Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контекст устной речи




Как правило, в устной речи фоновая и когнитивная модальности сильно различаются интонационно: фоновая звучит легче и плавнее, когнитивная — резче, тяжелее и увереннее. Стилистическая модальность, помимо «письменных», то есть содержательных средств (метафоры и т. д.), часто выражается интонационно нестандартными репликами, сильно акцентированными жестами и гримасами. В стилистических трансляциях невербальные средства (жесты, гримасы) нередко полностью заменяют слова — таковы, например, отрицательные и положительные (кивок) жесты, гримасы отвращения, прыжки восторга и т. п.

— (легко) Сегодня уже как будто похолодало, снежок вроде полетел... (фон) (серьезно) А у тебя шуба на зиму есть? (ког) Тут, в Сибири, (выразительно съеживаясь) ШУБИЩА нужна! (стил)

Фоновая модальность часто используется, когда протагонист говорит «просто так», то есть заполняет межличностное пространство, и не имеет в виду, что его слова нуждаются в ответе или серьезном восприятии; в этом случае партнер вправе спросить: «А к чему это ты клонишь?» — или проигнорировать прямой смысл трансляции. При этом плохо информированный внешний наблюдатель вполне может счесть, что протагонист использует когнитивную модальность — что-то содержательное рассказывает, сообщает и т. п. — однако если обоим участникам ситуации это содержание не важно, оно становится фоновым фоном. Часто таким фоном являются риторические вопрос, и воспринимать их как когнитивные и отвечать на них по их прямому смыслу — грубая коммуникативная ошибка. Вот, например, жена, обращаясь к мужу, в ответ на его слова замечает:

— Неужели ты думаешь, что я такая безнадежная дура?

Если он сочтет ее реплику когнитивной и попытается ответить прямо, то независимо от смысла его слов («Да, твои умственные способности часто недостаточны» или: «Нет, дорогая, что ты, я совсем так не думаю») его ответ будет некомплементарным, а правильно было бы проигнорировать в дальнейшем разговоре прямой смысл сказанных ею слов, но изменить способ разговора, показав, что он уважает ее мнение и считается с ним.

В диалоге стилистические особенности часто возникают по контрасту с ситуацией в целом или с предыдущей репликой протагониста: если партнер отказывается следовать предложенным ему ситуацией или протагонистом модальностям, чаще всего возникает сильный стилистический перекос, и трансляция неизбежно приобретает стилистическую модальность, ибо становится важным не то, что человек говорит, а то, как он это делает; вообще, сильно некомплементарный ответ нередко воспринимается как невежливость, грубость, глупость или даже бунт. А бунт хуже всего (и преступнее всего) стилистический, так как стилистическая модальность плотнее когнитивной, а самая тонкая из семантических — фоновая модальность. Так называемая «наглость» (как и нежность) — понятие на 90% стилистическое.

В ситуации разговора с высоким начальником в его кабинете вызванному «на ковер» сотруднику следует придерживаться преимущественно когнитивной модальности, не утомляя большого босса стилистическими изысками. Но будет еще хуже, если подчиненный начнет использовать фоновую модальность — это может вызвать у босса справедливое негодование, так как она в данной ситуации по праву принадлежит ему.

В разговорах между друзьями следует не забывать про стилистическую модальность — она очень украшает общение, хотя и требует немалых энергетических затрат. Пренебрежение к фоновой модальности — грех многих мужчин, предпочитающих прямой смысл (когнитивную модальность) антуражу — и теряющим при этом многие тонкости. Наоборот, стремясь ненавязчиво поддержать беседу, облегчить партнеру рассказ или смягчить чересчур острый спор, полезно использовать фоновую модальность — хотя при злоупотреблении она может привести партнера в ярость.

ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ

Семантические модальности не равнозначны; в общении самой легкой (тонкой, высокой), но и наименее содержательной является фоновая модальность, несколько более нагруженной является когнитивная и совсем тяжелой (плотной, низкой) — стилистическая. Поэтому, как правило, в монологах (устных рассказах) следует разумно сочетать эти модальности, не перегружая партнера ни фоновой модальностью (это было бы бессодержательно), ни когнитивной (это слишком нагрузочно и сухо), ни выразительной — это очень утомительно для восприятия. С другой стороны, хаотично менять модальности тоже нехорошо, и пока вы не научились их хорошо чувствовать, полезно освоить некоторые удобные стандартные формулы их чередования.

