Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I Общая психиатрия (психопатология).




 

Раздел I Общая психиатрия (психопатология).

Тема 1. Психиатрия как наука.    

Психиатрия как наука.

Психиатрия (от греческого psyche - душа, iatreia – лечение) представляет собой медицинскую науку, изучающую вопросы этиологии, патогенеза, клиники, лечения и профилактики психических заболеваний. Термин «психиатрия» был предложен немецким ученым J. Reil в 1803 г.  Психиатрия подразделяется на общую (психопатологию) и частную.

Основной метод психиатрии – клиническое исследование. Современная психиатрия использует нейрофизиологические, биохимические, иммунологические, генетические, психологические, эпидемиологические и др. методы.

Задачами психиатрии являются:

- определение объективных закономерностей нарушений психической деятельности;

-  терапевтических мероприятий, прогноза и профилактики психических болезней;

- разработка вопросов становления и развития отдельных психопатологических феноменов психических заболеваний в целом в связи с течением биологических процессов в организме и, в частности, механизмов высшей нервной деятельности (ВНД);

- анализ возникновения и течения психических расстройств в связи с объективными условиями жизни и деятельности человека, разработке системы реабилитационных мероприятий.

Самостоятельными разделами психиатрии являются детская психиатрия, психиатрия старческого возраста, судебная психиатрия.

Детская психиатрия— область медицины, разрабаты­вающая теоретические проблемы и практические методы ди­агностики, клиники и коррекции психических отклонений  в детском возрасте. Условно Д. п. подразделя­ется на три основных направления — лечебно-педагогичес­кое, психологическое и клинико-психопатологическое.

Исторический аспект развития детской психиатрии

 Около двухсот лет шло накопление фактов, опыта на­блюдения за детьми с психическими расстройствами, на­рушениями поведения и развития. В течение последних 100 лет детская психиатрия оформилась как самостоя­тельная наука, а ребенка с психическими расстройствами перестали оценивать как маленького душевнобольного взрослого.

Со второй половины XVIII в. стали появляться единич­ные описания детей с умственной отсталостью.

Первый (эмпирический) период развития детской пси­хиатрии (конец XVIII - начало XIX в. ), основан на мора­листической теории описания психозов, согласно которой в детском возрасте возможно лишь слабоумие, но не поме­шательство.

К. Карус в 1809 г. отрицал наличие психозов у детей, Б. Морель (1809-1872) считал, что до юношеского возрас­та случаи душевных болезней редки. Он предполагал, что причиной помешательства служит наследственная деге­нерация, усиливающаяся от поколения к поколению.

Второй (феноменологический) период на протяжении первых двух третей XIX в. характеризовался накоплени­ем представлений о симптомах и синдромах, описанием казуистических случаев психических заболеваний у детей. Ж. Эскироль обратил внимание на случаи ускоренного развития детей вначале и неожиданно быстрого нараста­ния дефекта позже. Работы К. Кальбаума и К. Геккера посвящены описанию кататоний пубертатного и гебефрений юношеского возраста.

X. Модсли (1871) описал двигательные расстройства кататонического типа, галлюцинации воображения, бре­довые идеи. К Фогт обосновал зависимость развития головного мозга от степени выраженности микроцефалии. Во второй половине XIX в. была доказана возможность возникновения психозов у детей, а в Париже было откры­то детское психиатрическое отделение.

Третий (нозологический) период (с конца XIX в. ) отли­чался активным изучением этиопатогенеза, клинической картины психических заболеваний у детей и подростков. Конец XIX в. стал значимым периодом в истории детской психиатрии. В 1867 г. X. Модели высказал предположе­ние о том, что возраст может играть существенную роль в развитии психических нарушений, и предложил класси­фикацию детских психических расстройств.

Конец XIX — начало XX в. считается началом современ­ной детской психиатрии, когда стали появляться руковод­ства по психическим расстройствам детского возраста во Франции, Англии, Германии.

