Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мягкие модальные переходы




Во многих случаях переход от одной чистой модальности М1 к родственной ей чистой модальности М2 (например, от чисто фоновой к чисто когнитивной) оказывается грубым, создавая впечатление разрыва в логике трансляции и коммуникации в целом. Для того, чтобы этого избежать, можно пользоваться промежуточной репликой в сложной модальности М1(М2) или М2(М1), то есть одной из следующих формул:

«ковер»: М1 — М1 (М2) — М2, или

«плащ»: М1 — М2 (М1) — М2.

Например, переход от фоновой модальности к когнитивной по формуле «ковер» (то есть «фоно-когнитивный ковер») может выглядеть так:

— Хорошо сегодня на улице, тепло... (фон) Много счастливых малышей на солнышке греются, между прочим, твоих закадычных друзей. фон (ког) Беги прямо к ним, Виля! (ког)

Модальный переход от фоновой модальности к когнитивной по формуле «плащ» иллюстрирует следующая трансляция:

— Хорошо сегодня на улице, тепло... (фон) И смотри, Виля: там много твоих закадычных друзей! ког (фон) Скорее одевайся и беги прямо к ним! (ког)

Упражнение. Продолжите следующие трансляции и пять фоновых фраз по вашему выбору: а) по формуле «фоно-когнитивный ковер», и б) по формуле «фоно-когнитивный плащ».

1. — Овес-то нынче дорог.

2. — Можно, конечно, рассказать одну историю.

3. — Дружба — великое дело!

4. — Некоторые вещи можно делать только чистыми руками.

5. — Истина обычно ходит недалеко от ищущего.

Пример.

1а) — Овес-то нынче дорог. (фон) И нефть на мировых рынках дорожает. фон (ког) Так что за авиабилет взяли пять тысяч. (ког)

1б) — Овес-то нынче дорог. (фон) Так что сам понимаешь, друг: лошадь в наше время — роскошь. ког (фон) И покататься я тебе не дам. (ког)

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «фоно-когнитивный ковер» и «фоно-когнитивный плащ».

1. Приветствие дома пришедшей с работы бабушки.

2. Знакомство неофициальное на горной тропе с интересным бородатым мужчиной.

3. Представление официальное дедушке своего нового друга на семейном обеде.

4. Приглашение отдаленное во времени неофициальное возлюбленного в гости.

5. Предъявление претензии немалой долговременной на работе подчиненному.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «фоно-когнитивный ковер» и «фоно-когнитивный плащ».

1. — Ты зачем на меня глазеешь, Гедеон?

2. — А что бы на не пообедать, Рогнеда?

3. — Вы сегодня милы как никогда, Сабина!

4. — Что ж, Сильва! По рукам!

5. — Стремись к высшим целям, Ананий — не ошибешься!

Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять фоновых фраз по вашему выбору: а) по формуле «фоно-стилистический ковер», и б) по формуле «фоно-стилистический плащ».

1. — Много времени с тех пор прошло, очень много...

2. — Мы не стремимся ни к каким чересчур определенным целям.

3. — В основе любой деятельности должны лежать жизненные принципы индивидуума.

4. — Пока сойка за червяком летает, птенчики быстро растут.

5. — Жизнь наша такая... непростая...

Пример.

1а) — Много времени с тех пор прошло, очень много... (фон) И пока оно шло, да шло, да шло, туды его в качель... фон (стил) (вытаращив глаза, бьет себя кулаком по груди, с отчаянием) ЗАБЫЛ, милок, ВСЕ ПОЗАБЫЛ! (стил)

1б) — Много времени с тех пор прошло, очень много... (фон) Так много, что я... (зевает) что-то трудно... припомнить... (потягивается, чихает) аппчхи! (утирает слезы, снова зевает) по стаа..арости... стил (фон) (закрывает глаза, храпит) Хрр... Хрр... (стил)

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «фоно-стилистический ковер» и «фоно-стилистический плащ».

1. Соболезнование по случаю большой восполнимой утраты оппоненту.

2. Косвенная просьба наедине срочная униженная к отцу.

3. Обида еле уловимая публичная небольшая, адресованная подруге.

4. Угроза в виде легкого намека существенная на ближайшее будущее публичная, адресованная учителю.

5. Извинение малое косвенное публичное перед врагом.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «фоно-стилистический ковер» и «фоно-стилистический плащ».

1. — А что, Аполлинарий Ферапонтович, вам неприятен мой вид?

2. — Не стыдись, Авдей, говори правду.

3. — И в какое такое особенное время вы родились, Стефания Харитоновна?

4. — Почему вы смеете мне возражать, Евдокия?

5. — Вам помочь, Флорентий?

Упражнение. Следующие фразы и пять когнитивных фраз по вашему выбору продолжите: а) по формуле «когнитивно-фоновый ковер», и б) по формуле «когнитивно-фоновый плащ».