Короткие формулы

Формула «Верхний спуск»: фон — ког

Эта формула часто производит приятное, гармоничное, убедительное впечатление: протагонист не бросается на партнера с бухты-барахты, а сначала как бы обозначает тему, а затем конкретизирует свою мысль:

— Как хорошо, что мы когда-то поженились! (фон) И теперь ты не откажешь мне в мороженом! (ког)

Упражнение. Начните следующие реплики и пять реплик по вашему выбору так, чтобы в результате получилась трансляция по формуле «верхний спуск».

1. — А мне купи этот кораблик.

2. — Где моя любимая кукла?

3. — Вассиан, принесите мне туфли!

4. — Берегись, Цецилия, моего гнева!

5. — Еда в холодильнике, Варфоломей.

Пример.

1. — У тебя ведь, папа, в детстве было много разных игрушек. (фон) А мне купи этот кораблик. (ког)

Упражнение. Сформулируйте обращения по формуле «верхний спуск» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Донос устный истинный несерьезный племяннику на друга.

2. Предложение неофициальное серьезное новой знакомой.

3. Возложение ответственности небольшой на сестру за событие.

4. Поддержка случайная эмоциональная делового партнера.

5. Комплимент подготовленный поверхностный знаменитости.

Упражнение. Ответьте по формуле «верхний спуск» на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору.

1. — Ты зачем залез мне в карман, Георгий?

2. — А ведь некрасиво обманывать старших, Велизар!

3. — Слезь с моей шеи, дорогой Аристарх!

4. — Я не смею, Виринея!

5. — Могу предложить вам немного сыру, уважаемый Ладимир.

Формула «Нижний спуск»: ког — стил

Эта формула хороша для усиления передаваемого сообщения — но без искажения его смысла:

— (сдержанно) Я не проживу без тебя, Никифор! (ког) Ах! (заламывает руки и падает без чувств) (стил)

Упражнение. Продолжите, используя формулу «нижний спуск», следующие реплики и пять когнитивных реплик по вашему выбору.

1. — Пора тебе собирать вещи, Аскольд.

2. — Нет, Герасим.

3. — Я пришла к тебе навсегда, Силантий.

4. — Хорошо, дорогая Рогнеда, идем.

5. — Ну и что? Ноль эмоций с моей стороны.

Упражнение. Обратитесь к партнеру по формуле «нижний спуск» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Приветствие на дикой природе врага.

2. Представление неофициальное своего непосредственного начальника семье на семейном празднике.

3. Приглашение неофициальное брата на выход.

4. Требование малосущественное обычное, предъявляемое наедине врагу.

5. Обида косвенная немалая, предъявляемая наедине кукле.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору по формуле «нижний спуск».

1. — Виля, ты в своем уме?

2. — Пупсик, я тебе этого не разрешала!

3. — Феогност, прошу тебя, заходи через неделю!

4. — Ума не приложу, как мне выбраться из этой истории, Патрикей.

5. — Руфь, скройся с глаз моих!

«Нижний подъем»: стил — ког

Эта формула бывает очень эффектной, показывая, что человек вначале не может совладать со своими искренними чувствами, но затем все же справляется с ними:

— (машет рукой, показывая, что на все согласна) Эх! (стил) (успокаиваясь) Будь по-твоему, Вениамин. (ког)

Упражнение. Предварите следующие реплики и пять когнитивных реплик по своему выбору стилистическими фразами.

1. — Нет, Игнатий, я с тобой не согласна.

2. — Зачем мне торшер?

3. — Скажите, уважаемый, как пройти на улицу 8-го марта?

4. — И в чем смысл твоего молчания, Христофор?

5. — Пойду куплю себе мобильный телефон.

Пример.

— (долго отрицательно мотает головой, потом руками) (стил) Нет, Игнатий, я с тобой не согласна. (ког)

Упражнение. Сочините по формуле «нижний подъем» обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.

1. Приветствие в автобусе незнакомой женщины средних лет, сидящей рядом.

2. Знакомство официальное на работе начальника с новым коллективом.

3. Требование случайное необдуманное к домашнему животному.

4. Обида прямая публичная немалая, выраженная знаменитости.

5. Угроза легкая моральная в присутствии свидетелей большому начальнику.

Упражнение. Ответьте по формуле «нижний подъем» на следующие вопросы и на пять вопросов по своему усмотрению.