На протяжении XX в. детская психиатрия развивалась по пути к выходу на уровень доказательной медицины. Были созданы психологические методики для оценки психической зрелости, возможностей обучения детей. Психоаналитическое направление развития психиатрии позволило обратить внимание на психические травмы детского возраста как возможную причину психических нарушений в последующем. На рубеже XIX и XX вв. нача­лось изучение подростковой преступности. В 20-х гг. XX в. в Америке и Англии были созданы психиатрические уч­реждения - амбулаторного типа, где с детьми работали комплексные бригады, состоящие из психиатра, психоло­га и социального работника. Дж. Боулби (1907-1990) обосновал зависимость психических расстройств у детей от отношений мать—дитя, факторов депривации материн­ской любви. Развитие науки о поведении (этологии) способ­ствовало более активной работе с детьми по исправлению поведения. Были выделены новые клинические формы нервно-психических расстройств у детей (синдромы дет­ского аутизма, гиперактивности, дефицита внимания и др. ). Современные классификации психических и пове­денческих расстройств по сравнению с ранее сущест­вовавшими включают все больший перечень нарушений, наблюдаемых в детском возрасте.

Настоящий период развития детской (и общей) психи­атрии на протяжении последних десятилетий, как указы­валось выше, характеризуется отходом от нозологическо­го принципа как единственного, преобладанием эклекти­ческого, прагматического подхода, что отражено в клас­сификационных системах.

 Первые описания душевных заболеваний у детей в Рос­сии появились с начала XIX в. При этом в соответствии с общемировой закономерностью преимущественно уделя­лось внимание умственной отсталости. Представитель психиатров московской школы Б. Крамер в 1819 г. в сво­ем труде «О запое и лечении оного», рассчитанном как «наставление каждому», в том числе «неврачам», обратил внимание на то, что в интеллектуальном плане страдали преимущественно младшие дети в семьях алкоголиков и в молодом возрасте привыкание к алкоголю возникает быстрее. Первое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков с лечебно-педагогическим уклоном было открыто Ф. Плацом в 1854 г. в Риге.

И. М. Балинский, основатель первой кафедры психиат­рии в России (1857) при медико-хирургической академии в Петербурге, изучал олигофрению, его преемник И. П. Мержеевский начал исследование соматического происхожде­ния психических расстройств. В 1882 г. супругами Маляревскими было открыто врачебно-воспитательное заведе­ние для психически больных и аномальных детей.

Становление детской психиатрии как самостоятельной науки относится к началу XX в., когда в Петербурге в 1908 г. В. М. Бехтеревым был создан научно-исследова­тельский психоневрологический институт с детским отде­лением. В нем работали последователи В. М. Бехтерева, известные своими работами в области детской психиатрии (Р. Я. Голант, С. С. Мнухин и др. ). С. С. Мнухин, в частности, изучал особенности психофизического дизонтогенеза и вместе со своим учеником Д-Н. Исаевым — умственной отсталости.

В Москве в 1907 г. видный психиатр В. П. Кащенко от­крыл школу-интернат для умственно отсталых детей. Он же проводил большую работу в отделе детской психопато­логии, организованном в 1918 г. при Народном комисса­риате здравоохранения. В 1911 г. в Москве был создан институт детской психологии и неврологий, учредителем которого был Г. И. Россолимо, разработавший «психоло­гический профиль» ребенка.

Одним из основоположников дефектологии был А. С. Гри­боедов, эпидемиологического метода исследования психи­ческих заболеваний у детей и подростков - Е. А. Осипова. По ее инициативе были созданы психоневрологические кабинеты при общих поликлиниках, специализирован­ные детские сады и дома ребенка.

Учреждения внебольничной помощи для детей и под­ростков (преимущественно психоневрологические дис­пансеры) курировали три ведомства: здравоохранения, образования и социальной помощи. Особенно интенсивно научные исследования в области детской психиатрии в России стали развиваться с конца 20 - х. — начала 30-х гг. XX в.

