Буддхиальные маркеры
Когнитивные буддхиальные маркеры это, с одной стороны, указания на устойчивость или длительность явления или процесса, о котором идет речь в трансляции, а с другой — отсутствие конкретных деталей и подробностей, связанных с текущим моментом времени: — Последние десять лет я на женщин всерьез не смотрю. (буд) — У меня есть муж и любимая работа. (буд) — Зачем, вообще, тебе деньги, Тигран? (буд) — Здоровьем не похвастаюсь, но уже на девятый десяток худо-бедно давно перевалил. (буд) Часто в буддхиальных фразах употребляются слова постоянно, давно, обычно, вообще, в принципе, исподволь: — По воскресеньям я обычно ходу в зоопарк. (буд) — Она постоянно чего-то ждет от меня — услуг, денег, комплиментов... (буд) Для буддхиальной трансляции типично обозначение чего-то ценного, устойчивого, глобально значимого — но не универсального; иными словами, буддхиальная трансляция принципиально содержательнее атманической — она выделяет тот или иной качественный аспект универсального целого (например, жизни человека или Вселенной): — Люциан — человек по природе своей не злой. (буд) — Я верю в Бога — но в науку тоже. (буд) — Вселенная материальна, но человек духовен и материален одновременно. (буд) — Меня зовут Антонина, работаю на фабрике с шестнадцати лет, мечтаю о большой дружной семье. (буд) Распространенный когнитивный буддхиальный маркер — ссылка на авторитет: — Я не ем сладкого — врачи говорят, что это вредно. (буд) — Зачем же так грозно на меня смотреть? Заратустра не велел обижать маленьких! (буд) Стилистические буддхиальные маркеры разнообразны; часто их назначение — повысить значимость трансляции, показать, что в ней идет речь не о чем-то проходном (в отличие от каузальной или тем более ментальной модальности), а о существенном, важном. Один из способов это обозначить — ввести широкий контекст, связать конкретное с общим:
— Я не хочу тебе уступить — но не потому, что сегодня у меня такое настроение, а в принципе: кто из нас главнее?! (буд) — Я не хочу связываться с Интернетом и вообще зависеть от компьютера: все машины — от дьявола! (буд) Для буддхиальной модальности характерно использование достаточно абстрактных понятий и широких обобщений — но не настолько универсально-бессодержательных, чтобы стать атманическими: — Животные, растения и минералы — младшие братья человека. (буд) — Купание полезно для здоровья. (буд) Буддхиальными маркерами часто служат такие выражения, как «ситуация должна созреть», «здесь нельзя торопиться», «это серьезная тема», «это сложный вопрос, требующий разностороннего рассмотрения», «здесь важны основания и предыстория», «обусловлено разными долговременными причинами и обстоятельствами», и т. п., то есть обозначение глобальной модальности в противовес локальной: — Твоя просьба купить велосипед — это серьезная тема. (буд) — Мое опоздание непростительно, но обусловлено разными долговременными причинами и обстоятельствами. мен (буд) Для буддхиальной речи характерен медленный темп, обилие значительных пауз, особые доверительные интонации, как бы приближающие партнера к протагонисту (атманические чаще отталкивают или по крайней мере держат определенную немалую дистанцию), отсутствие внимания к грамматике; упор делается на ключевых словах (обычно глаголах, прилагательных, наречиях или не слишком конкретных существительных): — (тихо) Я вообще человек такой... робкий... несмелый... с девушками вообще... опыта толком нет... боюсь не то сказать... обидеть легко... деликатная сфера... можно... иногда... приходить к вам и... советоваться? (буд)
Буддхиальная интонация — интимная, глубокая, серьезная, значительная, проникновенная, достигающая сердца партнера — если оно у него есть и если он не заблокировался намертво в каузальной или ментальной модальности. Буддхиальный взгляд — долгий, внимательный, проникающий, или глубоко ушедший внутрь себя, редко меняющий направление. Буддхиальные жесты медленные, выразительные, иногда с замиранием на месте: — Ну что же тут сделаешь; в жизни часто приходится покоряться судьбе (разводит руки широко в стороны и замирает в этом положении с выражением покорности на лице) (буд) Типичный буддхиальный жест — палец, торжественно поднимаемый вверх как указатель значимости сказанного, выходя смысл трансляции за сиюминутные каузальные рамки: — (значительно) Вассиан вернулся! (медленно поднимает вверх указательный палец) (буд) Для обращений в буддхиальной модальности характерно маленькое расстояние до партнера, часто протагонист находится буквально вплотную к нему. При этом может возникать и физический контакт, но поверхностный и имеющий преимущественно символический смысл (например, протагонист держит партнера за плечо). Фразеологические обороты и пословицы в буддхиальной модальности Всей душой Быть в доме хозяином Быть в своей стихии В честь старой дружбы Вершина служебной лестницы Душа общества Великие мира сего Из года в год Каузальные маркеры Когнитивные каузальные маркеры. В принципе слова отражают поток событий, но иногда прямо являются ими. Типичный пример — диалоги между хозяином и слугой: хозяин повелевает, слуга подчиняется: — Порфирий, принеси халат. (кауз) — Иду, барин. (кауз) Здесь слова прямо несут на себе каузальную энергию. Аналогичный пример — разрешение: — Виля, ты можешь съесть еще одну грушу. (кауз) Другой пример каузального маркера это объявление события: вот-вот грядущего или только что произошедшего и при этом прямо влияющего на каузальную (событийную) реальность протагониста или партнера: — (на концерте) А сейчас свою новую песню нам споет любимица публики Клависсия! (кауз) — (муж, приходя домой) Денег сегодня не принес. (кауз) — (придя из школы, родителям) Я сегодня опять случайно подрался и директор завтра вызывает вас в школу. (кауз)