1. — Что с твоим хвостом, Клавдий?

2. — А прийти пораньше ты, Протасий, никак ты не мог?

3. — К чему нам с тобой, Палладия, эти формальности?

4. — И к каким результатам мы пришли, Агафон?

5. — Пока суть да дело, ты лучше скажи, Тереза, что будешь кушать.

«Верхний подъем»: ког — фон

Эта формула может быть использована для смягчения трансляции или для ее вывода в безопасное пространство:

— Нет, Ядвига, здесь я тебе не помощник. (ког) В моем положении лучше в такие дела не соваться, это каждому ясно. (фон)

Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять когнитивных фраз по своему выбору фоновыми фразами.

1. — Шустрик, рядом!

2. — Агния, это платье слишком коротко.

3. — Пойми, папа, я уже взрослая девушка!

4. — Фрося, вот тебе в подарок тебе французские духи!

5. — Зиновий Каллистратович, как вам нравится мой новый бюстгальтер?

Упражнение. Придумайте обращение по формуле «верхний подъем» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Предъявление серьезной долговременной претензии на курорте матери.

2. Представление официальное себя в гостях.

3. Обещание легкоисполнимое серьезное любовнице.

4. Комплимент подготовленный серьезный наедине любимому.

5. Возложение немалой ответственности на дедушку за неприятное событие.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле «верхний подъем».

1. — Аникей, жду твоих писем.

2. — Прошу тебя, Виля, не опускай воротник и не развязывай шарф — простудишься!

3. — Мама, наша учительница Пульхерия Христофоровна просила, чтобы мы не опаздывали в школу.

4. — Виктор, тебе пора вставать — работа соскучилась.

5. — (по телефону) Клариса, мы так давно с тобой не виделись!

Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и по пяти темам на ваш выбор. Действующие лица должны использовать следующие формулы:

а) протагонист — «верхний спуск», партнер — «верхний подъем»;

б) протагонист — «нижний спуск», партнер — «нижний подъем».

1. Утро. Молодожены Вольдемар и Анастасия завтракают и совместно планируют день и вечер.

2. Весна. Кот Гладиатор вернулся домой после трехдневной отлучки, несколько изодранный и голодный. Его хозяин Мардарий (протагонист) ему сочувствует, расспрашивает и дает советы на будущее.

3. Дама Виолетта собирается в отпуск и советуется со своим кактусом, как лучше с ним поступить. Кактус горд, философски настроен и предпочитает одиночество.

4. Большой начальник Зиновий Каллистратович хочет подарить своей любовнице Ефросинье на день рождения подарок — хороший компьютер. Она же намекает, что предпочла бы норковую или хотя бы скунсовую шубу.

5. Отец студентки Агнии призывает ее накануне первой в ее жизни сессии подготовиться к экзаменам. Она объясняет ему, что главное в жизни — это радость и любовь.

«Когнитивная лягушка»: ког — фон — ког

Эта формула может быть использована для смягчения когнитивной трансляции, ее модификации или придания ей большей глубины:

— Виля, иди делать уроки! (ког) Боже, как это, наверное, трудно становиться дисциплинированным! (фон) Ну я прошу тебя, дорогой сыночек, пора! (ког)

Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять когнитивных фраз по вашему выбору по формуле «когнитивная лягушка».

1. — Мне сейчас недосуг, Андроник.

2. — Пойду, пожалуй, позову милицию.

3. — Хорошо, Регина, я тебе завтра позвоню.

4. — Я тебе, Мелания, этой измены не прощу никогда.

5. — Какой же ты красивый сегодня, Ерофей — для меня старался?

Упражнение. Придумайте обращения по формуле «когнитивная лягушка» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Знакомство неофициальное на прогулке с солидным стариком.

2. Приветствие в гостях сестры.

3. Приглашение официальное отдаленное по времени делового партнера на юбилей фирмы.

4. Объявление о прекращении длительного сюжета в семье.

5. Прощание неофициальное на работе с непосредственным начальником.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле «когнитивная лягушка».

1. — Зачем ты меня мучаешь, Анемподист?

2. — Неужели наш брак исчерпал себя, Анфиса?

3. — Мама, почему луна идет вместе с нами?

4. — Друг ты мне или не друг, Силантий?

5. — Ты меня радуешь, Ядвига!

