, которые стремились к замене общества, основанного на конкуренции, общест­вом, построенном на кооперативных принципах, веря, что такие изменения могут быть осуществлены мирно, благодаря прогрессивной политике правящих классов [83, с.445].

Коммунизм (лат. communis - общий) - одна из радикальных версий общественного идеала, сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия. В социально- и историко-философском измерении идея коммунизма, по определению А.А. Грицанова [159], может быть охарактеризована как интеллектуальное явление эсхатологического и сотериологического порядка, выступившее своеобычной гипнотизирующей мутацией идеи о неограниченности и линейности общественного прогресса, присущего западноевропейской философии истории конца XVIII - середины XX в.

 

Марксистская доктрина

 

В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становле­ния более отдаленного этапа развития общества – коммунизма, пред­ставлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления «социально справедливого общества», немецкие ученые весьма противоречиво истолковали способы достижения, этого социального идеала, сохранив возможность различного понимания места социализма в данном процессе, воз­можность применения как эволюционных, так и революционных путей его утверждения в обществе [213].

Марксизм представляет собой одно из крупных течений идейно-политической и социально-философской мысли, включающее в себя комплекс воззрений по широкому комплексу общественно-исторических, экономических, социальных, политических, идеологических и других проблем. Основные его положения разработаны в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Их идеи были дальше развиты многочисленными последователями, такими как Э. Бернштейн, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, К. Каутский и др.

Марксизм возник и развивался в общем русле европей­ской политико-философской мысли, и в этом смысле он являлся детищем Просвещения и рационалистической традиции. Его родовая близость к либерализму выражается в на­личии в нем целого ряда положений, которых либералы могут принять без особых оговорок. Речь идет, например, о таких утверждениях, как: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный», «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» и др. Вместе с тем, в марксизме содержались элементы, ставшие основой для радикального пересмотра и отрица­ния важнейших положений породившей его капиталистической парадигмы.

Маркс исходил из тезиса о том, что для правильного понимания современного ему общества необходимо, прежде всего выявлять и анализировать закономерности и механизмы функционирования и развития экономической системы. Совокупность производительных сил и производственных отношений, писал К. Маркс, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на ко­тором возвышается политико-идеологическая надстройка. В нее входят юридически-правовые и политические инсти­туты, государство, социокультурная и духовная сферы, иде­ология, весь строй сознания.

Противоречие между производительными силами и производственными отношениями, по мысли марксистов, служат движущим фактором общественно-исторических изменений. «Способ производства материальной жизни, — полагал Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание... С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Иначе говоря, в рамках каждой общественно-политиче­ской системы производительные силы могут развиваться до определенного предела, который становится препятствием для их дальнейшего развития. Наступает эпоха социальной революции, в результате чего создаются новые экономиче­ские и политические отношения, соответствующие уже бо­лее развитым производительным силам. Исходя из такой установки, Маркс выделял азиатский, рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства, названные впоследствии его сторонниками социально-экономическими формациями.

Особо важная роль в марксизме отводится теории классов и классовой борьбы. Как утверждали Маркс и Энгельс, в каждой из следовавших друг за другом форм общества существовали класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. При рабовладельческом способе производства это были рабовладельцы и рабы, при феодальном — феодалы и крестьяне, при капиталистическом — буржуазия и рабочий класс. Неотъем­лемой чертой общества, построенного на эксплуатации человека человеком, является классовая борьба, которая разворачивается вокруг вопроса о собственности и контроле над средствами производства. Поэтому, по их мнению, на протяжении всей истории именно эта борьба определяла характер и направления общественного развития. Все политические институты, духовные ценности, правовые нормы вторичны по отношению к экономическим отношениям и формируются правящим классом, в руках которого сосредоточена экономическая власть.

Как заметил Э. Фромм, когда сегодня Маркса упрекают за то, что он выступал за насилие и революцию, то это искажение фактов. Идея политической революции не является специфически марксистской или социалистической, это традиционная идея буржуазного общества. Будучи человеком своего времени, Маркс не смог выйти за рамки этой традиции. Он воспринял идею политической революции и включил ее в свое учение [238]. Поэтому марксизм представлял собой идеологию, делающую акцент на революционных методах построения «светлого коммунистического будущего».

Маркса обвиняют в том, что он некритически воспользовался философ­ской системой Гегеля, но если бы он ее не взял, то не создал бы идеологию, что является его главной заслугой. Марксизм стал идеологией пролетариата, появившегося вследствие промышленного переворота. В основу политического анализа марксизма положен принцип монизма, предполагающий преодоление экономического, социального, политического и духовного многообразия интересов и потребностей. Критерием прогресса форм экономической, социальной, политической и духовной жизни признается их соответствие интересам самого передового класса – пролетариата. Основоположники марксизма считали, что установление общественной собственности на средства производства автоматически ликвидирует все формы социального неравенства.

