Сложные диадические модальности
Янская модальность предполагает активное целенаправленное воздействие на объект (например, на партнера в диалоге) и взятие на себя ответственности за факт этого воздействия. Однако в пределах янской модальности возможны вариации, и она может быть уточнена янской или иньской субмодальностью. Модальность ян (ян) Модальность ян (ян) — уточнение основной янской модальности янской же субмодальностью. Нередко янско-янская модальность используется, когда протагонист берет на себя управление ситуацией полностью, то есть отвечает не только за свое воздействие, но и за его результат. — Езжай, и не возвращайся! ян (ян) Это реплика в янско-янской модальности, так как второе указание идет в рамках ситуации, обозначенной первым. Накорми, да прямо ему в рот клади. ян (ян) — это тоже янско-янская реплика. Однако реплика — Накорми, да поплотнее ян (инь) имеет иньскую субмодальность. — Накорми и спать уложи. (ян) — это простая янская трансляция, так как здесь идет простое перечисление янских указаний. Иногда ян (ян) подразумевает полную ответственность протагониста за свои действия, а также и за ответную реакцию партнера, то есть она тоже прописывается: — Зайди завтра к Семеновым, но там не задерживайся, а быстро возвращайся обратно. В этой реплике модальность ян (ян) обозначена дважды: во-первых, двойное иерархическое прямое указание («зайди к Семеновым» — первый уровень иерархии, «там не задерживайся» — второй), а во-вторых, здесь подразумевается беспрекословное принятие распоряжения к сведению и точное его исполнение, то есть реакция партнера на трансляцию (по мысли протагониста) однозначно определена. Фразеологизмы и пословицы в модальности ян (ян)
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сказано, сделано. Лиха беда начало. Бог найдет и в люди выведет. Плыть поперек течения. Лезет на рожон. Что ни закинет, то вытащит. Бьет ключом! Медведь пляшет, а цыган деньги берет. Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности ян (ян). Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность ян (ян). 1. — Мне грустно! 2. — Покорми голодную птицу, Аграфена. 3. — Однако светает. 4. — Мурзик, твоя кошечка надела новое платье! 5. — Однако! Упражнение. Ответьте в модальности ян (ян) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору. 1. — Кто ты вообще такой, Силуян? 2. — Неужели тебе еще не все понятно, дорогой? 3. — Мама, зачем рыбе плавники? 4. — Можно мне еще одно мороженое? 5. — Обидно, тетя Августа! Упражнение. Придумайте обращения в модальности ян (ян) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. 1. Указание публичное экстренное непосредственному подчиненному. 2. Попытка оправдания при публичном несправедливом обвинении. 3. Предъявление публичной немалой насущной претензии учителю. 4. Высмеивание матери, обратившейся к взрослому семилетнему сыну с неуместной просьбой. 5. Объявление форс-мажора ребенку. Модальность ян (инь) Модальность ян (инь) существенно мягче чисто янской. Она может, например, показывать партнеру, что его реакция протагонистом не определена однозначно. — Заходите ко мне в гости, когда вам будет удобно. ян (инь) — это, конечно, гораздо вежливее, чем чисто янское: — Завтра в 19:00 будьте у меня! (ян) Иногда иньская субмодальность передается через вариации: — Уходи от меня! Плыви по воле волн! Убегай! Уползай! Исчезни! ян (инь) — Иди на все четыре стороны! ян (инь) — Скажите, что вам нужно. ян (инь) Другой вариант — это демонстрация, в рамках янского нажима, готовности изменить его характер:
— Говори, или я ухожу. ян (инь) Третий вариант: в рамках янского «наезда» появляется элемент описания состояния протагониста: — Говори, пока я добрый. ян (инь) — Не смей мне дерзить как твоему отцу. ян (инь) — Имей в виду: мне плохо! ян (инь) Модальность ян (инь) часто подразумевает прямое воздействие, реакцию на которое человек однозначно не предполагает, и допускает варианты. Он берет на себя ответственность за факт ответной реакции, но не за ее содержание. Типичный пример — провокация, цель которой — так воздействовать на партнера, чтобы он встал в своей реакции перед необходимостью выбора, например: — Скажи, деточка, кого ты больше любишь — маму, папу или бабушку? ян (инь) — Скажи, за что ты меня так ненавидишь? ян (инь) — Неужели ты меня совсем разлюбила? ян (инь) Еще один вариант модальности ян (инь) — это рекомендация или совет: — Я как врач советую вам чистить зубы два раза в день. ян (инь) — Я советую тебе перестать выяснять со мной отношения на голодный желудок. ян (инь) Просьба тоже как правило идет в этой модальности, как и настоятельная просьба: — Сходи в магазин, а? ян (инь) — Отпусти меня сегодня вечером, ну я очень тебя прошу! ян (инь) Еще один вариант модальности ян (инь) — неуверенное распоряжение или иное воздействие, когда человек показывает, что он не знает, чего на самом деле хочет: — (неуверенно) Сходим, может быть, на танцы? ян (инь) А вот пример трансляции, в которой модальность существенно зависит от интонации: — Я жду от вас справедливого решения! Здесь модальность определятся уровнем нажима и моментом «справедливого решения». Если оно должно последовать, по мысли протагониста, немедленно, и он нажимает на партнера, то модальность трансляции — ян (инь); если же момент «решения» откладывается на существенный срок (на неделю или месяц), то модальность будет инь (ян); если же на несколько лет или вовсе на неопределенный срок, то инь (инь). Фразеологизмы и пословицы в модальности ян (инь) Покажу, где раки зимуют! Где посадят, там и сиди! Пошло дело, как по маслу. Не я еду, нужда везет. Ходить на задних лапках. Срываю цветы удовольствия.
Где свалюсь, там и лежу. Толочь воду в ступе. С места в карьер. Терпение и труд все перетрут. Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности ян (инь). Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность ян (инь). 1. — Не верю, Хрисанф! 2. — (напевает) Ля-ля-ля! 3. — (тоном сомнения) Гм! 4. — Сколько волка ни корми... 5. — Смешно, Стоян, думать, что человек способен измениться. Упражнение. Ответьте в модальности ян (инь) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору. 1. — Как же ты могла так поступить, Виргиния?! 2. — А почему никто не предупредил меня заранее? 3. — А о чем ты думал, когда покупал эти акции? 4. — Хочешь, Светозар, я расскажу тебе о своем детстве? 5. — Нет-нет, только не это, умоляю, Домна! Упражнение. Придумайте обращения в модальности ян (инь) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. 1. Комплимент поверхностный любимой кукле. 2. Поручение малоответственное сыну по хозяйству. 3. Возложение ответственности за процесс на близкого родственника. 4. Предложение неофициальное серьезное приватное старой знакомой. 5. Обещание легкомысленное спонтанное публичное высокому начальнику. Иньская модальность не предполагает (прямо) никакой ответной реакции: она символизирует самобытие протагониста; она оставляет партнера свободным в том, как он отреагирует — в частности, он может не реагировать никак. Модальность инь (ян) Модальность инь (ян) часто гораздо более энергичная и социально приемлемая, чем чистый инь или инь (инь). Например, это реплика, означающая готовность (инь) к проявлению нужной энергии (ян). Вот звонит телефон в приемной крупного начальника. Секретарша снимает трубку: — Алло... Если это «Алло» звучит в совершенно расслабленной манере, то это чистый инь или даже инь (инь): «Как хорошо, что вы позвонили» — это хорошо для борделя или службы секса по телефону (позиция: «Я девушка, на все согласная»). Если же реплика: «Алло!» — звучит в энергичной манере, но за ней следует пауза, то это инь (ян) — смысл ожидания: «Скажите, что вам нужно, у нас есть все возможности вам помочь».
