Шаг за шагом к самоуправлению
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Азбука ученического самоуправления Вместо вступления В современных условиях, когда большинство школ встали на путь демократизации, необходимо дать большую свободу деятельности ученикам как субъектам учебно-воспитательного процесса. Условиями для развития самоуправления (УС), в том числе и ученического, будут следующие моменты: · школа хочет реформ, хочет идти по пути демократизации, · администрация выражает готовность поддержать новое дело, расширить и закрепить права детей, учителей и родителей, · педагогический коллектив, в первую очередь классные руководители, поддерживают идею, · учащиеся неоднократно выражают готовность реорганизации школьной жизни, предлагают проекты, участвуют в коллективной творческой деятельности · в школе благоприятный психологический климат, · родители проявляют интерес к учебно-воспитательному процессу, · в школе существуют традиции, ритуалы. Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. В режиме самоуправления взаимодействует коллектив людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о способах и средствах реализации поставленных целей. Кроме того, самоуправление – важнейшее средство социализации детей, на его основе формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг, и ответственности за эти события. В процессе совместной деятельности детей и взрослых возникают особого рода отношения, которые придают этому взаимодействию характер сотрудничества. Детское самоуправление – это возможность самим подросткам планировать, организовывать, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. С помощью этой методики дети пробуют себя в роли взрослого, накапливают опыт преодоления трудностей социализации, развивают чувство ответственности за свои действия и за благополучное, комфортное состояние других.
Самоуправление – сокращенное словосочетание “самодеятельное управление”: · способ и форма организации жизнедеятельности детей; · структура отношений, одна из форм управления коллективом, развитием этого коллектива, когда предпочтение отдается демократическому, свободному типу взаимодействия; · самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива. Оно возможно при реализации самоанализа, самоконтроля и самоустановок, сделанных учащимися по отношения к своей деятельности или коллективу; · участие школьников в управлении собственными делами; · демократическая форма организации коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Самоуправление строится на основе четырех «сами»: ü сами планируем; ü сами придумываем; ü сами проводим; ü и сами анализируем.
Но, не имея достаточного опыта организаторской и самоуправленческой деятельности, подростки не могут сами, без помощи и поддержки взрослых, построить жизнь в отряде. Таким образом, одной из задач органов самоуправления будет являться – научить ребенка самоуправляться, управлять Самим Собой. Для этого: ü нужны определенные ситуации, в которых воспитывались бы его волевые качества (саморегуляция, самоконтроль). ü должны быть заложены возможности для самопознания; ü должен развиваться опыт деятельности в различных макросоциальных ролях (лидер, ведомый, наставник); ü важно создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и взаимоподдержки между детьми.
Необходимо внедрять самоуправление, которое поможет вовлечь в коллективную деятельность, интересную, культурную. Даст ученикам возможность полноценного общения между сверстниками, творчества, управления жизнедеятельностью школы, реализации своих прав, выполнения обязанностей; даст возможность ощутить свою роль, место, реализовать себя, отвлечет от улицы, где тоже создаются «коллективы» единомышленников, но только часто нацеленных на антиобщественные дела. Советы самоуправления - первые помощники заместителя директора по воспитательной работе по организации внеурочной деятельности, благотворительных акций, наведения в школе порядка и чистоты. Необходимо найти руководителя органа самоуправления из числа учителей. Лучший вариант - старший вожатый. Доверьте детям (особенно старшеклассникам) проведение и организацию школьных праздников, шефской работы, организацию самообслуживания, порядка и безопасности, тимуровскую работу Шаг за шагом к самоуправлению Вы пришли к выводу, что самоуправление Вам необходимо. С чего же начать? Для начала осознать, что само по себе самоуправление школой триедино, то есть не мыслимо без участия трех сторон: педагогического коллектива, учеников, родителей. Формирование педагогического коллектива – одна из основных задач директора. Работа с родителями в основном осуществляется классными руководителями и директором. А вот организовать деятельность учащихся в этой области – задача заместителя директора по воспитательной работе и вожатого. Итак, как организовать ученический совет. Первый шаг: вовлечение детей. Задача этого этапа формирования школьного ученического самоуправления – мотивация детей к проявлению активной жизненной позиции, к участию в управлении школой. Ваши действия будут максимально успешны, если применять различные формы вовлечения учащихся. Способы запуска ученического самоуправления могут быть такими: · объявление; · информирование классных руководителей; · по результатам обучения в “Школе организаторского мастерства”; · по результатам конкурса “Лидер школы”; · по активности в участии воспитательной деятельности школы;
