Синастрические модальности и маркеры
Во многих случаях протагонист в своей трансляции обозначает не только ее собственную модальность, но и модальность предполагаемого ответа партнера — она называется синастрической модальностью. Синастрическая модальность, с целью отличения ее от собственной модальности трансляции, обозначается со знаком «точка с запятой» спереди, например (; ян). Просьба перейти к янской модальности может быть выражена, например, так: — А теперь я хочу, чтобы ты высказал мне свое мнение. — Ответь, пожалуйста, на мой вопрос. — А? (вопросительный взгляд) А вот типичные фразы, смыслом которых является просьба к партнеру использовать иньскую модальность: — Ты тут полежи, отдохни... — Ты меня послушай и постарайся понять — а возражать и критиковать будешь потом. — Как хорошо, когда ты не возникаешь по пустякам... — Ну хорошо, я во всем с тобой согласен; а теперь смени, пожалуйста гнев на милость. Маркеры, указывающие на синастрическую модальность, называются синастрическими. Они, как и собственные маркеры модальности, бывают сильные и слабые, когнитивные и стилистические, прямые и косвенные. Янским прямым синастрическим маркером является прямое указание партнеру на необходимость его активного ответного действия: — Отвечай немедленно, Эльвира! (; ян) Янским косвенным синастрическим маркером является косвенное указание партнеру на необходимость активного ответного действия. Типичный пример — прямой вопрос, по мысли протагониста требующий содержательного ответа, например: — Который час, Иринарх? (; ян) Довольно часто в роли косвенного синастрического маркера выступает субмодальность трансляции, в частности, в качестве янского синастрического маркера — янская субмодальность, например:
— Я жду вашего ответа с нетерпением! (инь (ян); ян) Модальность этой трансляции — иньско-янская, и янская субмодальность откровенно указывает на желательность янского ответа. Иньским прямым синастрическим маркером является прямое указание партнера на желательность его адаптации к указаниям или действиям протагониста: — Смирись, Фелицата, и скажи, что ты согласна. (; инь) Другой пример прямого иньского синастрического маркера — прямое указание на нежелательность активных действий со стороны партнера: — Помолчи, Елизар! (; инь) Еще один вариант иньского прямого синастрическго маркера — прямой вопрос, предполагающий ответ описательного типа, например: — Ну расскажи, Епифан, как выглядит твоя новая вилла! (; инь) Иньским косвенным синастрическим маркером является косвенное указание партнеру на желательность его адаптации к указаниям протагониста или на нежелательность его активных действий: — Волноваться, Ипполит, ей-богу не стоит. (; инь) Еще один вариант иньского косвенного синастрического маркера — косвенная просьба дать то или иное описание, например: — Мы слышали, что вы знаете много интересного о современных концепциях русской истории... (; инь) Нередко в качестве иньского синастрического маркера выступает иньская собственная субмодальность трансляции: — Ну расскажи, Гедеон, как тебе новая власть, как ты с ней ладишь, как под нее подстраиваешься... (ян (инь); инь) Упражнение. Последите, как ваши знакомые в разных ситуациях побуждают вас использовать янскую или иньскую модальность. Удается ли им это сделать? Упражнение. Определите, какие синастрические модальности имеются в следующих трансляциях. Найдите в них прямые и косвенные диадические синастрические маркеры. 1. — А теперь ваши предложения, майор! 2. — А Варенька сама себе расскажет сказочку и потихонечку уснет...