Еще вариант «Алло!» — ян (инь) — интонация, которая прочитывается как: «Отвяжитесь, наконец, как вы мне все надоели!» или: «Знайте: мне некогда!» — Я не сомневаюсь, что в принципе смогу вам помочь. — опасная фраза! Ее модальность — инь (инь), и рассчитывать на реальную помощь вряд ли следует. — Я думаю, я сделаю это. инь (ян) — а как эта фраза прозвучит более энергично? «Я сделаю это. Постепенно» — это уже ян (инь). «Новомодных идей не понимаю. Не понимаю также, для чего их следует понимать» (Салтыков-Щедрин, «История одного города»). Здесь «не понимаю» — не только состояние, но и вызов, то есть активное действие, и модальность реплики инь (ян). Другой вариант поведения в модальности инь (ян) — это реакция протагониста на воздействие партнера, но относящаяся преимущественно к самому протагонисту. Например, партнер задает протагонисту трудный вопрос (скажем: «А ты способен к подвигу?»). Протагонист отвечает, в модальности инь (ян): «Мне, с моим незначительным опытом жизни и самопознания, трудно было бы однозначно ответить на этот вопрос». Номинально говоря, это все же ответ, поэтому янский элемент в этой трансляции имеется, но основная ее модальность, конечно, иньская. Вообще любая реплика, сама по себе звучащая в иньской модальности, в контексте диалога приобретает модальность ян (инь) или инь (ян) в зависимости от ее длины. Например, партнер спрашивает протагониста: «Где ты был?» Тот отвечает: «Сегодня я ходил по лесам, холмам, дубравам, орешнику, слушал пенье соловьев, жаворонков, синичек и удодов» — это ответ в модальности инь (ян). Если же он ответит короче: «Был на природе» — то это будет ответ в модальности ян (инь). В данном случае модальность ян означает, что в его реплике главное — факт реакции на вопрос, то есть удовлетворение информационной потребности партнера. Отсутствие же в иньском ответе какой бы то ни было связи с вопросом, особенно прямо поставленным, обозначается модальностью инь (инь). Например, партнер спрашивает протагониста: «Ты чем занята сейчас?» Протагонист отвечает: «Медлительно влекутся дни мои». Сам по себе вопрос: «Чем ты сейчас занята?» идет в модальности ян (ян) — это прямой вопрос, подразумевающий точно определенный ответ (типа: «Вяжу мужу носки»). Можно этот вопрос сильно смягчить, сформулировав его в модальности инь (ян): «Мне хотелось бы знать, чем ты сейчас занята». В модальности ян (инь) этот вопрос прозвучит, например, так: «Скажи, если это не секрет, чем ты сейчас занимаешься?»
В модальности инь (ян) часто идет реплика, указывающая или намекающая на происшедшее воздействие, к которому протагонист адаптируется: «А потом они меня долго ругали, а я робел и смущался». инь (ян). Например, на вопрос партнера, чем он занят, протагонист отвечает: — Прихожу в себя после твоей вчерашней публичной пощечины. инь (ян) В модальности инь (ян) идет любое напряженное состояние, например: — Надо бы сходить в магазин, а то он закроется. инь (ян) — Я жду только удобного момента, чтобы отомстить. инь (ян) — Я готов выступить в поход по первому вашему сигналу. инь (ян) Фразеологизмы и пословицы в модальности инь (ян) Под лежачий камень вода не течет. Хоть кол на голове теши. Кровь леденеет. И рад бы перешел, да броду не нашел. Купил бы сала, да денег мало. Глаз видит, да зуб неймет. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Слава Богу! Руки чешутся. Я сбился с ног. Умываю руки. Хлопот полон рот. Атмосфера накалена. Уперся да стал, как поперек горла. Упирается руками и ногами. Клещами не вытащишь. Лев мышей не давит. Орел мух не ловит. Держать язык за зубами. Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности инь (ян). Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность инь (ян). 1. — Сколько я должна буду ждать, Харлампий? 2. — Пусть я вор — но ведь по мелочи и поневоле! 3. — (неодобрительно) Ну-ну, Нектарий! 4. — Я выступаю в поход завтра на рассвете. 5. — Спеши, Феодосий, спеши — молодость не вернешь! Упражнение. Ответьте в модальности инь (ян) на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору. 1. — Ты почему такая сонная, Анастасия? 