Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О первых занятиях коллектива.




Старший вожатый – как руководитель школы актива, клуба или кружка – должен знать, что первые встречи с учащимися, первые занятия во многом определяют успех всей дальнейшей работы, формируют стиль взаимоотношений между детьми и педагогами. От того, в какой степени вам удастся создать положительный нравственный климат в коллективе, увлечь ребят, зависит их отношение к занятиям в школе актива, клубе, кружке, совете.

В ходе проведения первых занятий педагог решает следующие задачи:

1. Создает у детей положительный настрой на занятия, вызывает интерес к ним и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.

2. Знакомит учащихся с программой занятий, правилами работы в группе, перспективами роста учащихся.

3. Знакомит учащихся с традициями коллектива или с той организацией, в которой ребенок будет работать.

4. Выявляет уровень знаний и умений детей по профилю деятельности групп, секций, кружка и т.п.

5. Создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.

6. Получает информацию о каждом ученике группы, рассказывает о себе.

Ребята впервые пришли на занятия, они конечно, хотят получить информацию друг о друге, о педагоге, этот период психологи называют «периодом информационного голода».

На первом занятии рекомендуется использовать различные формы знакомства, которые помогут создать атмосферу непринужденности и доброжелательности, позволят увидеть в каждом учащемся лучшие качества характера, помогут выявить каждому способности и интересы.

 


 

Программы деятельности детских коллективов.

Основной жизнедеятельности школы, любого детского общественного объединения являются программы их деятельности.

Приступая к работе в школе, в детском общественном объединении, старший вожатый должен обязательно познакомиться с существующими программами; федеральными, региональными, школьными, отдельных объединений, использовать нужное в своем личном программировании и планировании работы по мере возможности, составить свою собственную авторскую программу, помочь в этом деле коллективам.

Любая программа деятельности с детско-подростковыми коллективами, объединениями, в основном, следует следующим требованиям:

ü соответствует уставу школы, объединения, организации;

ü носит развивающе - образовательный характер;

ü является авторским творчеством ее составителей;

ü соответствует возможностям жизнедеятельности детско-подросткового объединения, возрастным особенностям членов объединения;

ü выступает своеобразной моделью или проектом развития коллектива, может состоять из отдельных компонентов: направлений, подпроектов, ступеней, ориентиров, маршрутов, тропинок и т.п.;

ü определена по времени реализации: долгосрочная или краткосрочная, может быть поэтапной (ступени);

ü рекомендует в системе своих познавательных, активных коллективных и индивидуально-творческих делах и заданиях заботу об окружающей деятельности, реально полезные и общественно значимые дела.

Структура программы:

ü объяснительная записка: цели, задачи программы; принципы построения; основные знания и умения, приобретаемые в ходе реализации программы; основные методы, способы и формы деятельности и т.п.;

ü содержание программы: тематика направлений (подпроектов, ступеней, тропинок, маршрутов, разделов и т.п.), целевая сущность направлений; примерные виды деятельности по направлениям; особенности работы по разделам (направлениям), позиция руководителей и т.п.; вспомогательная литература;

ü рекомендации по организации работы коллективов по программе.

В повседневной практике, особенно в работе с детскими объединениями, рекомендуем вожатым пользоваться федеральными, региональными и местными программами. К ним относятся:

ü международные (Федерация Детских организаций СНГ) «Игра – дело серьезное», «Золотая игла», «Детский Орден Милосердия», «Древо жизни», «Мой голос», т.п. (см. «Разноцветный мир детства», М., Академия, 1999 г.);

ü федеральные (Федерация детских организаций «Юная Россия»); «Четыре плюс три», «Возрождение», «Я сам» и др.;

ü областные (ОООО «ФПДО») «Команда», «Свой голос», «Аленький цветочек», «Коллеги», «Зеленый щит», «Региональное взаимодействие» и т.д.

 

Программу создаем сами

Наша подсказка

Что может пригодиться при разработке программы деятельности детского объединения. Возможные «блоки», разделы программы:

Кто мы? Наша цель.

Что нас объединяет?

Наши заповеди, девизы, правила, законы.

У каждого есть право.

Наши обязанности, твой долг.

Кто наша смена?

Кто нами руководит?

Кто нам может помочь?

Мы сотрудничаем.

Кто нас будет ждать?

Чем мы будем отличаться от других?

(внешний вид эмблемы, значки, шевроны, символы).

Как о нас узнают другие?

