Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки успешности работы вожатого.




В процессе работы в детском лагере вожатый должен проявить знания в области педагогики и психологии, методов работы с детьми разного возраста, умения применять теоретические знания на практике. Администрация оценивает следующие умения:

ü использовать на практике знания психологических и возрастных особенностей детей и подростков.

ü выполнять требования охраны труда и техники безопасности,

ü проводить диагностику,

ü привлекать детей («застенчивых», «одиноких», «закомплексованных» и др.) к досуговой деятельности,

ü разрешать нестандартные ситуации,

ü подчиняться решению администрации,

ü проявлять свои способности в объединении детей,

ü планировать и реализовывать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с детьми,

ü принимать ответственность на себя,

ü проводить самоанализ и самооценку совместной деятельности.

 


 

Определение привлекательности для ребенка группы сверстников.

«Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий Ваше мнение».

I. Как Вы оцениваете свою принадлежность классу?

1. Считаю себя активным полноправным членом коллектива. (5)

2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня. (4)

3. Участвуют примерно в половине дел класса. (3)

4. Не чувствую привязанности к классу и в делах класса участвую редко. (2)

5. Делами класса не интересуюсь и участвовать в них не желаю. (1)

II. Хотели бы Вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1. Очень хотел бы. (1)

2. Скорее всего перешел бы, чем остался. (2)

3. Не вижу никакой разницы. (3)

4. Скорее всего остался бы в своем классе. (4)

5. Очень хотел бы остаться в своем классе. (5)

III. Взаимоотношения учащихся в Вашем классе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такие же, как в большинстве других классов. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

IV. Взаимоотношения школьников Вашего класса с учителями.

1. Лучше, чем в большинстве других классов. (3)

2. Такие же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

V. Отношение школьников Вашего класса в учебе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такое же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

В скобках даны балльные оценки ответов.

О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.

1. Подсчитывается сумма баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5- самая неблагоприятная – до 18 баллов – самая высокая оценка привлекаемости коллектива.

2. Анализируются дети с крайними оценками.

3. Рассматривается распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить проблемы. Являющиеся источниками напряженности в коллективе работ.

А н к е т а

«Взрослые в твоем ребячьем объединении»

Как заполнить анкету: Читайте внимательно вопрос за вопросом. Прежде, чем ответить подумайте. На вопрос отвечайте «да» или «нет».

Ты 1 – мальчик 2 – девочка

1. Он всегда в центре внимания.

2. Тому, что он говорит, всегда веришь.

3. Он готов сделать все сам, за всех.

4. Он говорит так, будто повелевает.

5. Ему можно доверить свои планы.

6. Глядя на него, как будто заряжаешься какой-то энергией.

7. С его мнением всегда хочется согласиться.

8. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя.

9. Ему нравиться всех учить.

10. С ним как-то спокойно.

11. То, что он предлагает, всегда хочется сделать.

12. Когда что-то сделаешь, хочется услышать его оценку.

13. Он всегда предлагает готовый план занятий или действий.

14. Ему не нравится когда, ему возражают.

15. Он всегда придет на помощь.

16. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься.

17. Неприятно, если его в чем-то подведешь.

18. Его предложения редко чем можно дополнить.

19. Он всегда уверен в своей правоте.

20. Он способен разделить с ребятами радости и горести.

21. Когда он с ребятами, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить.

22. Хочется знать, как бы он поступил на твоем месте.

23. Он всегда заботлив и внимателен.

24. По каждому поводу он высказывает свою оценку.

25. От него всегда ожидаешь дружеской поддержки.

26. Если ребята ссорятся, он всегда примирит.

 

 

К Л Ю Ч К А Н К Е Т Е.

«ДРУГ» 5. Ему можно доверить свои секреты. 10. С ним как-то спокойнее. 15. Он всегда придет на помощь. 20. Он способен разделить с ребятами радости и горести. «ЛИДЕР» 1. Он всегда в центре внимания. 6. Глядя на него как будто заряжаешься какой-то энергией. 11. То, что он предлагает, всегда хочется делать. 16. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься? 21.Когда он с ребятами, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить. «НЯНЬКА» 3. Он всегда готов сделать все за всех. 8. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя, защитив детей. 13. Он всегда предлагает уже готовый план занятий или действий. 18. Его предложения редко чем можно дополнить.   «РЕФЕРЕНТНОЕ ЛИЦО» 2. Тому, что он говорит, всегда веришь. 7. С его мнением всегда хочется согласиться. 12. Когда что-то сделаешь, хочется услышать его оценку. 17. Неприятно, когда его в чем-то подведешь. 22. Хочется знать, а как бы он поступил на твоем месте. На него хочется быть похожим. «ПЕДАГОГ-МАНИПУЛЯТОР» 4. Он говорит так, как будто повелевает. 9. Ему нравиться всех учить всему. 14. Ему не нравится, когда ему возражают. 19. Он всегда уверен в своей правоте. 24. По каждому поводу он высказывает свою оценку.  

 


 

Комната старшего вожатого

Вожатская комната включает в себя следующие блоки:

1.Информационный блок.