«Стилистическая лягушка»: стил — ког — стил

Эта формула может быть использована для смыслового наполнения стилистической трансляции, но без ущерба для ее выразительности:

— (со страданием в голосе) АЙ! (стил) (тихо, спокойно) Ты хочешь, Афиноген, чтобы я позвала людей на помощь? (пауза) (ког) (громко, отчаянно) ЛЮДИ, ПОМОГИТЕ!!! (стил)

Упражнение. Продолжите следующие трансляции и пять стилистических трансляций по вашему выбору по формуле «стилистическая лягушка».

1. — (удивленные глаза, разводит руками в стороны с видом бессилия)

2. — (громко, с чувством) УХ!

3. — (выразительно показывает партнеру фигу)

4. — (бьет себя кулаком в грудь, делает большие глаза с видом абсолютной невиновности)

5. — Э...э (чешет в затылке, затем поднимает глаза вверх)

Упражнение. Придумайте обращения по формуле «стилистическая лягушка» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Попытка пробудить совесть у проштрафившегося ребенка.

2. Извинения страстные за небольшую, но неожиданную вину перед близким родственником.

3. Соболезнование по случаю невосполнимой утраты дальнему родственнику.

4. Прощание неофициальное с другом на горной тропе.

5. Объявление форс-мажора непосредственному начальнику.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле «стилистическая лягушка».

1. — Шустрик, ты голоден?

2. — Виля, едем завтра кататься на лодке?

3. — Агния, тебе не кажется, что этот разрез на твоей юбке чересчур длинен?

4. — Галактион, одолжите сотню долларов до завтра, а?

5. — Я тебе еще не очень надоела своими глупостями, Доминик?

«Когнитивная рыбка»: ког — стил — ког

Эта формула может быть использована для усиления когнитивной трансляции и придания ей большего веса и выразительности:

— Я хочу еще одну конфету! (ког) (жалобно) Аа...а! (стил) А если не дадите — обижусь! (ког)

Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять когнитивных фраз по вашему выбору по формуле «когнитивная рыбка».

1. — Немедленно улыбнись, Герасим!

2. — Видишь ли, Прасковья, у меня нет таких намерений.

3. — Тебе нравится, Павла?

4. — Прошу вас, Авксентий, учесть и мой интерес в этом деле.

5. — Ну что ж, садись, коли пришла, Руфина.

Упражнение. Придумайте обращения по формуле «когнитивная рыбка» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Предъявление серьезной спонтанной претензии к отцу.

2. Приглашение неофициальное близкое по времени возлюбленной в театр.

3. Знакомство неофициальное на пляже с солидным мужчиной.

4. Прощание неофициальное в море с подчиненным.

5. Сочувствие по случаю немалой восполнимой утраты, адресованное дочери.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле «когнитивная рыбка».

1. — Виля, причешись перед выходом на улицу!

2. — Шустрик, дай жить!

3. — Евсик, почему приличная собака не может быть на улице без ошейника?

4. — Анастасия, твои запеченные баклажаны несравненны!

5. — Вольдемар, завтра мы идем к маме на обед.

«Фоновая рыбка»: фон — ког — фон

Эта формула может быть использована для конкретизации фоновой трансляции и придания ей большей силы и определенности; в то же время «фоновая рыбка» сохраняет трансляцию в целом в рамках фоновой модальности:

— Хорошо, наверное, когда дети послушные... (фон) Виля, ешь, пожалуйста, свою кашу. (ког) Плохо только, что так медленно растут. (фон)

Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять фоновых фраз по вашему выбору по формуле «фоновая рыбка».

1. — Да мне, в общем-то, от тебя немного надо, Антиох.

2. — Ничего особенного, Октябрина, ничего особенного.

3. — Я понимаю: ты — мой сын.

4. — Дело было давно.

5. — Что хорошего, коли дела идут, как через пень колоду тащат.

Упражнение. Придумайте обращения по формуле «фоновая рыбка» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Тактичный уход от прямого вопроса о здоровье.

2. Косвенное поощрение возлюбленного к активности.

3. Намек на своевременность ужина.

4. Нетривиальный комплимент стареющей даме, прогуливающей свою болонку в парке.

5. Предъявление неофициальной серьезной косвенной претензии начальнику.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле «фоновая рыбка».

1. — Папа, оторвись от телевизора и взгляни на свою взрослую дочь!

2. — Не смейся надо мной, Ульяна!

3. — А сейчас, Пуд Селиверстович, объясните свое молчание!