· по способностям и желанию; · ролевая игра “Выборы” и т.д. с о в е т: но лучше в комплексе, т е 3-4 способа. В этот период важна работа классных руководителей, которые не назначают от класса Иванова Колю, потому что он хорошо учится, а организуют в классе выборы с тайным голосованием. Объясняют, что нужен такой человек, который бы был связующим звеном между Советом школы и классом, выражал, отстаивал бы идеи класса и предложения и доводил до сведения класса решения Совета. Собрание не должно быть обязательным для всех, это значительно снижает активность детей, их мотивированность, желание раскрыть творческий потенциал. Основой школьного совета должны, прежде всего, стать дети подросткового возраста (8 – 9 класс), так как у них уже формируется личностная гражданская позиция, они с наибольшей вероятностью проведут в школе еще несколько лет. Кроме того, дети этого возраста входят в противоречие с окружающим миром и активно ищут способы преобразования жизни. Не всегда эти способы носят адекватный характер, всем известно, какими бывают встречи ребят этого возраста вне школы, и чем сопровождаются. Часто подростки не находят возможности положительного выхода своих притязаний на общественные изменения, и никто не предлагает им никакой альтернативы асоциальным действиям. Следовательно, грамотно построенная работа совета решает еще и серьезную воспитательную проблему, более того самым продуктивным путем – путем переживания личного социального опыта. Второй шаг: первое общее собрание «Хотим перемен, или проблемы волнующие учеников». На первом собрании самое важное представить учащимся возможность оказывать реальное влияние на жизнь в школе и включить ребят в дискуссию, что, на их взгляд, требует в школе перемен. Как показывает опыт работы, такая вводная беседа за круглым столом весьма продуктивна. Сначала, как правило, возникают вопросы организации досуга, но затем ребята затрагивают ряд серьезных проблем, часть которых может быть полностью скрыта от взрослых. Так, например, на одном из таких собраний ученики подняли вопрос подготовки к ЕГЭ и внесли очень интересное предложение.
Третий шаг: Выбор структуры совета. После того, как учащиеся приходят к тому, что в их школе есть проблемы, разрешимые их силами, можно говорить о том, как их разрешить. Для этого выбирается структура школьного ученического совета и метод ее создания. Реально существующие модели ученических советов вы можете предложить на суд учащимся или разработать свою на безе предложенных. Структура выбрана, как же ее воссоздать. Есть три пути. Первый, наиболее простой, - членов совета выдвигают взрослые. Второй – инициатива полностью в руках детей. И третий, наиболее демократичный, вся школа вовлечена в выборы членов совета. Есть интересный опыт работы в одной из школ Москвы: выборы явились максимально достоверной моделью выборов руководства страны. Избранию предшествовали сбор подписей, агитация; для выборов была разработана бюллетень; и конечно выбирали всей школой (учащиеся, родительский комитет и педагогический коллектив). Для учеников, на наш взгляд, это интереснейший социальный опыт, и, что подтверждено практически, более ответственное отношение к «занимаемому посту». Учителя же получают возможность увидеть знакомых им ребят с неожиданной стороны. Опыт этой школы дал начало идее создания в ряде школ округа школьных дум, через социальную игру. Четвертый шаг: Организация работы совета. Избранные члены совета распределяют свои обязанности. Создается несколько секторов, каждый из которых занимается определенной проблемой (учебной, организационной, спортивной и т. п., в зависимости от потребностей и специфики школы). Каждый из секторов имеет своего руководителя (из среды учеников), который представляет работу своего подразделения на общем заседании. Выбранная структура моделируется под особенности и традиции образовательного учреждения. Пятый шаг: положение о совете. Первое, что должно быть принято на заседании совета, положение о его деятельности (или устав) с указанием целей, задач, направлений и планов работы. Каждый сектор обсуждает это автономно, а на заседании создается общий документ. Наличие положения дисциплинирует ребят, организует их деятельность, показывает педагогическому коллективу серьезность их намерений. Не интересна игра в совет, ученики очень быстро почувствуют фальшь. Зато доверие со стороны педагогов учащиеся оценят высоко. Пригласите руководителя совета со стороны учеников на педагогический совет, предоставьте ребятам самим исполнить принятое решение, возникающие проблемы разрешайте вместе, и вы увидите коллектив единомышленников работающих на благо школы.