Социалистическая идеология, так же как и консервативная, по мнению А.Л. Горелова, возникла как отрицательная ре­акция на либерально-капиталистичес-кую, но в ней есть и общая с ней основа — примат экономики. В социалистической идеологии социальная сфера занимает большее место, чем в либерально-ка­питалистической, но экономика остается превалирующей над по­литикой, особенно в коммунистической, марксистской разновид­ности социалистической идеологии, где политика рассматривает­ся как надстройка над экономикой [52].

От своих непосредственных предшественников — утопического социализма и коммунизма марксизм во многом унаследовал при­верженность к социальным пророчествам. Доктринальные основы марксизма выводились из возможности познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития. Знание этих законов позволяет безошибочно определить пути преобразования общества. Выходя далеко за пределы экономической тео­рии, марксизм претендовал на всеохватывающее толкова­ние смысла истории и самого человеческого существования. В нем выделяются две части: диалектический материализм и исторический материализм. Общим для них обоих явля­ется признание первичности материи и вторичности духа. Если диалектический материализм изучает законы разви­тия физического мира, то исторический материализм пре­тендует на познание законов развития общества.

Схема исторического прогресса сводилась к обусловленности общественных изменений уровнем материального производства, недооценивая культурные, психологические, исторические и другие факторы. Исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических способов производства. Однако если антагонистические модели общества (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунистическая (и ее первая фаза – социализм) создаются на принципиально иной экономической основе – общественной собственности на средства производства. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии, а следовательно, и жесткая классовая борьба, были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. В качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигалась экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата.

Важное место в марксизме занимает концепция общества, сформулированная в качестве альтернативы строю частной собственности, эксплуатации и классового противостояния. Схематично, но красочно и эмоционально К. Маркс рисовал картину будущего, которое характеризуется коллективной собственностью на средства производства, социальным равенством, свободу от классового разделения.

Необходимость перехода к коммунистическому обществу возникает, когда производительные силы при капитализме достигают такой высокой степени развития, что существующие производственные отношения становятся главным тормозом экономического прогресса. Наступает эпоха социалистической или коммунистической революции, призванной ликвидировать все формы классового угнетения и построить бесклассовое общество на принципах социальной справедливости и всеобщего равенства.

В основе изложенной схемы лежало убеждение марксистов в том, что капитализм в силу его классовой и антагонистической сущности носит преходящий характер и обречен на исчезновение. Капитализм создает собственного могильщика в лице рабочего класса, который неизбежно, в силу присущего капитализму закона абсолютного и относительного обнищания масс, становится на путь революционной борьбы за свержение власти буржуазии. В результате победоносной социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, имеющая целью уничтожение всех враждебных классов и построение социализма как первой стадии на пути перехода к коммунизму.

Основные положения социального учения Маркса состоят в следующем:

· капиталистическое общество в силу столкновения противопо­ложных (антагонистических интересов) приходит к созданию инсти­тута государства, которое, возвышаясь над ним, стремится, по ви­димости, примирить противоречия в рамках закона и порядка;

· поскольку государство есть продукт классовых противоречий, оно является выразителем интересов экономически господству­ющего класса. Вместо того, чтобы стоять над обществом, оно под­чиняет себя интересам буржуазии, принимая на себя роль эксплу­ататора;

· даже демократическая республика с ее системой всеобщего избирательного права остается орудием буржуазного господства, поскольку обеспечивает правление класса капиталистов косвен­ным путем, а именно путем подкупа должностных лиц и парламен­тариев, установления контроля над прессой и влияния биржи на по­литику правительства;

· одновременно демократическая республика способствует количественному росту и усилению политического влияния пролетариата; и поэтому она может рассматриваться как наилучшая форма будущего государства трудящихся;

· пролетариат, возрастая в численном отношении, в один прекрасный день совершит революцию, лишив буржуазию политичес­кой власти точно таким же образом, каким она лишила в прошлом господства феодальные классы и сословия;

· выполнив свою миссию подавления эксплуататоров и руко­водства мелкой буржуазией (период диктатуры пролетариата), про­летарское государство постепенно отмирает, утрачивая свою клас­совую природу. В будущем не останется ничего, кроме общества, коммуны, коммунистического строя — системы, освобожденной от классовых противоречий и насилия, где все соблюдают элементарные условия общежития без всякого принуждения.