1. — Ты зачем пришел, Прокопий?

2. — Ну скажи, Паисий, неужели ты был в отпуске?

3. — Мальчики, скорее ко мне!

4. — Закройте рот, юноша!

5. — Ты меня ждала, Фаина?

Пример.

1а) — Ты зачем пришел, Прокопий? (ког) Ну, коли пришел, можешь располагаться. ког (фон) Посудачим о том, о сем. (фон)

1б) — Ты зачем пришел, Прокопий? (ког) А я тут сижу в одиночестве, надеюсь, что никто его не омрачит... фон (ког) Ну, вместе посидим, коли так случилось... (фон)

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «когнитивно-фоновый ковер» и «когнитивно-фоновый плащ».

1. Просьба косвенная наедине небольшая униженная к кукле.

2. Обида прямая небольшая публичная, выраженная домашнему животному.

3. Извинение небольшое серьезное искреннее перед любимой.

4. Прощание неофициальное в море с подругой надолго.

5. Соболезнование большому начальнику по случаю большой невосполнимой утраты.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «когнитивно-фоновый ковер» и «когнитивно-фоновый плащ».

1. — Ты зачем меня обманул, Витольд?

2. — Феофан, где деньги?

3. — Вот тебе, Эрнест, бутерброд.

4. — Милий, вы поднимались на Эльбрус?

5. — А почему бы нам, милая барышня, не познакомиться?

Упражнение. Следующие трансляции и пять когнитивных фраз по вашему выбору продолжите: а) по формуле «когнитивно-стилистический ковер», и б) по формуле «когнитивно-стилистический плащ».

1. — Ты это, Феофил, брось!

2. — Не знаю, Варфоломей.

3. — Ухожу прямо сейчас, Палладия!

4. — Дай мне хоть слово сказать, Сюзанна!

5. — Не смеши меня, Силуян!

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «когнитивно-стилистический ковер» и «когнитивно-стилистический плащ».

1. Объявление форс-мажора деловому партнеру.

2. Объявление о прекращении любовного сюжета.

3. Прощание неофициальное в гостях с молодой хозяйкой.

4. Требование существенное серьезное обычное, предъявляемое наедине к домашнему животному.

5. Обвинение значительное необдуманное, предъявляемое публично большому начальнику.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «когнитивно-стилистический ковер» и «когнитивно-стилистический плащ».

1. — Где ты был, Федосий, когда я искала себе мужа?

2. — Зачем тебе такая глупая женщина, Хрисанф?

3. — Ты заболел всерьез и надолго, Флавиан?

4. — Чем ты мне поможешь, Ревекка?

5. — Так и будешь до смерти свое горе мыкать, Будимир?

Упражнение. Следующие трансляции и пять кратких стилистических трансляций по вашему выбору продолжите: а) по формуле «стилистически-фоновый ковер», и б) по формуле «стилистически-фоновый плащ».

1. — (горестно) Эх!

2. — (радостно прыгая) Ура! Уррраааа!

3. — Ну что скажешь, Красная Шапочка сорокалетняя?

4. — (дразнясь) Дурррак! Ыдиёт!

5. — (хлопая в ладоши) Гип-гип-ура!

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «стилистически-фоновый ковер» и «стилистически-фоновый плащ».

1. Объявление форс-мажора семье.

2. Угроза косвенная существенная публичная непосредственному начальнику.

3. Благодарность косвенная искренняя существенная подчиненному.

4. Просьба еле уловимая наедине необычная терпящая, адресованная любимой.

5. Поздравление друга с окончанием старой жизни.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «стилистически-фоновый ковер» и «стилистически-фоновый плащ».

1. — Ты еще немного подождешь, Фрол?

2. — Да ты не злись, Хрисанф, не злись попусту.

3. — И куда это нас приведет?

4. — Дороговато будет.

5. — Нет, не хочу.

Упражнение. Следующие трансляции и пять стилистических фраз по вашему выбору продолжите: а) по формуле «стилистически-когнитивный ковер», и б) по формуле «стилистически-когнитивный плащ».

1. — (энергично отрицательно мотает головой, закрывает глаза) Не-а...

2. — (издевательски поет на частушечный мотив) Не ходите девки замуж...

3. — (толкается) Пусти! Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!

4. — (зажмурившись и скорчившись, стонет) Аа..а!

5. — (ерничая) Извинстесссь, вашескобродие, извинстесьь...

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «фоно-когнитивный ковер» и «фоно-когнитивный плащ».

1. Предложение неофициальное серьезное косвенное домашнему животному.

2. Извинение пылкое публичное перед учителем.

3. Благодарность большая наедине домашнему животному.

4. Предъявление публичной серьезной необдуманной претензии ученику.