Устав или положение, разработанное детьми, должно быть обязательно утвержден директором, формирование совета закреплено в приказе по образовательному учреждению.
Шестой шаг: оценка деятельности. Оценка деятельности совета на каждом этапе элемент необходимый. Грамотно выстроенная и мотивированная оценка становится отправной точкой следующего этапа без потери энтузиазма учащихся. Какие бы проблемы ни возникали, существует простейшая схема анализа, которая не позволяет опускать руки. «+», «-», «+» – сначала обсуждаем положительные стороны работы (они есть всегда!), затем отрицательные, затем снова положительные. Важно на каждом заседании вести протокол, чтобы всегда иметь письменный документ о принятых решениях и реально осуществленных делах. Седьмой шаг: взгляд со стороны. Сторонние наблюдатели оценивают работу ученического совета по реальным делам. Поэтому, мало красиво и правильно говорить, совершать некие действия, необходимо уметь представить свою работу (стенд, газета, радиопередача, сайт и т.п.). Умение всесторонне показать реально достигнутое, может послужить достойным ответом на протест в отношении сообразности работы совета. Первые шаги сделаны. Теперь вернемся к самому началу, к термину самоуправление. На наш взгляд более правильно говорить о «соуправлении» – совместном управлении школой педагогическим коллективом, учащимися и родителями. Ведь только при этом условии после робких первых шагов ученический совет может пойти твердым шагом. Стать для педагогов не обузой, а союзником в осуществлении всех школьных дел. Принципы самоуправления Самоуправление строится на основе следующих основных принципов. 1. Принцип педагогического руководства означает, что педагогическое руководство обеспечивает развитие детского самоуправления. В отряде этот принцип осуществляет отрядный вожатый. 2. Принцип предметной деятельности – самоуправление как система строится в активной деятельности детей, деятельностью регулируется и направляется. Педагогический смысл имеет только та деятельность, которая обеспечивает нравственное развитие, моральное вызревание ребенка. 3. Принцип единого планирования означает, что в отряде создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями и организаторами которого являются сами органы самоуправления. Таким планом является в отряде план работы (план – сетка) отрядной работы. 4. Принцип выборности и составленности органов самоуправления. В одни органы его члены будут избираться, в другие входить - согласно структуры и функций органов самоуправления. 5. Принцип сменяемости функций руководства и подчинения с определенным сроком (например, до середины смены) и сменяемости видов деятельности тоже в определенные сроки. 6. Принцип построения самоуправления снизу в вверх означает подчинение всех органов самоуправления высшим структурам. 7. Принцип участия означает необходимость развития у всех детей опыта участия в деятельности органов самоуправления. 8. Принцип согласия заключается в том, что при возникновении разногласий еще до принятия решения необходимо находить общие точки соприкосновения и выстраивать общее решение исходя из этого. После же его принятия действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.
