Диагностический инструментарий
Диагностический инструментарий
Литература 1. Власенко И. И. Как удвоить свои способности: секреты психологической подготовки к экзаменам. - Ростов, 2005. 2. Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. – М., 2001. 3. Жорж Ж. детский стресс и его причины. – М., 2003. 4. Как помочь подготовиться к экзаменам. Практические рекомендации для родителей. // Школьный психолог. – 2003 - №8. 5. Калинина Р. Экзамен без стресса // Школьный психолог. - 2009. - №3. 6. Калашков А. А., Сауткин В. С., Косова Л. В. К вопросу о профилактике нервно – эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов. // Гигиена и санитария - 1982 - №5. 7. Лебедева Л. Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса // Школьный психолог. - 2009. - №5
8. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. – СПб, 1996. 9. Лопуга Е. В., Лопуга В. Ф. Валеология: методы и средства снятия стрессов у детей. Методическое пособие. – Барнаул, 2001. 10. Мартынова Т. Ф., Дьячкова С. П., Павлова Я. Е. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей. – Якутск, 2002. 11. Мирская Н. Когда начинаются экзамены // Здоровье детей – 2004 - №11. 12. Пивоварова Г. Н. Стресс и его влияние на формирование характера. – Л., 1987. 13. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. - М., 2005. 14. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979. 15. Стебенёва Н. королева Н. Путь к успеху // Школьный психолог – 2003. - №16. 16. Тушканова О. И. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. - Волгоград, 1999. 17. Ушаков Э. И., Ушаков Г. К., Илипаев И. И. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов– Л., 1987. 18. Фадеев М Ю., Голушко А. А. Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены. – М., 1999. 19. Чибисова М. Готовимся к ЕГЭ. // Школьный психолог – 2004 - №13; №15. 20. Чибисова М. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М., 2004. Система работы педагога-психолога общеобразовательной организации по психологическому сопровождению субъектов образовательных отношений на этапе подготовки к ГИА
Аксеновская Е. Н., педагог-психолог, МБОУ СОШ №10 им. Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, г. Мончегорск Экзамены — стрессовая, экстремальная ситуация для многих людей. В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому особенно важно создать условия для формирования адекватного отношения учащихся к ситуации экзамена, что поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную и эффективную помощь. При подготовке к экзаменам, особенно на последнем её этапе, может быть утерян эмоциональный и волевой контроль над собой. Причиной тому могут стать: тревога по поводу неизвестной ситуации, возможных неудач, слишком высокая или слишком низкая мотивированность. Как показывает практика, учащиеся, увы, постоянно представляют себе всякие неудачи. Бывает сложно убедить их в том, что обдумывание конкретных путей достижения цели куда более продуктивно, чем боязнь ещё не случившегося провала. Ожидание неблагополучного развития событий — проявление тревожности. Чаще всего она наблюдается у учащихся с завышенным уровнем притязаний или чрезмерно низкой самооценкой из-за индивидуальной чувствительности к стрессу. Таким учащимся надо уделять особое внимание (при ответах у доски, на экзамене, при публичных выступлениях и т. п. ). Поведение особо тревожных учащихся имеет определённые характерные особенности. Они очень эмоционально реагируют на сообщения о неудаче, хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведённого на решение задачи. У них боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха. Поэтому они воспринимают и оценивают многие объективно безопасные ситуации как негативные. У низко тревожных старшеклассников преобладает мотивация достижения успеха. Поэтому, возможные трудности при сдаче выпускных экзаменов в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Для решения этих задач была разработана программа психологического сопровождения субъектов образовательных отношений в период подготовки к прохождению ГИА.
Цель программы: создание условий для оказания психологической помощи выпускникам 9, 11-ых классов, их родителям, педагогам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Задачи программы: 1. Способствовать совершенствованию познавательного компонента психологической готовности к ГИА у учащихся. 2. Содействовать адаптации учащихся к процессу проведения ГИА. 3. Создать необходимый психологический настрой у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний. Программа включает 5 направлений: 1. Диагностическое направление. 2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками. 3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям. 4. Профилактическая работа. 5. Организационно-методическая работа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|