Примерное содержание работы

(в виде целей, задач, чему учиться, что делать):

• Мы проведем

• Организуем

• Создадим

• Примем участие

• Что мы будем искать

• Как мы будем вместе проводить свободное время

• Наши заповеди, правила, девизы

• Основные ценностные ориентиры

• Главные приоритеты

 

Что будет в результате?

1 ориентир – познавательный: что ребенок узнал для себя нового?

2 ориентир – организаторский: что организовал интересного для окружающих (сам, с помощью учителей, взрослых, родителей, товарищей)?

3 ориентир – эмоционально-творческий: чему удивился? Что поразило? Что привлекло в жизни объединения как прекрасное, незабываемое?

4 ориентир – практический: что сделал, построил, оформил для себя, школы, объединения?

5 ориентир – рационализаторско-изобретательский: что изобрел, сконструировал, предложил для людей (школы, дома, объединения)?

Возможно предусмотреть специальности, которыми дети могут овладеть в объединении: историк, затейник, спортсмен, любитель природы, летописец, повар, редактор…

Предусмотрите ступени роста: любитель природы, юннат, эколог.

Приложение

Как организовать дело?

У любого дела есть свои ступени роста – этапы:

1- определение цели и задач дела;

2- планирование работы и распределение обязанностей;

3- коллективная подготовка дела;

4- проведение;

5- подведение итогов, анализ результатов дела.

Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться правил организаторской работы:

Правило 1. «Получив задание, разберитесь в нем».

Определите цель, задачи дела, выделите главное, установите сроки, место проведения, используемые средства для подготовки и проведения мероприятия, участников работы.

Правило 2. «Используйте опыт других в подобных делах».

Узнайте, как проводили подобные дела другие. Помните: вы можете не только выбрать способ, форму деятельности, но и придумать что-то совершенно особое, новое.

Правило 3. «Учитывайте возможности каждого члена вашего коллектива».

Нельзя планировать невыполнимые и слишком легкие дела. Всегда помните о талантах вашего коллектива: танцорах, певцах, музыкантах, актерах, юмористах и др.

Правило 4. «Работа должна быть понятна каждому».

Разберите все вместе поручения каждого (микрогруппы). Определите, какими способами можно выполнить поручение, а ответственный пусть сам выберет подходящий ему вариант.

Правило 5. «Каждый отвечает за свой участок работы».

Безответственное отношение к одному из поручений может погубить все дело. Командиры из совета дела должны контролировать выполнение поручений каждым членом их микрогруппы.

Правило 6. «Действуйте дружно, действуйте вместе».

Поручение должно найтись для каждого, но можно и одно задание выполнять целой командой.

Правило 7. «Итоговый анализ – залог успешных дел в будущем».

Собравшись после проведенного дела все вместе, обязательно ответьте на вопросы:

ü Добились ли вы цели, которую ставили?

ü Что получилось хорошо (плохо) при подготовке и проведении дела? Почему? Какой вывод на будущее можно сделать?

ü Что нового узнали, чему научились при проведении дела?

Попробуйте организовать свое дело по предложенным этапам.

 

Алгоритм дела.

1. Поставьте цель, определите, что требуется сделать (копилка идей, разведка дел и др.).

2. Определите, кто будет организовывать и контролировать все дело, отдельные поручения (штаб, совет дела или др.).

3. Разбейте всю планируемую работу на части, составьте план выполнения дела (этапы подготовки, проведения дела).

4. Посоветуйтесь с опытными людьми о выполнении этапов дела.

5. Разбейтесь на микрогруппы (экипажи, команды, патрули, звездочки и др.).

6. Распределите обязанности (задания) между микрогруппами, а в них - между отдельными ребятами.

7. Решите, как будете выполнять поручение: на общем сборе, собрании микрогруппы.

8. Вносите по ходу работы изменения, если условия требуют этого.

9. Учитывайте, кто и как работает (награждение самых активных знаками отличия, переходящие знаки отличия).

10. Подведите итоги дела, проанализируйте все его этапы, сделайте выводы на будущее (собрания микрогрупп, общий сбор).

При работе помните основные правила общения людей:

ü Будьте внимательными и вежливыми.

ü Учитывайте мнение каждого.

ü Выражайте мысли четко и ясно.

ü Будьте справедливы и выдержаны.

К этим правилам вы можете добавить и другие, которые считаете необходимым использовать в своей эскадре (отряде, экипаже).

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...