В этом блоке размещается информация о детском движении: общественных объединениях школьного, районного и окружного уровня, структуре ученического самоуправления образовательного учреждения. Здесь же содержится и регулярно обновляется информация о предстоящих и прошедших делах и проектах этих структур. Кроме того, в этом блоке каждый обучающийся может найти или представить информацию о добровольческих акциях, интересных встречах и других социально значимых событиях.

2.Блок самовыражения обучающихся.

Здесь располагается стенд для организации авторских выставок, выставок творчества (по инициативе обучающихся), для эмоционального самовыражения (лист «Хочу сегодня поблагодарить…», «Удивляюсь…» и т.п.). В этой зоне также может быть размещен ящик для закрытых опросов.

3.Организационно-деятельностный блок.

Пространство, оснащенное необходимой аппаратурой (музыкальный центр, компьютер) и мебелью (письменный стол, стулья и т.д.) для самостоятельного решения организационных вопросов учащимися.

4.Блок релаксации.

Предполагает организацию пространства для непосредственного общения обучающихся в свободное от учебы время, дискуссий, уединения, эмоциональной разгрузки, настольных игр.

5.Блок атрибутики и истории детского движения.

Блок, где располагается атрибутика значимых для обучающихся организаций и объединений ОУ, грамоты за командные победы, фотографии. Регулярно обновляемый стенд, где размещаются поздравления со знаковыми событиями, победами, достижениями.

Рекомендации к созданию

Учитывая специфику образовательных учреждений Центрального округа, а именно недостаток помещений для создания вожатской комнаты, рекомендуется использовать зонирование. Для организации пространства можно использовать рекреацию, ее часть, часть коридора, совместить вожатскую комнату с учебным кабинетом.

При этом зонирование не предполагает обязательного ограничения места через конструирование дополнительных стен, достаточно зрительного выделения (например, окрасить стены, создать единый стиль оформления).

Не рекомендуется совмещение вожатской комнаты с учительской комнатой, кабинетом психолога, музеем или профориентационной комнатой т.к. вожатская комната должна стать открытой зоной для доступа каждого учащегося, что может помешать функционированию этих кабинетов.

Структура организации вожатской комнаты может быть дополнена в соответствии с особенностями и традициями образовательного учреждения.

 


 

Первые шаги вожатого

Вы пришли в школу, вышли в коридор на перемене, а там столько детей! Что с ними делать? Как их всех запомнить? Как узнать, чего они хотят? И вы схватились за голову – столько вопросов!

Во-первых, не паниковать!

Во-вторых, улыбнуться! У М.М.Пришвина есть маленькая сказка-притча: «Шел великан, слушал, склонившись, маленького и улыбался рассказу во всю свою широкую добродушную морду. А когда встречался прохожий, то великан смотрел на него, не снимая улыбки, и тот с удовольствием ему улыбкой ему отвечал».

А в-третьих, запомнить некоторые секреты вожатского успеха.

1. Дети не любят, когда их называют детьми.

Даже маленькие. Попробуйте в своей речи несколько раз употребить это обращение («Дети, собираемся на концерт», «Дети, сейчас мы разучим новую песню») и вы обнаружите, как между вами и малышами возникнет холодок отчуждения и разобщенности. А причина этого кроется в том, что если они – «Дети», то вы – «Взрослый», а потому вам нет места в стране детства, вам не откроют секреты, не доверят тайны. Да и вообще, о чем и на каком языке с вами – взрослыми – можно говорить?

Как же тогда обращаться к детям, если они взаправду всего лишь дети?

(вожатые-новички предлагают свои варианты, записать их на доске)

ü ко всем (т.е. во множественном числе):

ü ребята, ребятушки

ü друзья, други мои, друзья мои

ü народ, люди

ü родные мои, братья и сестры

ü пацаны, девчонки, парни

ü милостивые государи и государыни,

ü любезные сеньоры и сеньориты,

ü уважаемые судари и сударыни,

ü братцы-кролики, свободные волки, Мумми-тролли

ü гвардейцы, земляки, братья-славяне

ü мужики, мужички, молодые люди

ü красавицы, барышни, мадмуазели

ü персонально (т.е. в единственном числе):

ü дружок, голубчик, солнышко

ü вот что, уважаемая…

ü это где ж тебя так, родной ты мой…

ü знаешь ли, милейший…

ü по имени (!!!)

При персональном обращении лучше всего пользоваться именами (а не фамилиями!), причем девчонки, да и мальчишки порой тоже не возражают, если их имя будет произнесено с уменьшительно-ласкательным суффиксом

(«Как звала меня мама»)

Но ведь детей так много! Как же запомнить их имена?

Тем, у кого замечательная природная память, эта проблема вообще не понятна – они сразу могут запомнить, кого и как зовут, уже в момент знакомства. Но тем, кто подобной способностью похвастаться не может, нужно приложить все старания и немало усилий, чтобы различать детей и не путать их имена. Существуют приемы и способы быстрого запоминания.

Во-первых, бейджи, визитки.