 

Таким образом, система политической демократии рассматрива­лась марксизмом лишь в качестве «переходной стадии» к бесклас­совому обществу, путь к которому лежит через насильственную со­циальную революцию [187, с.320].

Политический идеал коммунизма – общественное самоуправление, предполагающее поголовное участие населения в процессе принятия управленческих решений. Идея непосредственного участия масс в управлении, по мнению оппонентов марксизма, игнорировала опыт западных демократий и тенденции разделения и специализации общественного труда, который свидетельствовал об углубляющейся специализации и дифференциации политических ролей и функций в сфере управления. Это предполагало наличие управленческих знаний и навыков, профессионализма, вместо которых в коммунистической теории культивировались идеологическая преданность и классовая непримиримость.

Новое общество, с точки зрения коммунистической идеологии, характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентирующегося на моральные стимулы типа «ощущение удовлетворенности от работы на общее благо». Наиболее важным механизмом, интегрирующим различные элементы социальной системы, признается коммунистическая партия. [183].

Большое внимание основоположники марксизма уделили осмыслению феномена государства. Независимо от формы государственно-политического устройства, будь то античные демократии, древнеримская империя, восточные деспотии, абсолютизм средневековой Европы или парламентские представитель­ные демократии XIX в., утверждали основоположники марк­сизма, содержание и смысл господства остаются одинаковыми. Это диктатура эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством. Что касается буржуазного государства, то Маркс называл его «комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии». Соответственно буржуазная демокра­тия рассматривалась в марксизме лишь как политико-правовая оболочка классового господства капитала над наем­ным трудом, буржуазии над трудящимися.

Поскольку любое государство представляет собой орудие господства одного класса над другими классами, с исчезновением классовых различий и сосредоточением всех средств производства в руках рабочего класса сама потребность в «публичной власти», т.е. государстве, потеряет всякий смысл.

Таким образом, суть социальной теории марксизма можно свести к следующим основным положениям:

ü экономический базис общества определяет его политико-идеологическую надстройку;

ü противоречие между производительными силами и производственными отношениями и классовая борьба определяют основные направления общественно-исторического развития;

ü капитализм в силу своей классовой эксплуататорской сущности носит преходящий характер;

ü капитализм порождает своего могильщика в лице рабочего класса, который в ходе социальной революции свергает власть буржуазии и устанавливает диктатуру пролетариата как переходного этапа к коммунизму [41. с.181].

 

Анализ взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса требует максимально­го учета социально-экономического контекста. Это позволяет увидеть, что они абсолютизировали некоторые явления современного им общества, но ошиблись в прогнозах капиталистического разви­тия. Ныне вокруг марксизма, оценки его роли, состояния и перспектив ведется острая полемика. Суждения сторонами высказываются, как правило, взаимоисключающие. Действительно, нельзя отрицать, что марксистская идеология внесла значительный вклад в преобразование мира в ХХ в.

В то же время сегодня очевидно, что политическая сторона учения Маркса во многом устарела, ряд ее положений требует современной интерпретации или пересмотра. К примеру, выдвинутая Марксом идея слома старой государственной машины односторонне истолковывалась лишь как необходимость разрушения всех институтов прежней власти. Хотя сам он задачу пролетариата видел в том, чтобы уничтожить только угнетательские органы старой правительственной власти, а ее правомерные функции передать ответственным представителям общества. Явно не соответствующими современным реалиям предстают ныне его идеи насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя, установления революционной диктатуры пролетариата и особого революционного периода превращения капиталистического общества в коммунистическое [183].

Однако не все исследователи согласны с такой оценкой прогнозом основоположников марксизма. В частности, известный белорусский политолог В.А. Мельник, полагает, что опыт ХХ в. убедительно подтвердил верность выводов Маркса относительно тенденций и перспектив общественного развития и одновременно внес весьма существенные коррективы и представления о механизмах реализации данных тенденций. Например, в качестве закономерности утверждения социализма в условиях середины ХIХ в. виделась пролетарская революция в промышленно развитых странах. Однако логика развития капиталистических стран оказалась иной. Их дальнейшее движение пошло по пути социализации капитала, начало которому было положено «новым курсом» президента США Ф. Рузвельта, продолженным затем социал-демократически-ми правительствами в Европе.