4. — Расскажи, Таисия, все как было, где ты была, с кем и почему.

5. — Шустрик, идем мыть лапы!

Упражнение. Сочините сценки по следующим темам и по пяти темам на ваш выбор. Герои должны использовать в своих трансляциях следующие формулы:

а) протагонист — «когнитивная лягушка», партнер — «когнитивная рыбка».

б) протагонист — «фоновая рыбка», партнер — «стилистическая лягушка».

1. Первоклассник Вилен объясняет своей учительнице Пульхерии Христофоровне, почему он опоздал на урок и не сделал домашнее задание. Та недовольна, но пытается докопаться до истины.

2. Столетний попугай Клавдий отказывается клевать семена, которые предлагает ему хозяйка Аграфена. Она нервничает и пытается выяснить, чт о стоит за его отказом.

3. Дама Изабелла — хозяйка болонки Дуни — пытается договориться со складским псом Елизарычем, чтобы тот держался от Дуни подальше. Елизарыча возмущает любая попытка ограничить его свободу.

4. Большой начальник Зиновий Каллистратович ходит в сопровождении своей любовницы Ефросиньи по рынку и покупает ей фрукты. Фрося капризничает.

5. Хозяин Касьян Гордеевич обсуждает со своим псом Кубиком, не пришло ли время отправить петуха Мефистофеля в суп. Кубик презирает петуха, но не хочет лишаться его общества совсем.

«Подъем»: стилкогфон

Эта формула довольно необычна и весьма энергична, но в то же время в целом мягкая; будучи использована в удачный момент, она может произвести большое впечатление на партнера, не придавив его прямо. По сути, это усиленный вариант «верхнего подъема».

— (скептически) Гм! (стил) Не думаю, что твои ресницы стали лучше, чем были. (ког) В твоем возрасте лучше думать об уроках, чем о макияже. (фон)

Упражнение. Модифицируйте по формуле «подъем» следующие обращения и пять когнитивных фраз по вашему выбору.

1. — Я квашу капусту!

2. — Не придумывай больше ничего в свое оправдание, Тигрий!

3. — Ты хорошо сделал, Харлампий!

4. — Пора выплывать и приступать к ухе.

5. — Сиди тут, Феофания, и жди меня, а я вернусь быстро.

Пример.

1. (восторженно, поднимая руки вверх) О! (стил) Я квашу капусту! (ког) Капустка — русская закуска: и подать не стыдно, и съедят — не жалко. (фон)

Упражнение. Придумайте обращения по формуле «подъем» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Торжественное представление знаменитости на собрании директоров фирмы.

2. Предъявление сиюминутной несерьезной претензии в транспорте любимой женщине.

3. Соболезнование учителю по случаю немалой восполнимой утраты.

4. Комплимент подготовленный несерьезный на обществе большому начальнику.

5. Обещание верное спонтанное врагу.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле «подъем».

1. — Харитон, вы меня неправильно поняли.

2. — Мама, можно мне пригласить сегодня девочек из класса на мороженое?

3. — Игнат, ваши яблони уже отцвели и завязались?

4. — Мардарий, неужели у нас нет мышей?

5. — Виолетта, эта твоя брошка по своему стилю слишком довоенная.

«Спуск»: фонкогстил

Эта формула используется, когда вам нужно произвести своим сообщением возможно большее впечатление на партнера. А именно, излагая важную мысль или идею, или пересказывая случай из жизни, вы вначале используете фоновую модальность, создавая нужный контекст, затем переходите к когнитивной, формулируя главное содержание, а затем его акцентируете (подчеркиваете), используя стилистическую модальность.

Пример: рассказ рыбака:

— В наших краях рыбы много, особенно в больших озерах, но все больше окуни да плотва, но выловить чего покрупнее — сига или щуку, к примеру — мало кому удается, даже опытным рыбакам. (фон) А я вчера поймал на блесну щуку — килограммов на десять. (ког) (взволнованно, быстро) Чудовище! Страшила! Глазищи — что чайные блюдца! (показывает руками) Зубищи — страсть, хвостище — мороз по коже подирает! (стил)

Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять когнитивных обращений по вашему выбору по формуле «спуск».

1. — Шустрик, не прыгай мне на грудь!

2. — Бажен, о чем вы грустите?

3. — Приятно видеть вас в деле, Велизар!

4. — Не смей ко мне прикасаться больше!