Этапы развития ученического самоуправления: 1 этап. Зарождение (его состояние характеризуется вопросами “что делать?”, “как делать?”. Главное – учащиеся сами ищут пути достижения поставленных целей). 2 этап. Самосовершенствование (характеризуется: высокой мобильностью, всеобщей вовлеченностью, абсолютной самостоятельностью). 3 этап. Становление (характеризуется наличием мотива достижения единой цели). Функции ученического самоуправления могут быть такими: · аналитическая – анализ мероприятий; исследование процессов, происходящих в детских коллективах, обобщение результатов. · диагностическая – изучение запросов учащихся; прогнозирование деятельности ученического самоуправления. · творческая – подготовка мероприятий для учащихся школы, организация внеклассной жизнедеятельности самих участников ученического самоуправления; поддержка инициатив отдельных ребят, групп, коллективов. · организаторская – организация и проведение дел, дискуссий, собраний, конференций, экскурсий, капустников, “свечек”, праздников, создание совета дела. · координационная – координация деятельности первичных, постоянных и временных групп ученического совета; своевременное информирование. · обучающая – учеба школьного актива, работа с творческими группами и советом дела. · информационная – обеспечение гласности в деятельности ученического самоуправления (газеты, открытые собрания). · посредническая – установление отношений между ученическим самоуправлением и общественными объединениями района и города. · защитная – защита интересов школьников; · финансовая – создание материальной базы ученического самоуправления. Органы самоуправления В дружине могут действовать как постоянные, так и временные, как высшие, так и исполнительные органы самоуправления. Высшим органом самоуправления в коллективе является – общий сбор. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в отряде, дружине. На сбор отряда можно вынести проблемы взаимоотношений, благоустройства, организации досуга, труда, конкретных дел. На сборе выбирается актив, утверждаются советы дела, анализируется работа отряда, определяются направления деятельности, утверждаются планы. Сбор может проходить в различных формах. Наиболее интересными и эффективными являются формы, в основе которых лежит диалог, обмен мнениями, взглядами, точками зрения и т.д. Вожатому нужно учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слово, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективные решения, с уважением относиться к мнению большинства. При выработке решений сбора, педагоги должны учитывать следующее: · решение должно быть конкретным и всем понятным; · не стоит принимать громоздких решений; · формулировка должна быть краткой, четкой; · решение должно содержать конкретные сроки его выполнения и отчета перед детским коллективом. Наряду с постоянными органами самоуправления могут создаваться и временные, такие как «совет дела», «инициативная группа», «творческая группа» и т.д. При организации временных органов самоуправления нужно учитывать то, что: · создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед всем коллективом; · решение о создании этих органов принимает детский коллектив или органы самоуправления; · в состав временного органа самоуправления входят дети, которые участвуют в решении данной задачи; · при выполнении задачи они должны отчитаться перед коллективом; · осуществив решение задачи, временный орган самоуправления прекращает свое существование.
Если Совет 5-11 классов, то в штаб входят представители разных классов, не менее чем 3 чел. В Совет также входит и на первом же заседании выбирается Председатель и его заместитель, но они не входят в штабы по направлениям работы. В ученический Совет также могут входить представители других объединений школы, Совета музея, клубов. Заседания Совета проводит председатель или его заместитель. Собирается совет не реже одного раза в месяц и по мере необходимости. Вся документация по деятельности органа самоуправления ведется секретарем или Председателем. Хранится документация у руководителя Совета самоуправлением, по необходимости копируется для председателя. Взаимоотношения с администрацией в демократической школе строятся на принципах партнерства. Совет – это не орган при администрации, не его инструмент, а партнер, несущий ответственность за результаты своей работы. Следующим этапом действий будет планирование - «мозговой штурм». Каждый штаб дает свои предложения в план работы школы. Учитываются предложения классных коллективов и других детских объединений. Всегда оставляем право выбора за детьми, но учитываем посильность дел, традиции школы. На этапе становления самоуправления возможно выполнение плана, предложенного взрослыми, с учетом предложений детей. В дальнейшем дети сами осуществляют планирование своей деятельности. Предложения по планированию от органа самоуправления входят в общешкольный план воспитательной работы, который, если в школе есть Совет школы (учителя, ученики, родительская общественность) обсуждается и утверждается на одном из первых заседаний года. Если такого органа, как Совет школы, нет, то его необходимо создать, так без него процесс демократизации школы не пойдет, соуправление будет неполным. Анализ дела обязательно проводится на заседании УС. Анализ деятельности Совета самоуправления по направлениям - в конце года на ученической конференции или ученическом собрании. На этом собрании выступают представители штабов с отчетом о своей деятельности или председатель совета со сводным отчетом. Оценивается деятельность Совета по итогам года. Обязательно выражаются благодарности за работу лучшим группам, классам, объединениям школы, ученикам, кураторам. Можно заканчивать учебный год конкурсом «Лидер года» (учеников-организаторов, объединений), который будет тоже являться подведением итогов года. Работа ученического Совета должна отражаться в СМИ школы. Возможно создание уголка «Вести Совета». Пишите о своих успехах и трудностях в районные газеты, ищите единомышленников в школах своего района, округа. Развитие ученического самоуправления и соуправления - это реформа школы, где вместо Правил для учащихся вырабатывается Кодекс чести ученика, учителя, родителя. Где законодательно закрепляется форма взаимоотношений в школе. Где расширяются права ученика на выбор. Где действует педагогика сотрудничества, сотворчества, сопричастности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|