Во-вторых, можно подстраховать себя подсказками: например, составить схему, где находятся кабинеты классов, в которых учатся те или иные дети, можно вместе с классным руководителем составить схему, кто где сидит на уроке, с кем дружит.

Имена можно запомнить и в процессе игры. Есть специальные игры на знакомство.

(С вожатыми провести 2-3 игры на знакомство:

«Снежный ком» - сидя в круге, повторить имена уже назвавшихся и назваться;

«Алфавит»: построится в шеренгу по алфавиту имен;

«А я заяц» - описание игры см. ниже).

Но сгодятся и любые другие игры. Ведь в игре ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера, а, как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, о его поступках.

Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно просто откровенно поговорить с ним минут пять. Манера говорить, отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз – все эти детали, если, конечно, обращать на это внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.

Но самое главное – это настроиться на запоминание! Иначе ничего не по-может.

А для проверки использовать такое упражнение: поздно вечером возьмите список детей и, читая фамилии, мысленно представляйте, как выглядит этот ребенок. Если одна-две фамилии не рождают никаких ассоциаций, дайте задание себе на утро: встретиться с этими ребятами и запомнить их.

(игра «Буква-качество»: на первую букву своего имени

(соседа слева/справа) назвать свое (его) качество)

2. Узнайте, как можно больше о детском объединении.

И лучше это сделать с детьми – пусть они вам расскажут, какое детское объединение существует в школе, какие есть символы, какие традиции уже сложились, какие дела были сделаны, в каких ребята участвовали, какие им за-помнились больше всего. Не важно, насколько эта информация скудна или богата – пробелы в своих сведениях вы пополните за счет документации. Зато таким образом вы не только еще ближе познакомитесь с детьми, но и сможете определить, насколько ребята активно участвовали и хотят ли дальше участво-вать в делах детского объединения. А от этого зависит планирование вашей дальнейшей работы.

3. Планируйте дела вместе с детьми.

Привлечь детей к планированию можно несколькими способами.

ü Разбейте ребят на группы (т.н. звенья). Вручите каждой группе 5 листочков, на каждом – название какого-то дела, которое вы уже заранее запланировали (т.е. поставили в план работы детского объединения). У всех групп названия могут быть разные, а могут и повторяться. Задача ребят: из пяти дел выбрать только два. Это очень сложно. Поэтому к вам начнут подходить за разъяснениями и даже советом. Но не навязывайте им своего мнения. Предварительно объявите общий сбор, обозначив время и место встречи. На сборе дайте слово каждой группе, попросите ребят пояснить, почему именно эти дела для них привлекательны – пусть ребята учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров групп и на их глазах составьте план дел, только что утвержденный всеми вместе. И хотя фактически этот план на 100% будет плодом вашей фантазии, дети будут считать его своим. Так происходит всегда, когда детям предоставляется право выбора и этот выбор они осуществляют самостоятельно.

ü Для более старших ребят можно предложить другой прием. Честно и без лукавства сказать им: «Я не хочу вас обманывать. Я, конечно же, придумала, что включить в план работы нашего детского объединения. И пример-ный план я составила. Я не считаю, что он получился безукоризненным. А потому хочу посоветоваться с вами. Сейчас я расскажу, что хотела бы предложить вам предложить, потом вы соберетесь по группам и обсудите мои предложения. Если что-то вам не понравится, если что-то я забыла, - вы об этом скажете. Я учту ваши замечания, и если вы мне доверяете, составлю новый план, по которому мы и будем жить весь учебный год».

Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих делах – эмоциональны, то дети помогут принять ваш план почти полностью и при этом не будут считать его чужим.

ü «Разведка интересных дел» (сюжетно-ролевая игра)

Каждый ребенок становится разведчиком, разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание «обнаружить» интересные дела для детского объединения, «захватить» их и «доставить» к установленному сроку в разведштаб. При этом можно не ограничивать свободу действий детей, но лучше дать ориентиры направления. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, группы людей (например, другие детские объединения) и т.д. Дети должны их отыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию. Последним этапом в сюжете этой игры будет обработка полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведанных на «интересность» и утверждение плана.

А вообще, способов планировать работу детского объединения можно другими всевозможными способами. Попробуйте и вы! Главное, дать ребятам свободу выбора! И чтобы запланированное было интересно, прежде всего, ребятам!

4. Поручения – как их распределить?

Поручение – это конкретное задание, дело, круг обязанностей, важных для детского коллектива. Поручение основано на доверии товарищей и взрослых. Оно всегда индивидуально, учитывает возраст, возможности, способности, интересы ребят.

Поручение – поручить – заручиться – ручаться – выручить.

ü Поручить – значит, возложить обязанности исполнить что-то и потом отчитаться.

ü Поручить – значит, заручиться согласием и обеспечить поддержку.

ü Поручить – значит, выручить, т.е. помочь выйти из непростого положения.

ü Поручить – значит, заручиться надеждой, знать, что сделает.

ü Поручая, ребята ручаются за своего товарища.

Поручения дает детский коллектив, совет коллектива, командир, может давать и взрослый, согласовывая их с коллективом детей. Есть поручения постоянные, временные, разовые, обязательные и по желанию.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...