Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа психологического сопровождения и подготовки учащихся




Бланк.

№ п/п Суждения Очень часто (4) Часто (3) Иногда (2) Редко (1) Никогда (0)
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня          
Постоянно чувствую свою ответственность за работу          
Я беспокоюсь о своем будущем          
Многие меня ненавидят          
Я обладаю меньшей инициативой, чем другие          
Я беспокоюсь за свое психическое состояние          
Я боюсь выглядеть глупцом          
Внешний вид других куда лучше, чем мой          
Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми          
Я часто допускаю ошибки          
Как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми          
Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе          
Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще          
Я слишком скромен          
Моя жизнь бесполезна          
У многих неправильное мнение обо мне          
Мне не с кем поделиться своими мыслями          
Люди ждут от меня очень многого          
Люди не особенно интересуются моими достижениями          
Я слегка смущаюсь          
Я чувствую, что многие не понимают меня          
Я не чувствую себя в безопасности          
Я часто волнуюсь и напрасно          
Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди          
Я чувствую себя скованным          
Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной          
Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я          
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность          
Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди          
Как жаль, что я не так общителен          
В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте          
Я думаю о том, чего ждет от меня общественность          

 


Программа психологического сопровождения и подготовки учащихся

с нарушениями слуха к ГИА

«Скоро экзамены»

 

Составитель - Санташова О. В., педагог-психолог, ГОБОУ СКОШИ №3, г. Мурманск

 