Однако информация об отдаленных событиях и обстоятельствах, не влияющая прямо на жизненный поток человека, воспринимается им чаще всего в ментальной модальности, и этим объясняется ментально-каузальная амбивалентность многих трансляций информационного плана. (см. ниже). Распространенный когнитивный каузальный маркер — это модальность реализуемого намерения, когда протагонист показывает, что принял решение и уже начинает его выполнять: — Я ухожу, Прасковья. (встает и направляется к двери) (кауз) — Ну что ж, в таком случае я переезжаю к тебе прямо сегодня; машина меня ждет. (кауз) Агния, я не разрешаю тебе ехать неизвестно с кем на целых три дня. (кауз) Типично каузальные жанры трансляций — это (сиюминутные) просьба, требование, пожелание, разрешение, запрет, побуждение к действию: — Хорошо бы тебе извиниться, Эдуард. (кауз) — Харитон, давай сейчас пробежимся до Берты, а? (кауз) Стилистические каузальные маркеры. Есть вещи, которые происходят каждый день, но их трудно назвать словами литературного языка, и каузальный поток — типичная такая вещь. Человек может находиться в двух состояниях: или он живет (каузальный план), или думает (ментальный план), но жизнь иногда сопровождается речью, а мышление порой бессловесно, так что дифференцировка между каузальной и ментальной модальностями не всегда очевидна постороннему наблюдателю, но для самого человека разница обычно ясна. Как человек показывает, что он вовлечен в поток событий? Прежде всего, вероятно, отсутствием ментальных комментариев — слова, если они и используются им, играют подчиненную действию роль, поэтому каузальные трансляции часто эллиптичны (неполны с точки зрения грамматики) и содержат лишь необходимые слова, тесно связанные с происходящим в настоящий момент процессом: — Иди, Пафнутий. (кауз) — А почему я? (мен) — Иди, объяснять потом буду. (кауз) Для каузальной модальности у каждого человека есть характерные интонации — обычно собранные, энергичные, сосредоточенные на данном моменте времени и конкретной цели, которой он добивается. Не следует думать, что эти интонации обязательно несут в себе какую-то или определенную эмоцию — это не так, но каузальным трансляциям модальности свойственна особая энергия (ее часто называют словом «воля»), управляющая людьми или ситуациями, или, наоборот, демонстрирующая готовность человека адаптироваться к потоку событий (в частности, подчиниться внешней воле); обычно эту энергию характеризуют словами «твердо», «уверенно», «послушно»:
— (спокойно, тоном приказа) Почисти мундир, мерзавец! (кауз) — (истово) Слушаюсь, ваше высокоблагородие! (кауз)
— (твердо) Подойди ко мне, Бронислава. (кауз) — (послушно) Иду. (подходит) (кауз) Часто каузальная модальность обозначается быстрым ритмом (стаккато), или же резкими жестами (звуками), акцентирующими отдельные действия — таким приемом часто пользуются в цирке (где в принципе высока плотность каузального потока), когда, например, клоун регулярно теряет носовой платок, а тот каждый раз падает на пол с громким стуком. В конце каузальной трансляции часто стоит так или иначе стилистически выделенная «точка». — Вы меня все же выслушайте, Харитон! (стучит пальцем по столу) (кауз) — У меня денег нет, хоть зарежь! (делает рукой резкий жест поперек своего горла) (кауз) — Никуда я с тобой не пойду. Решил — и точка! (кауз) Вообще, акцент на физическом плане часто является признаком каузальной модальности — если, конечно, в принципе что-то происходит: — Ты мной недовольна, Беатриса? (мен) — Как бы я посмела? (размахивается и бьет об пол тарелку) (кауз)
— Выйди, Ангелина! (кауз) (молча выходит, аккуратно закрывая дверь) (кауз) Каузальная речь часто звучит с нажимом на партнера, но при этом относится к текущей ситуации, не затрагивая ни ее основ (предпосылок), ни возможных последствий: — (умоляюще) Почеши мне спинку, Вольдемар... скорее, между лопаток. (кауз) Каузальную модальность часто получают неожиданные, точные, уместные, остроумные реплики, вносящие интерес в разговор, хотя когнитивно они могут быть чисто ментальными — однако они переживаются как маленькие события в разговоре, и их хочется цитировать дальше (вообще, «событие» — это то, о чем можно рассказывать). Так устроены многие анекдотов: — Папа, почему я должен ложиться спать, когда так этого не хочется, и вставать утром, когда так замечательно спится? — Ну... понимаешь, Вовочка, есть такие вещи, которые нельзя объяснить, они просто есть — и всё тут — вот, например, почему мы моем руки каждый день, а ноги — никогда?
Каузальная модальность часто предполагает определенное ответное действие со стороны партнера, не сводящееся к чисто ментальному ответу: — Я прошу тебя, приготовь что-нибудь на ужин. (кауз) — Человеку свойственно питаться. (мен) Ключевые слова для каузальной модальности — «жизнь», «оживленность», и характерные каузальные признаки — сияющие или блестящие глаза протагониста, его интерес, увлеченность, вовлеченность, пристальное внимание к партнеру и стремление что-то в нем или для него изменить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|