5. — Не могу понять, в чем смысл вашего предложения, Розина.

Упражнение. Придумайте обращения по формуле «спуск» в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.

1. Поддержка моральная легкая любимого человека.

2. Обещание трудноисполнимое маловероятное по исполнению спонтанное любимой женщине.

3. Предложение неофициальное серьезное сиюминутное сотруднику.

4. Комплимент случайный серьезный приватный домашнему животному.

5. Донос устный эмоциональный серьезный истинный учителю на соученика.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле «спуск».

1. — Почем пирожки?

2. — Неужели ты не смогла найти в своем гардеробе юбку, Агния?

3. — Вам не встречался желтый эрдельтерьер?

4. — Варсонофий, почему ваша собака не стрижена?

5. — Епифан, что делает уважающий себя кот в шкафу?

Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны придерживаться следующих формул:

а) протагонист — «спуск», партнер — «спуск»;

б) протагонист — «подъем», партнер — «подъем».

Байкеры Марек и Витька летят на мотоцикле по городу и переговариваются, обмениваясь впечатлениями.

Дама Виолетта собирается в театр и обсуждает со своим кактусом, как ей лучше одеться, чтобы затмить остальную публику. Кактус язвителен, но справедлив.

Петух Мефистофель и пес Кубик обсуждают законы жизни.

Первоклассник Вилен жалуется маме на соучеников, которые его слегка притесняют. Мама эмоционально реагирует и дает советы.

Холостяк Виктор собирается привести в гости свою знакомую Кларису и просит свой диван вести себя поприличнее. Диван ничего не обещает, так как считает этот визит излишним.

Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны придерживаться следующих формул:

а) протагонист — «спуск», партнер — «стилистическая лягушка»;

б) протагонист — «фоновая рыбка», партнер — «подъем».

1. У кота Епифана плохое настроение. Его хозяйка Глафира беспокоится и пытается выяснить, в чем дело.

2. Мама старшеклассника Андрона хочет, чтобы он научился готовить хоть какую-нибудь пищу. Андрон пытается отговариваться.

3. Столетний попугай Клавдий высказывает суждения по поводу текущей политики. Его хозяйка Аграфена отстаивает свое мнение.

4. На фирму «Киса-мурыса: помощь домашним животным» звонит пудель Парамон, скучающий ввиду долгого отсутствия подруги. Консультант Трофим предлагает ему варианты в зависимости от целей Парамона.

5. Большой начальник Зиновий Каллистратович сидит у своей любовницы Ефросиньи в плохом настроении. Она пытается его развлечь свойственными ей методами.

Средние формулы

Формула «Рыбка»: фонкогстилкогфон

По этой формуле хорошо делать короткий замкнутый устный рассказ, одновременно выразительный, содержательный и производящий ненавязчивое общее впечатление.

Пример: рассказ о посещении концерта любимого певца.

— Валерий Леонтьев — кумир многих; попасть на его концерт — редкое удовольствие, выпадающее на долю самых ревностных ценителей его таланта. (фон) И, представляете, я вчера — попал! (ког) (оживленно) Блеск! Потрясающе! Но КАК он пел! Ооо! Вот ПОМИРАТЬ буду — и вспомню! (стил) А сегодня он, увы, уже уехал из нашего города. (ког) Но я все равно теперь буду жить вместе с его голосом и несравненным обликом. (фон)

Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять фоновых фраз по своему выбору по формуле «рыбка».

1. Нам осталось немного.

2. Что ж: береженого Бог бережет.

3. Честность — сестра таланта.

4. Мне плохо понятен ваш пристальный интерес к моим делам.

5. Свежесть сегодняшнего утра не поддается описанию, дорогой Флорентин.

Упражнение. Сочините, пользуясь формулой «рыбка», краткий рассказ по следующим темам и по пяти темам по своему выбору:

1. Мой поход в зоопарк.

2. Оценка качества праздничного обеда.

3. Предложение руки и сердца.

4. Представление при устройстве на работу.

5. Прощание при уходе из гостей.

6. Совет другу от несчастной любви.

7. Назидание отца сыну, отправляющемуся в путешествие в Африку.

8. 14-летняя дочь просит мать отпустить ее на вечернюю дискотеку.

9. Нарушивший правила автоводитель уговаривает инспектора отпустить его с миром.

10. Опоздавший на свидание юноша пытается сгладить ситуацию.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле «рыбка».

