Что необходимо для организации построения отношений с другим человеком?
1. Установка человека на общение. Вожатому необходимо настроиться на соответствующие отношения с руководителем и коллегами. Необходимо «установить» себя на тех людей, с которыми предстоит иметь дело. Тем самым вы демонстрируете готовность и желание общаться. 2. Моделирование личностных особенностей собеседника. Важно учитывать интересы людей, с которыми придется сталкиваться в повседневной работе. 3. Принцип «себе-подобие». Обращаясь к коллегам, мы не всегда задумываемся над тем, насколько наша просьба реально выполнима, приятно ли человеку заниматься ею. Не проще ли всегда, стараться представить себя на месте другого? 4. Самоподача. Мы должны соответствующим образом подать себя. В ситуации общения в детском лагере самоподача может осуществляться разными путями: манерой обращения к человеку, демонстрацией отношения к нему. По Леонтьеву А.А. мотивы самоподачи могут быть различными: стремление к развитию отношений, самоутверждение личности, необходимость профессионального плана. Независимо от мотивов отношений, главное, чтобы они развивались в нужном направлении. 5. Если мы хотим расположить руководство к себе, необходимо стремиться к открытой демонстрации намерений; проявлять теплоту и доброжелательность в отношениях с коллегами; быть компетентным в разрешаемой проблеме; убедительно излагать информацию. На пути к взаимопониманию могут встретиться разные трудности: • недопонимание. Склонность некоторых людей не говорить того, о чем они в самом деле думают и чего хотят на самом деле. Стремление говорить то, что они должны говорить руководителю, а не то, что бы хотели сообщить на самом деле. Отсутствие обратной связи. Неумение слушать собеседника. Отставание слова от мысли. Стремление дать собеседнику желательный для него ответ. Неумение сиюминутную информацию подчинить содержательному рассмотрению.
• коммуникативные барьеры. Индивидуальные особенности людей (кто-то более замкнут, кто-то менее решителен, излишне застенчив, чрезмерно назойлив, вздорный, конфликтный), психологические отношения общающихся (взаимные антипатии, неприязнь, несовместимость), отсутствие необходимых навыков, «техники общения». Психологи предлагают ряд приемов, способствующих увеличению вероятности успеха в построении общения: 1. Поставьте себя на место другого человека. Как он смотрит на мир? Что значит быть в его положении? 2. Поразмыслите над тем, во что он вкладывает свои силы? 3. Установите, что влияет на поведение этого человека. Есть ли силы или обстоятельства, способные привести к переменам в нем? 4. Работайте над созданием открытых отношений. Это приведет каждого из вас к необходимости мириться с другим. В процессе работы у вожатого возникают ситуации, когда необходимо повысить настроение, снять неблагоприятное эмоциональное или стрессовое состояние. Р.Л. Кричевский в своей книге «Если вы руководитель …» приводит перечень «детерминантов хорошего настроения». Обратимся к ним.
Компоненты хорошего настроения: ü Человеческие отношения. ü Пребывание в обществе счастливых людей ü Умение заинтересовать своим рассказом ü Пребывание в кругу друзей ü Наблюдение за людьми ü Откровенная и открытая беседа ü Выражение своей любви ü Высказывание комплиментов и похвал в чей-либо адрес ü Встреча за чашкой чая ü Осознание оказать помощь другим ü Умение развлечь и развеселить окружающих ü Приобретение новых друзей ü Смех ü Расслабленность ü Размышление о чем-либо хорошем ü Размышления о людях, к которым относишься с симпатией
ü Наблюдение за красивым пейзажем ü Возможность дышать свежим воздухом ü Ощущение чистой одежды ü Хороший сон по ночам ü Прослушивание любимой музыки ü Улыбка ü Убежденность в благополучии семьи и близких ü Занятия физической культурой ü Способствует улучшению настроения процесс самоорганизации: ü Умение настоять на своем ü Планирование и организация какого-либо действия ü Четкое выражение своих мыслей ü Получение похвалы или комплимента ü Качественное выполнение своей работы Работая в коллективе, стремитесь выстроить разумно, насколько это возможно, свои отношения как с коллегами, так и с руководством. Воспользуйтесь «Принципами мудрого отношения к жизни»: 1. уметь отличать главное от второстепенного; 2. знать меру воздействия на события; 3. уметь подходить к проблеме с разных сторон; 4. готовить себя к любым неожиданным событиям; 5. воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении; 6. стараться понять других; 7. уметь извлекать положительный опыт из всего происходящего. В реальной жизни, вожатый, отправляясь на работу, часто испытывает определенные страхи, которые не способствуют повышению качества работы. Попытаемся помочь понять их, и, тем самым, избежать в своей деятельности. Несколько лет назад немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг рассмотрели взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе нее страхами работников. Вот эти разновидности симптоматики организационного дистресса, выделенные немецкими специалистами. Страх не справиться с работой. Стимулирован разного рода обстоятельствами: неспособностью быстро войти в проблему, неумением рационально организовать свои профессиональные дела, непродуктивным использованием времени, слабыми навыками коллективного труда, неудовлетворительным физическим и психическим состоянием и т.д. Страх допустить ошибку. Очень часто присущ новичкам, особенно в адаптационный период, однако может иметь место и у опытных работников, находящихся под началом страдающего разного рода психическими комплексами («закомплексованного», как принято говорить в таких случаях), агрессивного, несправедливого директора.