5. Клятва верности другу при выходе на опасное дело.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «стилистически-когнитивный ковер» и «стилистически-когнитивный плащ».

1. — Терентий, дорогой, тебе эта шляпа не к лицу.

2. — Зачем тебе три кошки, Харлампий?

3. — Эммануил, ты любишь японские трехстишия?

4. — Где мне тебя искать вечером, Сигизмунд?

5. — Ответь мне ясно, Калерия: ты за меня пойдешь?

Упражнение. Вставьте в следующие тексты вместо звездочек реплики так, чтобы в результате получились трансляции: а) по формуле «плащ» и б) по формуле «ковер».

1. — Наша ситуация еще не вполне ясна. * * * Иди сюда!

2. — Эх! Ух! *** Моросит, неба не видно.

3. — Семейная жизнь — это загадка. * * * (поет) Ля-ля-ля...

4. — Пожалуйста, Евграф, не ходи к ней на свидание. * * * Мудрость к человеку приходит с годами и опытом.

5. — (блестя глазами, восхищенно) Ну, ты даешь! * * * Иди сюда ко мне!

6. — (счастливо улыбаясь, нежным голосом) Ах! * * * Счастье — категория относительная, особенно в нашем возрасте.

7. — Если ты хочешь, я в принципе могу ответить на твой вопрос. * * * (с выражением) Очень!

8. — Сходи за учебником и тетрадью, Ульяна. * * * Ученость так просто не дается никому.

9. — (злобно) Рррр! Гав! Рррр! * * * Пошли, Евсик, найдем для общения другую собаку, повежливее.

10. — На небе солнышко ясное светит, пригревает. * * * До чего же хорошо!


Глава 2
Диадический архетип:
Ян и Инь

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Диадическая семья.

Универсальный Диадический архетип состоит из двух высших архетипов: Ян и Инь; этими словами в древней китайской философии назывались, соответственно, мужское и женское начала; им приблизительно соответствуют категории духа и материи в западной философии. Архетипу Ян соответствуют принципы активности, воздействия, реализации потенциала; архетипу Инь соответствуют принципы инертности, адаптивности, восприятия. Ян имеет потенциал воздействия, Инь предоставляет ему пространство для реализации этого потенциала (подробности см. в книге автора «Высшие архетипы: опыт психологического исследования»).

Янский архетип проявляется в любом прямом воздействии на партнера; наоборот, отсутствие прямого воздействия на партнера заставляет предположить активность Инь.

Ян апеллирует к сути (или, по крайней мере, претендует на это); Инь, наоборот, создает контекст, ходит вокруг да около, украшает, ухаживает, заботится, создает условия.

Ян задает прямые вопросы, требующие ответа; Инь задает риторические вопросы, на которые можно не отвечать, или вопросы, на которые очень трудно ответить конкретно.

Ян требует прямо — Инь создает ситуацию, предполагающую возможность или необходимость некоторых действий.

Ян прямо внедряет свою мысль, идею в партнера, прямо на него воздействует, делая то, что от него ждут или т о, чего не ожидают. Инь же склонен ассимилировать чужое воздействие, приспосабливаться к нему, создавать вокруг него контекст, косвенно подводить партнера к эмоции, мысли, действию, вопросу.

Ян отличается однозначностью, краткостью — Инь же многозначен, изобилует подробностями и оттенками, вариациями и отступлениями, и в них видит особый вкус и тонкий, неочевидный смысл.

Яну свойственна простая неопровержимая дедуктивная логика: из общего он мгновенно выводит частное и на этом останавливается. Инь свойственна индуктивная логика, которая долго и с большим размахом подбирает множество частностей, из которых вот-вот последует общий вывод — но до полной уверенности всегда немного недостает.

Ян в диалоге предъявляет намерение; Инь же предпочитает описать свое состояние или желание, предоставляя партнеру самому решать, что делать.

Янские описания кратки и подчинены ясной цели; иньские же описания изобилуют подробностями и неясно, куда они ведут.

Янской модальности свойственна однозначность понимания и четкие, ясные, заранее определенные термины; для иньской же модальности характерны многозначность выражения и понимания, неопределенные термины, вариации темы, ассоциации, сравнения, метафоры.

Прямой вопрос, предполагающий определенный ответ, в диалоге имеет янскую модальность. Наоборот, риторический вопрос, и любая другая реплика, на которую можно не отвечать, имеет иньскую модальность.

Короткий прямой ответ на поставленный вопрос имеет янскую модальность. Если же ответ удлиняется, обрастает подробностями, изобилует описаниями, то он приобретает иньскую окраску.

Ян часто имеет суженное сознание, подчиненное своей цели, и его мало интересует контекст; Инь же имеет максимальный интерес именно к контексту, в котором растворяется цель (или она вообще отсутствует).

Ян действует — Инь живет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...