Пояснительная записка

Статус документа Программа по «Профилактике экзаменационного стресса» разработана на основе следующих нормативных документов: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; - Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к письму Минобразования России от 27. 06. 03 №28-51-513/16; - О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86; - Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к экзамену «Путь к успеху»(Н. Стебеневой, Н Королевой).
Вид рабочей программы Психопрофилактическая программа
Особенности учащихся, для которых разрабатывается данная программа. Рабочая программа по курсу «Скоро экзамены» разработана, для глухих и слабослышащих учащихся выпускных классов, которым предстоит сдавать ГИА, а также выпускников со сложной структурой дефекта.
Образовательная область Психология
Основные положения Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В. Б., Самко Н. Н., Голикова Ж. В., 1998; Стрелец В. Б., Голикова Ж. В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы учащихся. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000). В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому необходимо в период подготовке учащихся с нарушениями слуха к ГИА, во-первых – организовать специальные методы прогнозирования показателей экзаменационного стресса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а во-вторых создать комплекс эффективных психолого-педагогических методов способствующие оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса у данной категории учащихся, т. к. психологическое сопровождение экзаменов предполагает не только определенной суммы знаний по предмету, но и серьезной психологической подготовки.
Цели курса   Психопрофилактика экзаменационного стресса у выпускников с нарушениями слуха при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.
Задачи курса:   1. Отработать с учащимися навыки психологической подготовки к экзаменам, выработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам, в зависимости от типа психофизиологических качеств и индивидуальных особенностей; 2. Обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения в процессе подготовки и при сдаче экзамена; 3. Обучить эффективным способам запоминания и повторения учебного материала. 4. Отработать навыки рационального мышления, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим. 5. Обучить навыкам саморегуляции, самоконтроля и способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам; 6. Помочь выпускникам в осознании собственной ответственности за свои поступки, в анализе своих установок. 7. Повышение у выпускников уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Коррекционная направленность курса На занятиях выпускникам дается доступ­ный теоретический материал, а также практические упражнения, помогающие старшеклассникам избавиться от стрессовых переживани­й во время подготовки к экзаменам. Практический опыт, который выпускники приобретут в результате занятий, а также полученные ими знания: о своих индивидуально-психологических особенностях, о правильной организации своего режима в период подготовки к экзаменам, а также о способах и приемах расширения своих возможностей в запоминании материала, помогут им справиться с воздействием стрессовых факторов в период подготовки и сдачи экзаменов.
Место предмета в учебном плане Предлагаемый цикл занятий с учащимися рекомендуется проводить во II-ом полугодии учебного года, с целью оптимизации учебного процесса и повышения стрессоустойчивости у выпускников во время сдачи выпускных экзаменов. Профилактические занятия проводятся школьным психологом во вторую половину дня, во внеурочное время, в кабинете педагога-психолога.    Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 35—40 мин. Рабочая программа рассчитана на 11 занятий.
Изменения, которые внесены в примерную программу Учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности выпускников, низкий уровень психологической готовности к сдаче выпускных экзаменов и низкий уровень стрессустойчивости количество проводимых занятий увеличены с 6-ти занятий (рекомендованных в программе Н. Стебеневой, Н Королевой), до 11 занятий, что является наиболее оптимальным для выпускников с нарушениями слуха. Курс занятий дополнен актуальными темами для выпускников способствующие освоению навыков эффективной работы с учебным материалом при подготовке к экзаменам и легкого преодоления эмоциональных переживаний.
Реализация национально-регионального компонента Региональный компонент в количестве 2 часов интегрировано представлен в ходе изучения тем: «Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам», «Способы снятия нервно-психического напряжения», в процессе которых подросткам рассказываться о том, в какие психологические центры г. Мурманска и к каким специалистам они могут обратиться в случае возникновения психологических проблем во время подготовке и сдачи экзаменов.
Используемые технологии, методы и формы работы.  Методы: - мини-лекции; - групповая дискуссии; - тренинговые упражнения; - игровые методы (ролевые игры); - рефлексивные методы и приемы; - приемы актуализации субъектного опыта - медитативные техники. Методические приемы: - словесный; - иллюстративной наглядности; - показа; - примера; - игровой. Формы работы: групповая (группа формируется из учащихся одного класса).
Межпредметные связи, преемственность Курс занятий основан на принципах конструктивного взаимодействия психолога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса в период подготовки и прохождения итоговой аттестации. Т. к. выпускники в данный период, нуждается в комплексной и всесторонней психологической помощи и поддержке, как со стороны родителей, так и со стороны педагогического коллектива (педагогов, воспитателей, психолога. Поэтому со стороны школьного психолога проводится консультативная и просветительская работа, не только с учащимися, а также с родителями и педагогами (классным руководителем, учителями предметниками и воспитателями), что в свою очередь позволит подросткам в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов не только успешно подготовиться и сдать их, но и более полно реализовать возможности своего личностного роста. Рекомендации по курсу занятий предлагаются педагогам и родителям в качестве наглядных пособий, буклетов, памяток, демонстрационного материала.
Требования к планируемым результатам Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, учащиеся осваивают технологии по сохранению собственной здоровьесберегающий среды в сложных жизненных ситуациях, что в свою очередь будет способствовать снижению степени депрессивных и стрессовых состояний в экзаменационный период. Специальные психологические занятия и своевременная профилактика экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов на кануне экзаменов: - научит старшеклассников планировать режим деятельности в период повышенных нагрузок, - будут способствовать снижению нервного и эмоционального напряжения выпускников, - дадут учащимся знания, позволяющие противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам в период подготовки и сдачи экзаменов. - помогут им овладеть техниками профилактики и быстрого снятия стрессовых состояний, - будут способствовать профилактикой проявления признаков переутомления, уменьшить остроту стрессовых реакций во время экзамена, - будут способствовать сокращению периода нормализации организма после экзамена, т. к. экзамены должны стать для учащихся всего лишь академической ситуацией, лишенной высокого психологического напряжения.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса по предмету Знать: - основные составляющие компоненты успешной подготовки к экзаменам (ГИА); - основные определения программы: стресс, психофизиологические качества, индивидуальные особенности личности, ведущие каналы восприятия информации и т. д.; - основные механизмы памяти, внимания, мышления; - техники запоминания и повторения учебного материала, - значение мотивации в процессе обучения и подготовке к экзаменам (ГИА), - навыки позитивного мышления, - техники сдачи устного и письменного экзамена, общения на экзамене, - механизмы снятия нервно-психического напряжения, - техники релаксации и визуализации, - техники поведения в ситуации стресса. Уметь: - выработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам (ГИА), в зависимости от типа психофизиологических качеств и индивидуальных особенностей; - использовать технику подготовки и сдачи экзаменов (ГИА); - использовать эффективные способы запоминания и повторения учебного материала; - использовать навыки рационального мышления, - использовать способы снятия эмоционального напряжения в процессе подготовки и при сдаче экзамена (ГИА); - использовать техники профилактики и быстрого снятия стрессовых состояний.
Оценка знаний и умений учащихся Методики: Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова). Проективный тест «Человек под дождем» Тест “Подвержены ли вы экзаменационному стрессу? ”

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...