Большой вклад в изучение возрастных особенностей, клинической картины, диагностики, лечения шизофре­нии у детей и подростков внесли Г. Е. Сухарева, Т. П. Симсон, М. Ш. Вроно, В. Н. Мамцева, В. М. Башина, А. Е. Личко, в изучение особенностей аффективных расстройств у детей включая психотический уровень — С. С. Мнухин, Н. М. Иовчук, О. Д. Сосюкало и др.

Возрастные особенности детской эпилепсии, вопросы этиологии и патогенеза, лечения особенно плодотворно изучались в 1960-1980 гг. XX в. (С. С. Мнухин, A. M. Ко­ровин,, Г. Г. Шанько и др. ).

Начатые П. Б. Ганнушкиным и О. В. Кербиковым иссле­дования расстройств поведения, нарушений формирова­ния характера, особенностей неврозов у детей и подрост­ков были продолжены их учениками и последователями (В. В. Ковалев, Г. Е. Ушаков, Н. Д. Лакосина, М. В. Коркина, А. Е. Личко, В. Т. Кондратенко и др. ).

Г. Е. Сухарева, затем В. В. Ковалев возглавляли кафед­ру детской психиатрии Московского института усовершенствования врачей, проводили большую работу по подго­товке кадров для детской психиатрии, совершенствова­нию детской психиатрической помощи.

В последние годы кафедру детской психиатрии и пси­хотерапии Российской академии последипломного обра­зования возглавляет ученик В. В. Ковалева - Ю. С. Шев­ченко, который внес значительный вклад в развитие изу­чения пограничной психической патологии детского и подросткового возраста и расширение сети психотерапев­тической помощи детям и подросткам.

В настоящее время особого внимания заслуживает проблема зависимости от психоактивных веществ у де­тей и подростков (И. Н. Пятницкая, А. Е. Личко, П. И. Си­доров, B. C. Битенский и др. ), психосоматических расстройств (Д. Н. Исаев, Б. Е. Микиртумов, Ю. Ф. Антро­пов, Ю. С. Шевченко, А. А. Северный и др. ), нервно-психи­ческих расстройств раннего возраста (Т. П. Симеон, Е. И. Ки­риченко, А. И. Козлова, Н. В. Римашевская, Г. В. Козлов­ская и др. ).

Схема организации психиатрической помощи.

/. Амбулаторная (внебольничная) помощь.

1. Психиатрический (психоневрологический) каби­нет детской или общей поликлиники с участко­вым (районным) психиатром (детским или об­щим), психиатрический кабинет ЦРБ.

2. Психоневрологический диспансер или диспан­серное отделение при психиатрической больни­це города, области, республики — общий, имею­щий в своей структуре детский, подростковый психиатрический и логопедический кабинеты, или детский, в составе которого могут быть участ­ковые детские психиатры и кабинеты консуль­тантов (логопеда и др. ).

3. Наркологический диспансер.

II. Стационарная психиатрическая помощь.

1. Психиатрические больницы (городские и област­ные) в системе органов здравоохранения, имею­щие в своем составе различные профильные от­деления (мужские и женские, наркологическое, инфекционное, туберкулезное, судебно-психиатрическое и др. ), в том числе детское и подрост­ковое отделения.

2. Специализированные психиатрические больни­цы в системе МВД (для принудительного лече­ния особо опасных психически больных, совер­шивших противоправные действия).

3. Наркологические больницы.

4. Психоневрологические отделения при психоневро­логических диспансерах, крупных соматических больницах и военных госпиталях (для лечения боль­ных острыми кратковременными психозами, не­врозами и реактивными состояниями, остаточны­ми явлениями органических поражений головно­го мозга с психическими нарушениями и т. п. ).

5. Дневные и ночные стационары (при психиатри­ческих больницах или психоневрологических дис­пансерах) для долечивания выздоравливающих психически больных и проведения противорецидивных поддерживающих курсов лечения боль­ных, находящихся под наблюдением психонев­рологических кабинетов и диспансеров.

6. Психоневрологические санатории (для взрослых и детей).

7. Дома для инвалидов-психохроников (взрослых и детей).

III. Социально-реабилитационные учреждения.

1. Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) при психи­атрических больницах и диспансерах.

