Классификация ошибок и затруднени
1. Связанные с пониманием сути ученического самоуправления Ошибка № 1 «Смешение организационных форм детской активности: самоуправления молодежной общественной организации и ученического самоуправления». Причины: · Слабое знание Законов и нормативных актов; · Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций. Рекомендации: · Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов; · Подписать соглашение о партнерстве с общественными организациями.
Ошибка № 2 «Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы». Причины: · Неспособность или нежелание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы учреждения подсистему ученического самоуправления. Рекомендации: · Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.
Ошибка № 3 «Восприятие ученического самоуправления только как игры «День дублера». Причины: · Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело; · Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело. Рекомендации: · Использовать игровую модель «День дублера» как первый этап, например, для подготовки ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
Ошибка № 4 «Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся». Причины: · Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления. Рекомендации: · Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления;
· Сделать более простым и»доступным» путь вхождения состав этих органов.
Ошибка № 5 «Абсолютизация принципа «Сначала делается то, что хотят учащиеся». Причины: · Стремление «заигрывать» с обучаемыми, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления. Рекомендации: · Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции.
Ошибка № 6 «Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)». Причины: · «Узкий» взгляд на возможности ученического самоуправления; · «Расширительное» толкование потенциала КДТ. Рекомендации: · Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.
Ошибка № 7 «Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру». Причины: · Излишнее стремление использовать «карательные» функции ученического самоуправления в «воспитательных целях». Рекомендации: · Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ. 2. Связанные с качеством модели самоуправления Ошибка № 1 «Неточные, «размытые» формулировки цели и задач создания ученического самоуправления». Причины: · Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном образовательном учреждении; · Отсутствие навыков целеполагания. Рекомендации: · Получить квалифицированную консультацию у специалистов; · Провести коллективный «мозговой штурм» для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления
Ошибка № 2 «Серьезные юридические «промахи» при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления».
Причины: · Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления. Рекомендации: · Внимательно изучить соответствующую нормативную базу; · Получить квалифицированную консультацию у специалиста.
Ошибка № 3 «Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа «Каждый класс (группа) – республика». Причины: · Стремление соответствовать «моде»на использование государственной символики, структуры органов власти. Рекомендации: · Вернуться к более «естественным» моделям организации самоуправления на уровне класса (учебной группы) по типу местного самоуправления; · Использовать данную модель в очень крупных учреждениях, объединяя несколько параллелей одной структурой самоуправления.
Ошибка № 4 «Высокая степень «наукообразия» при описании модели ученического самоуправления». Причины: · Стремление соответствовать задаваемым научно-методическим «стандартам»; · Желание иметь научное руководство, чтобы быть «не хуже других». Рекомендации: · Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям, учащимся. 3. Связанные с функционированием ученического самоуправления Ошибка № 1 «Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления». Причины: · Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления. Рекомендации: · Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства; · Просмотреть Устав учреждения и внести необходимые изменения; · Разработать и принять дополнительные локальные акты.
Ошибка № 2 «Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления». Причины: · Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки «преемников» для уже работающих активистов. Рекомендации: · Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить «преемственность поколений»;
· Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.
Ошибка № 3 «Слабая методическая подготовка педагогов». Причины: · Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности; · Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике. Рекомендации: · Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению; · Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК
Ошибка № 4 «Отсутствие или недостаток специально отведенного времени». Причины: · Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу «все само собой образуется». Рекомендации: · Составить график и выделить специальные часы для работы органов ученического самоуправления. 4. Связанные с отношением к ученическому самоуправлению Ошибка № 1 «Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета». Причины: · Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере. Рекомендации: · Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители; · Проведение совместно подготовленных мероприятий.
Ошибка № 2 «Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления». Причины: · Явно выраженное недоверие к органам ученического самоуправления. Рекомендации: · Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.
Ошибка № 3 «Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых». Причины: · Ложно понимаемое представление о необходимости «максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления». Рекомендации: · Понять необходимость позиции «консультанта» и «помощника» и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.
Ошибка № 4 «Игнорирование возможностей родительской общественности».
Причины: · Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления. Рекомендации: · Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления; · Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления.
Ошибка № 5 «Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах учреждения». Причины: · Стремление «уйти» от внешних проблем, которые могут «помешать» благополучной жизни органов ученического самоуправления. Рекомендации: · Найти потенциальных партнеров, в том числи и общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия. 5. Связанные с педагогическими стереотипами Ошибка № 1 «Формализация внедрения ученического самоуправления». Причины: · Стремление «отчитаться» о том, что в образовательных учреждениях, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление. Рекомендации: · Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления; · Создавать благоприятные условия для «естественного» выращивания той или иной модели ученического самоуправления.
Ошибка № 2 «Перенос профессионального стиля общения с занятий на деятельность по самоуправлению». Причины: · Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе «ребенок- взрослый». Рекомендации: · Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.
Ошибка № 3 «Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность» Причины: · Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников. Рекомендации: · Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.
Ошибка № 4 «Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, «поручение» только исполнения уже принятых планов». Причины: · Восприятие ученического самоуправления как «исполнительного органа власти педагогов». Рекомендации: · Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
Ошибка № 5 «Использование формальных выборов органов ученического самоуправления». Причины: · Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения.
Рекомендации: · Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса (группы) до всего образовательного учреждения. Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО, Новикова Т.Г., профессор, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|