1. — Ты почему опоздал к ужину, Феодосий?

2. — Как тебя понять, Палладия?

3. — Юлия, хуже нет, как иметь с тобой дело!

4. — Что бы вы хотели приобрести в нашем магазине, уважаемый?

5. — Мне очень хочется увидеть твое улыбающееся лицо, Варлам!

Формула «Лягушка»: стилкогфонкогстил

Эта формула удобна для энергичного, но содержательного и претендующего на глубину сообщения. Если вас выслушают до конца, эффект может быть очень сильным, но не совсем тем, которого вы ждете.

— (горестно плачет, всхлипывает) Ой! (стил) (успокаиваясь) Ты почему на меня совсем не обращаешь внимания? (ког) Как это, наверное, приятно быть хоть иногда объектом любви! (фон) А ты меня даже не поцелуешь? (ког) Боже, КАК я одинока! Боже, Боже ты мой! (плачет) (стил)

Упражнение. Модифицируйте по формуле «лягушка» следующие фразы и пять когнитивных фраз по своему выбору.

1. — А я и не хочу.

2. — Иди сюда, мой дорогой!

3. — Я прошу вас, Эльвира, выполнить это мое поручение в течение недели.

4. — Мама, мне хочется пирожок с капустой!

5. — Вы сегодня прекрасно выглядите, Теодор!

Упражнение. Сочините, пользуясь формулой «лягушка», обращения к партнеру в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору:

1. Обещание трудноисполнимое маловероятное близкому родственнику.

2. Возложение вины на себя за проваленное дело.

3. Предложение официальное серьезное приватное деловому партнеру.

4. Извинение значительное серьезное неискреннее публичное перед большим начальником.

5. Просьба прямая наедине необычная к кукле.

Упражнение. Ответьте по формуле «Лягушка» на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору.

1. — Прости меня, если сможешь, Донат.

2. — Зачем тебе мой телефон, Саломея?

3. — Где ты пропадала весь месяц, Тереза?

4. — Гусь ты, Варсонофий, лапчатый!

5. — Мама, тебя просила зайти в школу Пульхерия Христофоровна!

Формула «Ящерица»: когфонкогстилког

Эта формула удобна для содержательного, но энергичного и претендующего на широту сообщения. Однако при этом важно, чтобы вас дослушали до конца.

— Настенька, завтра мы идем в зоопарк, ладненько? (ког) Что такое человек без своих младших братьев? (фон) Прямо с утра, позавтракаем — и побежали. (ког) Здорово я придумал, а?! (радостно улыбается и потирает руки) (стил) Договорились? (ког)

Упражнение. Модифицируйте по формуле «ящерица» следующие фразы и пять когнитивных фраз по своему выбору.

1. — А давай-ка напечем блинков, Феклушка!

2. — Объясните мне, пожалуйста, Викула, причину вашего отказа.

3. — Ты меня не бей, отец, смени гнев на милость.

4. — Виля, не торопись, доешь свой суп.

5. — Мардарий, твой кот скучает!

Упражнение. Сочините, пользуясь формулой «ящерица», обращения к партнеру в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору:

1. Угроза прямая деловая на ближайшее будущее подчиненному.

2. Извинение малое серьезное искреннее перед подчиненным.

3. Предложение неофициальное серьезное публичное неприятелю.

4. Обида прямая наедине кровная, выраженная внуку.

5. Прощание неофициальное на вечеринке с друзьями надолго.

Ответьте по формуле «ящерица» на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору.

1. — А хочешь, помиримся, Флорентина?

2. — Зачем вам, Галактион Савватьич, в эту историю ввязываться?

3. — Шустрик, рядом!

4. — Клавдий, ты и вправду мудрая птица?

5. — Почему ты не на работе, Викторин?

Упражнение. Сочините сценки по следующим темам и по пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны строить свои трансляции по следующим формулам:

а) протагонист — «лягушка», партнер — «ящерица»,

б) протагонист — «ящерица», партнер — «рыбка».

1. Волк Георгий и лиса Лариска строят планы совместной охоты на зайца Захара.

2. Первобытный воин Зуб Мамонта обсуждает со своей женой Цветком Зари планы подготовки к зиме.

3. Болонка Дуня и ее хозяйка Изабелла гуляют и обсуждают увиденное по пути.