2. Подсобные хозяйства при психиатрических боль­ницах, реабилитационные центры.

3. Санаторные школы (для детей с астеническими состояниями).

4. Школы и группы для детей с речевыми и други­ми нарушениями.

5. Интернаты и школы для умственно отсталых детей.

В раннем выявлении взрослых и детей, нуждаю­щихся в психиатрическом наблюдении и лечении, значительную роль играют семейные врачи, участ­ковые терапевты и педиатры, которые обычно в силу особенностей их работы первыми встречаются с раз­личными психическими отклонениями у больных во время амбулаторных, профилактических и других осмотров.

   Особенности психических расстройств в детском возрасте.

Нарушение психического развития - универсальная форма реакции детей на любое внешнее негативное воздействие и в широком смысле отражающая изменения в психике как соотношение между социальным и биологическим. Течение, исход и прогноз психических заболеваний у детей и подростков, по сравнению со взрослыми, имеют свои особенности (А. И. Селецкий). Это обуславливает важность того, что при изучении психических расстройств у детей необходимо придерживаться онтогенетического подхода. На это указывали такие исследователи, как: М. С. Зеленский, В. А. Мурашов, а также М. О. Гуревич, Г. Е. Сухарева, Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев, К. С. Лебединская, А. И. Личко и др.

По мнению В. В. Ковалева, дизонтогенез выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Причинами психического дизонтогенеза являются биологические (генетические и пр. ) патогенные факторы, а также неблагоприятные социально-средовые воздействия. Основными механизмами психического дизонтогенеза, по мнению многих авторов, являются ретардация и асинхрония (В. В. Ковалев, Г. Е. Сухарева, Г. К. Ушаков). Наряду с указанными механизмами нарушенного психического развития, главным образом в детской психиатрии, рассматриваются также регресс и акселерация.

Исходя из биогенетической теории этапности развития, В. В. Ковалев высказал предположение, что патогенетическую основу проявлений психических расстройств в детском и подростковом возрасте составляют качественной различные уровни патологического нервно-психического реагирования, закономерно сменяющие друг друга:

1. Соматовегетативный уровень (0-3 года). Этому уровню свойственны различные варианты неврастенического синдрома: повышенная общая и нервная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, нарушениям питания, расстройствам сна, нарушениям навыков опрятности.

2. Психомоторный уровень (4-7 лет). К нему относятся синдром гиперактивности, системные неврастенические и неврозоподобные двигательные расстройства; также заикание, мутизм.

3. Аффективный (5-10 лет). Для него характерны синдром страхов, повышенной аффективной возбудимости.

4. Эмоционально-идеаторный (11-17 лет).  Этому уровню свойственны расстройства на основе сверхценных образований (сверхценный ипохондрический синдром, синдромы дисморфофобии, нервной анорексии, синдром метафизической интоксикации), а также патологические реакции пубертатного возраста (протеста, эмансипации и др. ).

В. В. Ковалев подчеркивает, что симптоматика, свойственная каждому уровню нервно-психического реагирования, не исключает проявлений предшествующих уровней, однако отодвигает их на второй план и видоизменяет.

 

Связь детской психиатрии и специальной педагогики и психологии.

 

В настоящее время в силу различных причин возрастает число детей с отклонениями в развитии. Этому способствуют дестабилизация общества в целом и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экономических и экологических условий, недостатки школьного и семейного воспитания, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Вопрос об отклонениях в развитии может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах личности. Одно из основных значений термина «норма» - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание во многом зависит от уровня культуры данного социума и существенно меняется со временем. Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает актуальность в контексте корреционно-развивающей деятельности, решения задач обучения и воспитания, предупреждения более тяжелых нарушений развития.

Особенности коррекционного воздействия на ребенка зависят от характера имеющегося у него нарушения, степени выраженности отклонений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания. Существует необходимость ранней диагностики и ранней квалификации нарушения, что обеспечит адекватное лечебно-оздоровительное и коррекционно-педагогическое воздействие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...