3. — Накрывай на стол, хозяйка! 4. — Спой, солнышко мое ясное! 5. — А ты не думай, не думай — ты себе ползи! 6. — Наша гостья может ни о чем не беспокоиться. 7. — Пришло важное сообщение, господин генерал! 8. — Судя по всему, я здорово тебе надоел. 9. — Смени гнев на милость! 10. — Точу ножи-ножницы! 11. — Не сердись, дорогой! 12. — Шабаш! Упражнение. В следующих диалогах попытайтесь определить прямые и косвенные синастрические маркеры и оцените, насколько ответ комплементарен, то есть следует предложенному маркеру. 1. — Ты не устал еще говорить, Ермолай? (; инь) — Я готов и тебя послушать... (инь) 2. — Мне бы хотелось получить разрешение высказать свое мнение. (; ян) — Изволь. (ян) 3. — А что вы, Домна, предложите в нашей ситуации? (; ян) — Да я уж и не знаю, ум не приложу... (инь) 4. — Вы разрешите, судари, мне вмешаться в ваш разговор? (; ян) — Лучше не надо, сударь. (ян) 5. — Расскажите о вашей юности поподробнее, Милица Донатовна. (; инь) — Это было еще до войны, в Мелитополе... (инь) 6. — Как мне нравится, когда ты тихо сопишь у меня под боком... (; инь) — Хрр... Хрр... (инь) 7. — Я не понимаю тебя, и наверное, уже не пойму. (; инь) — Плетью обуха не перешибешь. (инь) 8. — Ответь мне, пожалуйста, точно и ясно и коротко. (; ян) — Мне бы очень этого хотелось, но различные привходящие обстоятельства складываются таким образом, что ввиду... (инь) 9. — Слушай меня и запоминай! (; ян) — (молча внимательно смотрит прямо на протагониста) (ян) 10. — Не горюй! Образуется! (; инь) — Ты уверен в этом? (ян) Упражнение. Попытайтесь найти в следующих трансляциях и в пяти трансляциях по своему выбору синастрические диадические маркеры и ответьте а) комплементарно и б) некомплементарно. В случае необходимости уточните контекст. 1. — А я жду тебя — не дождусь! 2. — Расскажи-ка поподробнее! 3. — Не садись на пенек, не ешь пирожок! 4. — Да ты не спеши, Леопольд, чайку лучше сначала выпей. 5. — Ночного-то гостя из дому не выгонишь — а, Мартьян? Упражнение. Придумайте для каждой из следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору диалог из двух реплик: обращение протагониста к партнеру с акцентированной синастрической модальностью: а) янской, б) иньской, и два варианта ответа партнера на это обращение: комплементарный (к) и некомплементарный (нк).
1. Объявление форс-мажора домашнему животному. 2. Требование существенное легкое, предъявляемое к подчиненному. 3. Просьба косвенная существенная на равных, обращаемая к другу. 4. Угроза прямая малая моральная приватная, обращаемая к кукле. 5. Уговоры важные долгие, обращенные к близкому родственнику. 6. Поддержка случайная эмоциональная целенаправленная, обращенная к учителю. 7. Обещание трудноисполнимое маловероятное легкомысленное знаменитости. 8. Поручение трудноисполнимое вероятное любимому. 9. Возложение серьезной ответственности на партнера за общее дело. 10. Объявление о прекращении короткого любовного сюжета любимому. Пример. Сценка 1: объявление хозяином Евстафием форс-мажора домашнему животному — псу Шустрику. а) — Шустрик, завтра возвращаются родители — и что ты предложишь? (; ян) (к) — Евсик, давай уберемся в квартире. (ян) (нк) — Ужас! (инь) б) — Шустрик, завтра возвращаются родители — судьба! (; инь) (к) — От тюрьмы да от сумы... (инь) (нк) — А ты точно знаешь? (ян) Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору, сохранив их диадическую модальность и указав синастрическую модальность: а) янскую и б) иньскую — с помощью субмодальности. 1. — Виктор, ты, наверное, про меня еще помнишь? 2. — Я уж и не знаю, сколько времени мне придется ждать твоего ответа. 3. — Зачем же нам ссориться, Марат? 4. — Ты куда идешь — на кудыкину гору? 5. — А мне совсем не смешно, на тебя глядючи. Пример. 1а) — Виктор, наверное, ты про меня еще помнишь, еще зовешь в гости? (инь (ян); ян) 1б) — Виктор, ты, наверное, про меня еще помнишь, не забыл еще окончательно? (инь (инь); инь)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|