Эффект точной, аккуратной валидации
Валидация сама по себе облегчает физиологическое возбуждение. Другими словами, валидация напрямую регулирует эмоции (Shenk & Fruzzetti, 2011). Также валидация выявляет адаптивное реагирование, способное регулировать эмоции. Когда вы валидируете аккуратно и точно, то не только ослабляете возбуждение, но также провоцируете возникновение альтернативных реакций. Удачно сформулированная и эмоционально экспрессивная валидация вызывает новые, более адаптивные эмоции, что, в сущности, означает, что вся система пациента реорганизовывается. Подобно тому, как слова, подобранные великим писателем, вызывают те или иные эмоции, так и то, что говорит психотерапевт, способно спровоцировать у пациента разнообразные переживания. Можно сказать, что подобным образом мыслила психотерапевт, когда Миа говорила о том, что интервьюер был необыкновенно груб. Психотерапевт могла бы сказать, искренне и с чувством: «Какая досада! Вы так ждали этого собеседования, вы наверняка очень разочарованы». Как бы ответила Миа?
МИА: Да, очень! И это меня очень разозлило! Я нашла всю информацию об этой компании, какую только можно найти; я часами обсуждала с другом, что можно сделать с пробелами в моем опыте работы. А потом эта сволочь все портит! ПСИХОТЕРАПЕВТ: О, Миа, мне так жаль. Я знаю, что вы приложили столько усилий для того, чтобы подготовиться, и вы действительно очень ждали этого собеседования. МИА: Да… (На глаза наворачиваются слезы, когда она думает о том, сколько зависело от этого собеседования. )У меня просто больше не будет такой возможности, это то, что бывает раз в жизни. ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, это был уникальный шанс… МИА: (Глаза наполняются слезами. )
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Это действительно больно… Мм. Хмм.
Психотерапевт медленно подводит Мию к полному выражению ее первичной адаптивной эмоции разочарования. Миа начинает плакать и вздыхает. Психотерапевт также делает глубокий вдох, пользуясь моментом для того, чтобы оценить, как много усилий приложила Миа для того, чтобы подготовиться к собеседованию, а также предположить, насколько сильны были бы ее собственные эмоции, если бы возможность получить идеальную работу была упущена. Такая более полная оценка позволяет ей начать структурировать меры, направленные на изменения, которые были бы применимы к вспыльчивости Мии и неуравновешенности ее эмоций, а также к эмоциям любого другого человека, стоящего перед лицом подобной угрозы. Затем психотерапевт может продолжить:
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Знаете, сейчас у меня такое чувство, будто только что произошел взрыв, рев сирен затихает, а вы находитесь в центре всего этого. И хотя вы чувствуете себя опустошенной и плачете, вы держите наготове ваши пистолеты и будете стрелять, как только кто-то пошевелится. Я вас понимаю правильно? Опасность очень велика, вы в полной боевой готовности? МИА: (Кивает. ) Так оно и есть. (Поднимает палец, будто стреляя в психотерапевта. ) ПСИХОТЕРАПЕВТ: Так оно и есть. И мне хочется сказать: «Не стреляйте мне в голову! Я друг! » (Поднимает руки. )Прежде чем я скажу еще что-нибудь, мне бы хотелось попросить: «Послушайте, не стреляйте — хорошо? ». (Становится серьезной. )Я знаю, как сильно вы этого хотели, как много вы сделали, как много это для вас значит, понимаете?.. (Делает паузу, смотрит Мии в глаза. ) МИА: (Еще плачет, но улыбается и немного расслабляется. ) ПСИХОТЕРАПЕВТ: Можно мне опустить руки? Прежде чем мы станем на тропу войны, мне бы хотелось предложить одну идею… Вы не против? Вы со мной?
Когда психотерапевт валидирует, он или она может делать это такими способами, которые провоцируют и усиливают альтернативные адаптивные реакции в той же ситуации, в которой они отсутствовали при всей их необходимости. В определенный момент разнообразные сложные эмоции вспыхивают, одни в полную силу, другие слабее. Когда психотерапевт направляет внимание пациента и провоцирует возникновение адаптивной эмоции с помощью валидирующих комментариев, тогда, на самом деле, также направляются восприятие пациента, его ощущения, запоминание и порывы к действиям, связанные с данными эмоциями. Другими словами, валидация может повлечь за собой соответствующую полную реакцию, включающую в себя адаптивную эмоцию. Таким образом, более гибкая и адаптивная реакция может стать возможной в ближайшем промежутке времени. В вышеупомянутом примере использование валидации служит двум целям — снизить напряжение и спровоцировать возникновение адаптивных эмоций. Достижение данных целей делает возможным продуктивный разговор с Мией, пребывающей в эмоциональном, но не дисрегулированном состоянии.
Точная валидация может иметь невероятную силу, но иногда ее так же невероятно сложно применять, когда она наиболее необходима. Поэтому в данной главе будут подробно рассмотрены разнообразные подробности. Во-первых, в общих чертах будет описано, что следует валидировать в работе с пациентами, склонными к эмоциональной дисрегуляции. Затем будут предоставлены методические рекомендации по использованию стратегий валидации: (1) поиск предмета валидации; (2) «знай своего пациента»; (3) валидация того, что обосновано и резонно, инвалидизация того, что не обосновано и не резонно; (4) валидируйте на наиболее высоком возможном уровне. Помня о данных совместно используемых основных концепциях, рассмотрим, как следует применять валидацию для стабилизации эмоциональной регуляции, а также приведем в пример случай из клинической практики, иллюстрирующий совместное использование стратегий валидации и стратегий, направленных на изменения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|