Суть этого пути в следующем: государство в этих странах ограничивает права частных собственников и перераспределяет их прибыль в интересах различных социальных слоев. На такой основе строится система здравоохранения, образования, социального обеспечения. Государство берет на себя также реализацию крупномасштабных экономических и научно-технических программ в интересах всего общества. Появились предприятия, выкупленные трудовыми коллективами у частных собственников. Все это, по мнению авторов, свидетельствует о формировании элементов социалистических общественных отношений в развитии капиталистических стран [136].

Кроме того, подтверждение научных идей Маркса видится ему в совершаемой информационной революции, постепенно избавляющей человека от тяжелого физического труда. Далее, выводы Маркса подтверждаются нарастающими процессами обобществления и интеграции производства, которые требуют научных методов сознательного управления экономикой. Наконец, подтверждается одна из фундаментальных идей Маркса об ускорении процесса автоматизации общественного производства и соответственно о расширении сфер применения «всеобщего» творческого труда, который уже сейчас формирует основы той общественной ассоциации, важнейшие черты которой предвосхищены в произведениях мыслителя.

Все это, по мнению В.А. Мельника, убедительно подтверждает правильность общих теоретических выводов Маркса относительно тенденций и перспектив мирового общественного развития [136].

Отмечая данные особенности развитых стран, некоторые авторы используют понятие «посткапиталистическое общество». В частности, один из крупнейших социальных философов ХХ в. К. Поппер (1902–1994) [194] писал: «То, что Маркс называл «капитализмом», то есть не ограниченный законодательно капитализм, полностью сошел с исторической сцены в двадцатом веке».

При этом, К. Поппер - научный критик марксизма, очень точно сказал о значении теоретического наследия Маркса: «Он на многое открыл нам глаза и обострил наше зрение. Возвращение к домарксистской общественной науке уже немыслимо. Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если они этого не осознают. Это особенно верно для тех, кто не согласен с его теориями, как, например, я. И я с готовностью признаю, что моя трактовка Платона или Гегеля носит на себе печать марксова влияния».

Те или иные идеи и положения марксизма легли в основу социалистической идеологии, явились предпосылкой или базой для возникновения различных по­литических течений: (слева направо) троцкизм, маоизм, сталинизм, ленинизм, концепции Дэн Сяопина, социал-демократизм (Бернштейн [20], Каутский [93] и др.), за­падный неомарксизм (Лукач [122а], Грамши [54], Маркович [129а]) и др.

 

Демократический социализм

 

19.2.3.3.1. Становление социал-демократии

 

Социал-демократическая политическая идеология относится к основным социально-политическим течениям XX столетия. Под социал-демократией обычно понимают теорию и практику партий, входящих в социалистический интерна­ционал (Социнтерн). Социал-демократию характеризуют и как со­циально-демократическое движение, и как международное идей­но-политическое течение. По оценкам многих известных сторонников и противников идеи социализма, ХХ столетие стало веком социал-демократии.

Идейными истоками социал-демократии служат воззрения социалистов-утопистов и идеи Великой французской революции. Несомненно, что социал-демократия сильный импульс получила и от марксизма. Главной причиной и условием возникновения и развития социал-демократических партий стало формирование и воз­растание в XIX -начале XX в. роли и влияния рабочего движе­ния в индустриально развитых странах Запада.

Основным истоком идеология современной социал-демократии следует считать ре­формистское течение II Интернационала (1889-1914), представленное Э. Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Ж. Жоресом и др. А так же воззрения теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период.

Социал-демократия поначалу разделяла основные револю­ционные установки марксизма, но реальные жизненные процессы ориентировали ее на эволюционный путь общественных преобра­зований. Уже в 90-е гг. XIX века марксистские принципы переустройства общества стали подвер­гаться ревизии (пересмотру) в трудах некоторых те­оретиков социал-демократии и прежде всего в рабо­тах Э. Бернштейна [20], А. Бебеля и К. Каутского [93]. В соответствии с политическим процессом партии социал-демократической ориентации становились парламентскими, и всю их дальнейшую историю можно рассматривать и как историю постепенного отхода от марксизма. На соб­ственном опыте они убеждались, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе посте­пенных реформ и преобразований. Социал-демократи­ческие партии преимущественно отдавали приоритет не доктрине, а реалиям жизни. Отсюда их прагматизм, приверженность к компромиссам и др.

Непосредственным поводом к идейному размежеванию с революционными социалистами послужила публикация германским социал-демократом Э. Бернштейном (1850–1932) работы «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899). Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн обосновывал необходимость перехода социал-демократии «на почву парламентской деятельности». Социал-демократия должна была отказаться от насильственных форм перехода к более совершенному социальному устройству. «Классовая диктатура принадлежит более низкой культуре» – подчеркивал Бернштейн [20]. Он считал,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...