Валидация на наиболее возможном высоком уровне; действия говорят громче слов
Валидация на наиболее возможном высоком уровне; действия говорят громче слов
Линехан (1997b) выделила шесть уровней валидации (описание которых приведено ниже); шестой уровень является самым высоким. На каждом этапе не следует полагаться на одно только вербальное выражение валидации: невербальное выражение также необходимо и иногда оказывается более эффективным. Другими словами, если вы стоите на подоконнике на четвертом этаже горящего здания, и пожарный проявляет к вам интерес, точно понимает ваш стресс и искренне говорит о том, что он оправдан, этого будет недостаточно! Вам нужно, чтобы он схватил вас за руку и помог оказаться в безопасности. Функциональная валидация — реагирование на переживания пациента как на обоснованные и потому убедительные — крайне необходима. Вербальная валидация сама по себе, когда требуется еще и функциональная валидация, — это ошибка, часто допускаемая психотерапевтами.
Первый уровень: слушайте с полным вниманием; будьте бдительны Слушайте пациента и наблюдайте за ним непредвзято и безоценочно, и сообщайте о том, что его реакции обоснованы, слушая и не осуждая. К примеру, скажем, психотерапевт выслушал просьбу Беттины о том, чтобы поговорить о ее молодом человеке так, будто эта история была совершенно новой, не толкуя ее исключительно с позиции патологического рекуррентного паттерна.
Второй уровень: точно повторите полученную от пациента информацию
Дайте пациенту знать, что вы его понимаете, повторяя или перефразируя полученную от него информацию, используя выражения, близкие к тем, которые использует пациент, не добавляя собственных интерпретаций. Оставайтесь неосуждающим, то есть, не акцентируйте внимание на улучшениях или поощрении, либо же оценке эффективности или положительных качеств, вместо этого просто говорите о том, что есть. «Вот что происходит сейчас с вами».
Третий уровень: четко сформулируйте невербализованные эмоции, мысли или поведенческие паттерны
Воспринимайте то, о чем не сообщается прямо, но что подразумевается, чтобы пациенту не пришлось разъяснять все, что с ним происходит. Пациенты с опытом стойкой инвалидизации настолько чувствительны, что зачастую, сообщив вам совсем немного, чувствуют себя так, будто рассказали о себе все; либо же они так привыкли скрывать или контролировать выражение своих эмоций, что вам необходимо улавливать все с помощью малозаметных сигналов, подаваемых пациентом. Гринберг (2002) переиздал информацию, предложенную Труа и Каркхаффом (1967), касающуюся вещей, близких к тому, что можно отнести к первым трем уровням валидации. Валидируя, психотерапевт «безошибочно отвечает на разнообразные ощущения пациента в соответствии с их интенсивностью. Не колеблясь, психотерапевт распознает все тонкости эмоциональных переживаний и сообщает пациенту, что понимает самые глубокие его переживания. Психотерапевт полностью настроен на то, чтобы улавливать изменения в эмоциональных переживаниях пациента, воспринимает каждое из его ощущений и озвучивает их соответствующими словами и тоном. Чувствительно и точно психотерапевт развивает данные пациентом намеки в полноценную (хотя и предварительную) проработку чувств и переживаний» (Greenberg, 2002, стр. 78).
Четвертый уровень: опишите, каким образом поведение пациента имеет смысл с точки зрения его предыдущего опыта или врожденных особенностей Обозначьте возможные факторы, обусловившие реакции пациента. Например, поведение пациента, постоянно ищущего заверений в том, что терапия «идет хорошо», может быть валидировано такими словами: «если учесть непредсказуемость ваших родителей, нет ничего удивительного в том, что вы все время как на иголках и вам необходимо приободрение».
Пятый уровень: активно ищите обоснования рациональности поведения пациента в данных условиях и говорите об этом Находите все возможные причины, по которым поведение пациента можно назвать обоснованным, и не забывайте о невербальной валидации. Например, вы шли в кино с подругой, которую когда-то изнасиловали в переулке. Вы предложили срезать дорогу и пойти похожим переулком, чтобы не опоздать, но подруга сказала, что не пойдет, потому что ей страшно. Фраза «Не удивительно, что ты боишься, после того, что с тобой произошло; предложить это было бесчувствием с моей стороны» — это валидация четвертого уровня. Слова «Не удивительно, что тебе страшно, такие места небезопасны, давай лучше пойдем другой дорогой» — это пятый уровень валидации. Когда вы можете найти основания для валидации пятого уровня (ищите их с фанатичным рвением), используйте ее, а не четвертый уровень. Важно помнить, что именно вы в данных условиях можете быть источником инвалидизации. Например, пациенту требуется подбадривание. Психотерапевт может поискать причины, приведшие к тому, что он или она будит в пациенте чувство неуверенности, или же каким-то другим образом провоцирует у него реакцию в виде тревоги, что делает потребность в подбадривании разумной. Валидация с точки зрения прошлого (непредсказуемые родители), когда на самом деле есть некоторые аспекты в настоящем (неоднозначность поведения психотерапевта), вызывающие такую реакцию, воспринимается как крайне инвалидизирующая. («Да-да. Я знаю, что вы недовольны мной, но, может быть, поговорим о том, каким образом это напоминает вам о вашей семье? ») Пятый уровень валидации похож на такие слова: «Такая реакция не настолько уж неправильная; а вот почему она имеет смысл сейчас, в данных обстоятельствах». Пятый уровень валидации — это антитезис патологизации. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на том, что неправильно, вы находите то, что является эффективным, адаптивным и уместным в реакциях пациента в данных обстоятельствах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|