Фразеологические обороты и пословицы в каузальной модальности
Бить баклуши Бить в набат Клюет, так не зевай! Наш пострел везде поспел Ахнуть не успеть Разрядить атмосферу Ментальные маркеры Когнитивные ментальные маркеры. К числу таких маркеров в первую очередь относятся выражения «я думаю», «я полагаю», «я предполагаю», «я понимаю», акцентирующие процесс мышления как оторванный от непосредственного бытия человека (то есть каузальной модальности): — Я думаю, что тебе не следует жениться, пока ты не достигнешь должного внутреннего равновесия, Харлампий. (мен) — Я так его понял, что на премию мне рассчитывать не стоит. (мен) Акцентированная ментальная модальность наблюдается в содержательных оценочных высказываниях, если только они не чересчур эмоциональны: — Учишься ты, моя Аделаида, так себе, на троечки. (мен) — В прошлом году наблюдался значительный спад интереса к информационным технологиям. (мен) — Блондинки меня интересуют меньше брюнеток — гораздо. (мен) Ментальная модальность свойственна аналитическим высказываниям, особенно использующим специальную терминологию: — Причины грядущей катастрофы стали понятны далеко не сразу, поскольку имманентный сложным глобальным системам холистический эффект долгое время нивелировался и затушевывался исследователями. (мен) — Таким образом, из вышесказанного вытекают нетривиальные далеко идущие выводы. (мен) Рационализации, объяснения, интерпретации, описания обычно апеллируют к ментальной модальности: — Ты простудился потому, что обмотал шарфом шею один раз, а не два, как я тебя просила, Виля! (мен)
— Ты почему так пристально на меня смотришь, Фалалей — думаешь, так запросто прощу? (мен)
— У него вокруг дома большой участок с соснами и березами, и пруд с карасями, и еще малина по краям вдоль забора растет. (мен)
— Папа, почему птицы клюются, а звери кусаются? (мен) — Дело в том, доченька, что зубы хотя и удобные, но очень тяжелые, и птице было бы трудно поднять их в воздух. (мен) Логические термины («поскольку», «следовательно», «значит», «если» и т. д.) обычно придают трансляции ментальную модальность или субмодальность: — Поскольку каждому зверю присущи свои индивидуальные особенности, то классификации видов всегда в какой-то мере условны. (мен) — Поскольку мама ушла, мы сейчас залезем в холодильник. кауз (мен) Ассоциативно-образное мышление, будучи оторвано от событийного потока, тоже придает трансляции ментальную модальность: — Знаешь, Филимон, ты удивительно напоминаешь мне сурка. (мен) — Все люди как люди, а мы — словно пара орлов на горной вершине. (мен) — Зачем мне лисья шуба?.. Я, конечно, не лиса, но и не рыба холоднокровная, чтобы зимой голой подо льдом плавать! (мен) Стилистические ментальные маркеры. К таким маркерам относится отстраненное отношение человека к происходящему, в частности, к тому, о чем он говорит; поэтому так называемый «академический» стиль разговора, без лишней вовлеченности и эмоций, является по духу своему ментальным. — (спокойно, уравновешенно) Мой коллега во многом прав в своей критике. (мен) Привлечение аргументов, причин и следствий или иных структур, а также поиск нужной точки зрения, даже просто упоминание о таком понятии часто придает трансляции ментальную модальность или по крайней мере субмодальность: — Мне хотелось бы услышать аргументы в пользу вашего решения, Филарет. кауз (мен) — С моей точки зрения, нам лучше бы отправиться на север, а не на юг. (мен) — Я ищу правильную формулу взаимоотношений внешнего и внутреннего мира. (мен) Типичным ментальным жанром являются рассуждения, отделенные от реального потока событий и не приводящие к решительным действиям:
— Свойственное древним римлянам гармоничное мировосприятие и практичность в большой степени было обусловлено ровным теплым климатом Апеннинского полуострова, отсутствием резких тонов в освещении не слишком жарким солнцем, то и дело скрывавшимся за легкими кучевыми облаками. Ментальные интонации ровные, «рассудочные», холодные — если их сравнивать с астральными, и спокойные и даже расслабленные, если сравнивать их с каузальными. Символом ментального тела в нашей культуре является голова, поэтому акцент на ней часто является косвенным ментальным маркером: — А ты уверен? (крутит пальцем у виска) (мен) Ментальные жесты плавнее каузальных и имеют тенденцию к сложности (например, рисование пальцем в воздухе хитрых загогулин). Ментальный взгляд «умный», «понимающий», но не гипнотический; возможно, углубленный в себя, но не слишком глубоко — видно, что человек задумался, но не в трансе. Фразеологические обороты и пословицы в ментальной модальности Беседа за круглым столом Быть в здравом уме Быть в черном списке Не в своем уме Как дважды два четыре Выше понимания Другими словами Короче говоря Между прочим Если бы да кабы Ни малейшего представления Рано или поздно Вдоль и поперек Альфа и омега Не мудрствуя лукаво Астральные маркеры Когнитивные астральные маркеры это не слова, означающие эмоции («радость», «гнев» и т. п.), а междометия и восклицания, в которых эти эмоции проявляются: «Ах!», «Ух!», «Эх!», «Ой!» и т. п. Важным «когнитивным» маркером астральной трансляции является отсутствие (или минимальное количество) в ней непосредственного смысла или его самоочевидность для протагониста: тогда на первый план часто проступает эмоциональная составляющая. Стилистические астральные маркеры это в первую очередь интенсивные интонации, вообще экспрессивное поведение, энергично выражающее то или иное чувство; в письменной речи, например, в текстах пьес, астральные реплики героев обычно снабжаются авторскими пометками с названием соответствующей эмоции: — (злобно) Ну-ну! (аст) — (радостно) Ах! Как здорово! (аст)
— (уныло) Как сказать... (аст) Распространенным астральным маркером является повторение, иногда с незначительными вариациями, сл о ва или темы, так что они теряют свое информационное значение, но эмоционально усиливаются: — (возмущенно) А я спать не хочу! НЕ ХОЧУ — и всё! (аст) — (восхищенно) Ты представляешь, вчера ко мне Порфирий подошел. Порфирий! Подумать только — сам Порфирий! (аст) Стилистическими астральными маркерами являются многие «выразительные» слова, обозначающие различные чувства или связанные с ними, и предполагающие произнесение с соответствующими интонациями (если эти чувства не выражены интонационно, то астральной часто оказывается субмодальность): — (нежно) Здравствуй, мой дорогой Антоний! (аст) — (спокойно) Здравствуй, мой дорогой Антоний! кауз (аст) — (гневно) Я недоволен тобой, Клава! (аст) — (спокойно) Я недоволен тобой, Клава. мен (аст) — (раздраженно) Это не квас, а отрава. (аст) — (спокойно) Это не квас, а отрава. мен (аст) Для астральных трансляций характерно логическое ударение на неключевых словах, особенно почти (или вовсе) лишенных смысла: «всё», «такой», или на словах-усилителях: «очень», «крайне», «необыкновенно», «исключительно», «ужас», «страсть» и т. п.: — Он у меня ТАКОЙ хороший! (аст) — А я приду к нему — и всё! Куда он от меня денется? (аст) — Это необыкновенный, исключительный кот! (аст) — Ну, ты меня развеселил! Чрезвычайно! (аст) — За последнюю неделю ты мне ужас как надоел! (аст) Астральную модальность часто получают реплики, в которых интонационно акцентированы качественные оценочные характеристики: — (укоризненно) Это нехорошо, Аделаида, некрасиво. (аст) — (восхищенно) Супер! Класс! Ништяк! (аст) — Красота! Красотища! (аст) — Одним словом — лабуда, говно! (аст) Эмоциональный акцент в русском языке часто создается с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов; иногда при этом возникает астральная модальность, иногда — субмодальность: — (нежно успокаивая) Ну Машенька, Манечка, Манюнечка, заинька моя ласковенькая... (аст) — Ты ротище-то свой на чужих девок не разевай! буд (аст)
— Но усищи у него — страсть! мен (аст) Астральным трансляциям часто сопутствует энергичная быстрая жестикуляция и такая же мимика, а также выразительные взгляды, как бы поддерживающие эмоцию; однако, как правило, взгляд несет скорее каузальную, чем астральную энергию. Энергичная гримаса или жест часто несут б о льшую энергию, чем слов а, и тогда даже содержательную трансляцию (когнитивно — ментальную или каузальную) превращают астральную (с соответствующей субмодальностью): — Так ты идешь со мной? — (с гримасой отвращения) (нехотя) Иду. аст (кауз)
— Неужели тебе не понравилась моя новая юбочка? — (с унылым лицом) Нет... аст (мен)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|