2. — Неужели я до сих пор вам не надоел, Патрикей Парфенович? 3. — Зачем зайцу длинный хвост, когда ему и короткого довольно? 4. — Так был ты у Ираидки или нет, и что там вы с ней делали? 5. — Ты разрешаешь мне переплыть на тот берег? Упражнение. Придумайте обращения в модальности инь (ян) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. 1. Обвинение косвенное куклы в предательстве. 2. Предложение неофициальное приватное уединиться на чердаке. 3. Сокрушение по поводу своей неумелости. 4. Удивление по поводу нескромности вопроса, заданного партнером. 5. Предложение приватное долговременного сотрудничества старому знакомому. Модальность инь (инь) Модальность инь (инь) представляет собой «усиление» иньской модальности; здесь в рамках иньской ситуации звучит иньская же субмодальность. — С тобой вдвоем! Как мне хорошо! инь (инь) — Это так сложно. И я ничего об этом не знаю. инь (инь) — Ты больше не любишь меня! инь (инь) — Мне страшно! инь(инь) — Маленького, пушистого зайчика постоянно преследовали опасности. инь (инь) — Над морем бушующим я не властен. инь (инь) — А нынче мне снилось, как мы целуемся. инь (инь) — Ко мне приходила твоя дочь, и меня все время обижала. инь (инь) Как последняя фраза прозвучала бы в модальности ян (ян)? Например, так: «Я позвал твою дочь, чтобы выстоять при всех ее оскорблениях». — здесь «выстоять» идет как действие, а не как состояние. — Мне это безразлично. Чужое оно для меня. инь (инь) инь (инь) — вопросы: косвенные и не программирующие способ ответа, например: — Мне было бы интересно узнать, каковы ваши идеи относительно меня, если, конечно у вас вообще есть таковые идеи. инь (инь) Фразеологизмы и пословицы в модальности инь (инь) Никак нельзя, а можно. Рад бы в рай, да грехи не пускают. Рад бы стараться, да сил нет. Мне до лампочки. Придет время, будет и наш черед. За терпенье дает Бог спасенье. Жаль-жаль, а пособить нечем. Жил, ни о чем не тужил. Ни жив, ни мертв. Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности инь (инь). Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность инь (инь). 1. — Уйди, Григорий! 2. — Ой, я сомневаюсь! 3. — Слушай! Кто-то идет! 4. — Мне многое с тех пор стало безразлично. 5. — Вы пока мне незнакомый, но очень интересный и активный мужчина! Упражнение. Ответьте в модальности инь (инь) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору. 1. — Ты мне прямо говори, Спиридон, будешь жрать или нет?! 2. — К концу дня мой ответ созреет. 3. — Зачем тебе мой перочинный нож? 4. — Хоть бы кто-нибудь мои слезы осушил! 5. — Тебе все на свете трын-трава? Упражнение. Придумайте обращения в модальности инь (инь) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. 1. Извинения публичные по поводу незначительного опоздания на работу. 2. Просьба косвенная приватная к незнакомому мужчине сесть рядом. 3. Комплимент случайный публичный домашнему животному. 4. Моральная поддержка принципиальная приватная нового знакомого. 5. Возложение публичное немалой ответственности за происходящее на тещу. Упражнение. Определите сложные диадические модальности следующих трансляций. Если не хватает информации о стилистике и контексте, определите их самостоятельно. 1. Опаленное молнией дерево воспламенилось. 2. — Какой же ты недотепа, Фатьян! 3. — Ах! 4. — Гм. 5. — А вот этого — не люблю! 6. — Не смеши меня, Паисий — мне и без того тошно. 7. — Это недоразумение. 8. — Почем груши, хозяин? 9. — Где наша не пропадала! 10. — (подозрительно) Зачем вам мое имя и тем более отчество? Упражнение. Определите (простые или сложные) диадические модальности в следующих диалогах и пяти диалогах по вашему выбору. 1. — Марьюшка! — Ау, милый! 2. — Не спеши, Павлуша, на гору — спеши с горы! — В море плавать — вот моя стихия! 3. — Шустрик, давай я тебя сегодня постригу! — Жестокость к ближнему — нехорошая черта, свойственная многим людям. 4. — Прошлое меня не заботит, я далека от него. — Ну все-таки, вспомни, как ты мне клялась в вечной любви, дорогая Августа! 5. — Хочешь — не хочешь, а живот о себе напомнит. — А ты его ремнем потуже перетяни — и полегчает на время. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору во все четыре сложные диадические модальности. 1. — Мне не интересны твои признания, Климентий. 2. — Я требую сатисфакции, Северьян! 3. — Где бы тюлень ни плескался, без рыбы не останется. 4. — Обидно, Пуд! 5. — Трудно мне это объяснить — невозможно, пожалуй. Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору в каждой из четырех сложных диадических модальностей. Оцените свои ответы с точки зрения их комплементарности. 1. — А ваш долг, Люциан? 2. — А может быть, пойдем жирафа кормить, а, Анастасия? 3. — Харитон Харитонович, как у вас в зоопарке обстоят дела с бегемотами? 4. — Шустрик, ты совсем нечего не съел — невкусно, да? 5. — Евсик, а ты бы хотел стать собакой? И какой породой? Упражнение. Придумайте для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору обращения во всех четырех сложных диадических модальностях. 1. Представление официальное сына будущей мачехе. 2. Знакомство на элитном пляже с немолодым джентльменом со стройной фигурой. 3. Приглашение скорое по времени бабушки на речную прогулку. 4. Предъявление претензий публичных сиюминутных к семилетнему сыну, утратившему совесть. 5. Обвинение приватное эмоциональное матери, забывшей, что ее 15-летняя дочь уже выросла. Упражнение. Определите простые диадические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору и модифицируйте их, сохранив модальность, но акцентировав: а) янскую субмодальность и б) иньскую субмодальность. 1. — Тебе, Македоний, что в лоб, что по лбу. 2. — А я все жду и жду, и конца-краю моему терпению не видно. 3. — Посмотрим — будущее покажет! 4. — Сакердон, ты почему здесь? 5. — Неслыханные испытания пришли на мой дом. Упражнение. Определите простые диадические модальности следующих обращений и пяти обращений по своему выбору и ответьте на них синтонно, но: а) с янской субмодальностью и б) с иньской субмодальностью. 1. — Мавродий, пришло время нам выяснить отношения! 2. — Кажется мне, что в Японии уже ужинают! 3. — Печально все это, Фатьян! 4. — А вот и я, голова на плечах, ноги из попы растут! 5. — Сомневаюсь. Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Каждая сценка сочиняется в двух вариантах: а) протагонист использует модальность ян (ян), партнер — инь (ян), б) протагонист — инь (инь), партнер — ян (инь). 1. Молодая жена Цветок Зари объявляет своему мужу — первобытному охотнику Зубу Мамонта, что у них должен появиться первенец. Обсуждение планов на будущее. 2. Дама Виолетта недовольна своим кактусом: он недостаточно быстро растет, редко цветет и т. д. Кактус отбивается от обвинений, как может. 3. Обсуждение планов на воскресенье. Барышня Сусанна уговаривает влюбленного в нее Ерофея отправиться на природу за город. Его, однако, привлекают городские соблазны. 4. Студентка-первокурсница Агния, склонив голову над письменным столом, зубрит языкознание. Ее отец уговаривает дочь расслабиться. 5. Болонка Дуня гуляет по парку со своей хозяйкой Изабеллой, обсуждая проходящих мимо собак и людей. Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Каждая сценка сочиняется в двух вариантах: а) протагонист использует модальность ян (инь), партнер — инь (ян), б) протагонист — инь (инь), партнер — ян (ян). 1. Первоклассник Виля отказывается есть морковный салат на завтрак, апеллируя к нравам в своем классе. Его мама (протагонист) настаивает, приводя корректную и некорректную аргументацию. 2. Старый холостяк Виктор обвиняет свой диван в своих последних любовных неудачах. Диван мудро возражает. 3. Большой начальник Зиновий Каллистратович уговаривает барышню Ефросинью стать его любовницей. Ефросинья в принципе не возражает, но выставляет определенные условия. 4. Столетний попугай Клавдий очень интересуется политикой и поучает с высоты своего жизненного опыта свою хозяйку Аграфену. Та реагирует эмоционально. 5. Старшеклассник Андрон рассказывает маме про последние известия из Сети. Мама пытается ненавязчиво перевести его внимание с компьютеров и Интернета на противоположный пол. Сформулируйте в иньски-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|