4. Старшеклассник Андрон разговаривает со своей мамой, обсуждая планы поступления в вуз. Андрон любит программирование, мама же убеждает его, что гуманитарные вопросы куда интереснее.

5. Большой начальник Зиновий Каллистратович звонит по мобильному телефону своей любовнице Ефросинье с намерением скоро приехать к ней. Однако Ефросинья не готова принять его так скоро и пытается перенести встречу или назначить ее в другом месте.

Длинные формулы

Эти формулы предназначены для использования в длинных монологах. Предлагаемые ниже формулы помогают целью сделать протяженную речь менее однообразной.

Контрапункты. Сильный акцент в конце длинной трансляции возникает, когда все ее фразы, кроме последней, выдержаны в одной модальности, а последняя — в родственной к ней. Такая формула смены модальностей контрапунктом. Общая модальность такой трансляции чаще всего определяется модальностью последней фразы.

Формула«когнитивный контрапункт»: фон —... — фон — ког

Этой формулой удобно пользоваться, когда нужно подвести партнера к важному сообщению, сделав на нем большой акцент. Пример:

— (задумчиво) Птички по небу летают, птенчикам своим червячков ищут... (фон) Муравьи по лесу бегают, каждый хоть соломинку — а в муравейник тащит... (фон) Даже волки дикие — и те добычу в берлогу несут... (фон) (энергично) А ты?! (ког)

Упражнение. Придумайте монологи по формуле «когнитивный контрапункт», завершающиеся следующими фразами и пятью когнитивными фразами по вашему усмотрению:

— А ты сходи в магазин, купи булочек с маком.

— А у меня — тройка за поведение.

— Пожалуйста, купи мне новые туфли!

— И я теперь беременна.

— И я теперь отец.

— А мне пора домой.

— А я болею.

— И я понял: с бездельем пора кончать.

— И я думаю, я тоже справлюсь.

— И тебе пора уходить восвояси.

Упражнение. Сочините по каждой из следующих тем и для пяти тем по вашему выбору небольшой рассказ в фоновой модальности, заканчивающийся одной фразой в когнитивной модальности.

1. Как я решила никогда не выходить замуж.

2. Как меня выгоняли из гостей.

3. Как я увольнялся с работы.

4. Как я слушал соловьев.

5. Как я объяснял другу, что он неправ.

6. Чем рискует легкомысленная женщина.

7. Чем рискует легкомысленный юноша.

9. Как я нашел женьшень.

10. Как птицы осенью готовятся к отлету на юг.

11. Как мой щенок меня ни за что покусал (рассказ ребенка родителям).

12. Как лучше тещу уговорить (рассказ зятя).

Пример. «Как лучше тещу уговорить» (рассказ зятя).

— Это неправда, что в анекдотах про тещ рассказывают; в жизни-то оно и совсем по-другому бывает. (фон) Бывает, конечно, что теща, как у меня, крутого нрава, но и с ней договориться можно, если по-хорошему начать и подход иметь. (фон) Можно ведь порассуждать вначале о том, о сем, рассказать, как с ее дочкой живешь, как внучата растут, похвалить их за что-нибудь, или что-то в таком роде... (фон) А потом уж и ввернуть: «А самогону-то бутылочку не поставишь?» (ког)

Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по вашему выбору по формуле «когнитивный контрапункт».

1. — Ты, Марьяна, грибы соленые любишь?

2. — Почему у зайца короткий хвост?

3. — Где в нашей квартире можно найти перец?

4. — Отчего лиса бывает черно-бурая и рыжая, а лиловая не бывает?

5. — Почему лев считается царем зверей?

Формула«фоновый контрапункт»: ког —... — ког — фон

Эта формула удобна для снятия напряжения после интенсивного содержательного объяснения. Пример:

— Идешь сначала дорогой в гору. (ког) Потом взбираешься на перевал. (ког) Потом спускаешься правой тропой с перевала до ручья. (ког) Потом идешь пять километров вверх по ручью до избушки. (ког) Там я тебя буду ждать. (ког) Вот уж будет где развернуться-погулять! (фон)

Упражнение. Придумайте монологи по формуле «фоновый контрапункт» на следующие темы и на пять тем по своему выбору:

1. Как добраться до моего дома.

2. Как доводить учителя зоологии.

3. Как разозлить папу.

4. Как научить попугая говорить нехорошие слова.

5. Как дрессировать черепаху.

6. Как обольстить новую знаком

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...