Страх быть обойденным другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с продвижением по служебной лестнице (кого-то продвигают, а кого-то задвигают, причем не всегда понятно – почему). Эта реакция принимает у разных людей разные формы: «каждый … реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы. Кто начинает трудиться с большей отдачей, надеется поправить таким образом свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то особенно не стоит. Страх получить неудовлетворительную оценку за свою педагогическую деятельность. Человек перестает себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернется вера в собственные силы и возможности. Поиски разрешения возникшей ситуации, хождение по кабинетам - все это не может не вызвать чувство страха. Страх потерять собственное Я. Человек фактически становится неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностной самоценности и, напротив, возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности. Естественно, возникает вопрос как же предупредить подобного рода организационный дистресс? Решающая роль в создании психологически комфортной, т.е. исключающей дистресс, ситуации принадлежит руководителю: ü его отношению к сотрудникам, его концепции «человеческого фактора»; ü пониманию руководителем того, что каждый из нас может совершить ошибку… Рекомендации, касающиеся, заботы об индивидуальной мотивации: 1. Стремитесь к цели, но живите сегодняшним днем. Иными словами, какие бы великие (и далекие) цели ни ставил перед собой человек, ему не следует забывать и о сегодняшнем дне, ибо «настоящая жизнь всегда присутствует здесь и сейчас». Сладостные мечты не должны отрывать нас от реальности. А в ней мы находим не только радостные моменты. Разочарования, горе, боль, неудачи – все это элементы нашей текущей жизни. И к ним нужно быть готовым.
2. Возьмите на себя основную ответственность за свою мотивацию к жизни. Цель этой рекомендации – лишний раз подчеркнуть, что за свою жизнь, дела, мотивацию к работе отвечаем прежде всего мы сами. Поэтому прежде всего, неплохо было бы поискать причины возможных неурядиц в самом себе. Не стоит, кроме того, забывать, что многие из нас страдают так называемой «выученной беспомощностью». Нас слишком долго приучали к тому, что о нас позаботятся другие: семья, воспитатели и учителя, вузовские кураторы, администрация учреждений и предприятий, где мы работаем, и вообще государство в целом. В результате мы забыли, что прежде всего заботиться о себе должны мы сами. Труднейшая для нас задача. Мы просто не знаем, как это делать, и очень часто продолжаем беспомощно ссылаться на обстоятельства и лица. 3. Помните: организации и люди развиваются и с помощью кризисов. «Мы тоже развиваемся или имеем возможность развиваться через кризисы и трудности». И мы должны быть внимательны. Дело в том, что в молодости те или иные сложности, неприятности очень часто заносятся нами в категорию случайностей, но «случайности», увы, нередко повторяются и в гораздо более зрелом возрасте. Проблема заключается в том, как вести себя в подобных случаях, как воспринимать происходящее. Смириться и «утонуть» в рутине повседневных дел или попытаться найти новые решения, преодолеть установившееся течение жизни, спасти столь неизбежное падение мотивации. 4. Помните: мотивация к работе – лишь часть мотивации к жизни. Когда единственным мотивационным ориентиром выступает труд, о человеке говорят – «трудоголик». И, как писал в свое время выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев, «даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека… Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|