Использование валидации для стимуляции адаптивной эмоции: изменение эмоций
Эмоции формируются для того, чтобы помочь нам быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Наша эмоциональная система постоянно отмечает и быстро истолковывает обстановку, в которой мы находимся, реорганизовывает и мобилизует нас таким образом, чтобы наше поведение, побуждения и ориентирование постоянно менялись, а также помогает нам адаптироваться к постоянно меняющимся ситуациям. Обучающая история Келли Уилсон о кролике и кроличьей норе прекрасно иллюстрирует данный процесс (Wilson & DuFrene, 2008). Когда кролик сидит на травянистом лугу, у него в арсенале множество возможных моделей поведения, одни более интенсивные, другие менее интенсивные. В данных обстоятельствах, когда светит солнце и кролик в безопасности, он ест, осматривается, чешется, чистится, лежит на траве. Такие реакции подвижны и способны быстро меняться. Но если в кустах раздастся шорох, производимый хищником, кролики, чей поведенческий репертуар сужается к единственной реакции, — броситься к норе, — имеют определенные преимущества с точки зрения выживания. В такой ситуации модель поведения в виде остановки для того, чтобы почесаться или поесть, отмирает. Эмоционально чувствительные кролики, бросившиеся наутек, как только почувствовали страх других кроликов, также имеют преимущество с точки зрения выживания. Подобным образом работают и эмоции, если исходить из понимания Гринберга (2002) и таких теоретиков эмоций, как Фриджа (Fridja, 1986), Изард (Izard, 1991) и Томкинс (1963, 1983). В нас заложено реагирование на определенные раздражители, которые провоцируют сложные реакции во всем нашем теле, включая быструю оценку обстановки и отношения к ней, как и мотивацию к действию и общению с другими.
Когда вы валидируете (или инвалидизируете), то часто провоцируете возникновение эмоций. Вы можете намеренно использовать это на пользу своему пациенту. Когда эмоции вспыхивают, это прерывает текущую деятельность и подготавливает пациента к следующей ситуации. Использование валидации для того, чтобы спровоцировать возникновение адаптивной эмоции, помогает активировать целый арсенал навыков, связанных с адаптивной эмоцией. Другими словами, спровоцированная адаптивная эмоция способна оперативно переорганизовать пациента к более адаптивному поведению, что было проиллюстрировано вышеупомянутым примером с Мией. Миа ведет себя в точности как кролик. Она пришла на терапевтическую сессию после сложного собеседования, и могла в течение сессии совершать множество действий, какие-то более вероятные и выходящие на первый план в данный момент, другие менее вероятные, но все же возможные, существенным образом присутствующие, хотя и не явно выраженные. Комментарий психотерапевта «Наверное, вы были очень расстроены! » направляет внимание пациентки и вызывает интенсивное переживание чувства грусти и разочарования; она начинает думать и о других составляющих ситуации, вызывающих разочарование, затем начинает плакать. Провоцируя определенную эмоцию, вы вызываете целую систему реакции, связанную с данной эмоцией. Это действительно как в случае с адаптивными эмоциями, так и с проблематичными. Имея это в виду, вы можете сознательно предпочесть валидацию адаптивной первичной эмоции, в данный момент искренне переживаемой пациентом в тревожном для него контексте. Для того, чтобы спровоцировать возникновение адаптивной эмоции, проведите тщательный поиск первичных адаптивных эмоций, существующих в данный момент, но скрытых более выраженными эмоциями пациента. Это похоже на пребывание в лесу, когда бушует ураган, а мы осознанно прислушиваемся к водопаду. Обращайте внимание на то, что говорит пациент, наблюдайте за тем, что также присутствует в его переживаниях, но является менее выраженным. Например, если кто-то «подрежет» меня на дороге, самое сильное чувство, которое у меня возникнет, это злость. Но также я почувствую удивление, разочарование в том, что люди так ведут себя за рулем, я испугаюсь и почувствую унижение от того, что иногда не очень хорошо вожу машину и т. д. Если вы выскажете валидирующее замечание относительно одного из данных аспектов, это приблизит меня к части моих собственных переживаний и, вероятно, усилит мою гибкость: я не только буду чувствовать злость и действовать в соответствии с этим ощущением, но также испытаю воздействие того аспекта, на который вы обратили внимание.
Валидация для того, чтобы спровоцировать адаптивную эмоцию, не должна быть похожей на мошенничество. Другими словами, если вы пытаетесь избавиться от моей проблематичной реакции, валидируя что-то другое, это говорит мне о том, что моя первичная реакция не обоснована. Вся хитрость заключается в том, чтобы при поиске адаптивной эмоции мыслить диалектически, быть способным увидеть «истину» во всех реакциях и озвучивать то, что является обоснованным в каждой эмоциональной реакции. Таким образом эмоции дифференцируются, что помогает пациенту более четко воспринимать порывы к действию и информацию, предоставляемую эмоциями. Например, Гринберг (2002) воспринимает жалобное хныканье «Почему я? » как «голос протеста» и говорит о том, что таким образом может выражаться нечеткая смесь гнева и грусти. Валидация для того, чтобы дифференцировать грусть («Конечно, вы ужасно разочаровались») и раздражение («До чего удручающая ситуация! ») может изменить переживания пациента и повлечь за собой другие эмоции и самоорганизацию, когда порыв к действию, обусловленный одной эмоцией, становится доминирующим и ведет к действительному совершению действия. Провоцирование адаптивной эмоции требует от психотерапевта убежденности в том, что первичная эмоция является адаптивной и приведет к полезным изменениям в поведении пациента. Психотерапевт должен противостоять искушению помочь пациенту избежать переживания грусти или отчаяния. Первичные эмоции похожи на «прожектор, который включается для того, чтобы показать нам, что проблема требует внимания» (Greenberg, 2002). Когда эмоция четко осознается, действие, к которому она склоняет, естественным образом используется для того, чтобы решить проблему.
«Обработка» эмоции требует времени. Как и варку картофеля, ее нельзя поторопить. Но этому можно помочь. Вы пытаетесь понять, каким образом уравновесить выражение сочувствия, поддержки и указание направления, в котором следует двигаться. Подтверждайте то, что испытывает пациент, уделяйте этому внимание, одновременно давая ясные указания о том, что делать дальше, и предлагая новые стратегии решения проблем, связанных с эмоциональными переживаниями. Предлагайте указания относительно «хода развития» эмоций, как обеспечивали бы инструкциями начинающего альпиниста, взбирающегося на крутую, технически сложную скалу. Вы видите, за что ему можно дальше хвататься, он — нет. Подскажите ему, за какой выступ схватиться, объясните, как перенести вес на левую ногу, чтобы он мог подтянуться и достать до выступа. Вам виден путь, которым ему нужно двигаться, чтобы избежать того места, где не за что зацепиться. Бессмысленно говорить пациенту о трех выступах впереди него на разной высоте — давайте указания тогда, когда он в них нуждается. Далее, если альпинист начнет паниковать, вам необходимо каким-либо образом завладеть его вниманием, несмотря на его дисрегулированное состояние. Иногда пациент настолько увязает в изолирующей, наводящей ужас уязвимости, являющейся вторичной задачей, что он или она, по сути, теряет связь с вашим к нему теплым отношением и поддержкой, иногда даже в вашем присутствии. Подобно терапевту из примера с Мией, возможно, вам понадобится убедиться, что пациент действительно ощущает, что вы хорошо к нему относитесь, и что связь между вами действительно существует, чтобы смочь вызвать достаточно адаптивную эмоцию и восстановить взаимодействие и дальнейшее обучение.
Таким образом, используя валидацию для того, чтобы вызвать у пациента адаптивную эмоцию, вы усиливаете его реакции в том контексте, в котором они отсутствовали, будучи необходимыми, помогая модулировать и видоизменять эмоцию. Валидируя сложную эмоцию, избегаемую пациентом, вы вынуждаете его более интенсивно контактировать с эмоциональным переживанием и его выражением, а также принимать и то, и другое. Это может быть резкий переход из одного состояния в другое, соединение расходящихся состояний, что является основой для изменения дезадаптивных эмоций (Greenberg, 2002). В ДПТ следует усиливать одновременно и способность эффективно менять эмоции, и способность принимать переживание эмоций. Данные стратегии валидации подробно рассмотрены в приведенном ниже клиническом примере. Вы сможете увидеть, как попытки пациента регулировать первичную эмоцию грусти приводят к проблемному поведению в виде самоинвалидизации, а также различные уровни валидации, ее цели, как и использование валидации в качестве спонтанной экспозиции и способа провоцирования адаптивной реакции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|