Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрим каждый из перечисленных принципов.




Принцип надежности предполагает при разработке плана старшей вожатой по руководству детской организацией исходить из концепции развития образовательного учреждения, концепции воспитательной системы и программы по её построению. Опираться на теоретические положения современных педагогических концепций воспитания, педагогические технологий организации воспитательного процесса.

Принцип конкретности предполагает при планировании учет интересов и потребностей педагогов, учащихся, достигнутый уровень и перспективы развития коллектива. Соблюдение данного принципа предполагает включение в план конкретных дел, определение конкретных сроков и ответственных за их выполнение.

Принцип оптимальности связан с тремя важными обстоятельствами в деятельности по планированию.

Во- первых, необходимо найти наилучший вариант участия детей и взрослых в планировании

Во-вторых, результатом этой совместной деятельности должны стать модельные представления об оптимальном варианте построения жизнедеятельности в детской общественной организации.

В- третьих, необходимо избрать оптимальный вариант формы и структуры плана, чтобы создаваемый документ был удобен для использования в повседневной деятельности.

Принцип системности нацеливает на то, что план работы старшей вожатой по руководству деятельностью детской общественной организации состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.

Принцип индивидуальности предполагает учет специфики образовательного учреждения, детской общественной организации, индивидуальных особенностей детей и взрослых.

Виды планов:

ü перспективный;

ü календарный;

ü ежедневный;

ü план подготовки конкретного дела.

Перспективный план работы.

1. Анализ работы за прошедший учебный год:

- качественная характеристика детского коллектива (количества классов, качество их работы в течение учебного года, уровень развития детских коллективов, лидеры, учащиеся, требующие к себе повышенного внимания, учащиеся, классы и классные руководители, на которых можно опереться в работе и т.д.);

- особенности, своеобразие и направление данного учебного периода;

- реализация идей, достижение целей, результат работы (достигнуты ли, если не достигнуты, то по какой причине);

- участие детской организации в школьных, районных, городских, областных мероприятиях;

- недостатки и достижения в работе старшего вожатого.

2. Цели и задачи на следующий учебный год.

Логически вытекают из анализа работы, характеристики школьного детского коллектива, ведущего направления работы. Цели ставятся в зависимости от того, что старший вожатый хочет достичь, какие недостатки в своей работе хочет исправить.

Цель – то, к чему стремимся, будущее, которое мы хотим видеть. Цель формулируется в повелительном наклонении: «повысить качество воспитательной работы в детской организации». Цель одна.

Задача – то, с помощью чего достигается цель. Задач может быть несколько, они более конкретны. В формулировке задач используются имена существительные. Задачи располагаются в определенной последовательности в зависимости от их важности: развитие самоуправления и соуправления учащихся, использование разнообразных форм и методов работы, привлечение каждого члена детской организации к участию в различных видах творческой деятельности и т.п.

3. Содержание работы.

Определив цели и задачи, можно приступить к подбору видов деятельности и форм работы. Важно подобрать такие виды и формы деятельности, которые в комплексе решают несколько поставленных задач.

3.1.Организационно-массовая работа (по возрастам).

В эту часть плана необходимо включить разнообразные виды деятельности: познавательную, трудовую, игровую, спортивную, художественно-эстетическую, патриотическую, доступную возрасту ребят. Следует стремиться обеспечить достаточное разнообразие дел внутри каждого из названных видов деятельности. К планированию этой части плана привлекаются члены детской организации, школьники и педагоги. Причем учитываются все предложения.

Виды оформления организационно-массовой работы:

- по программам воспитания («Команда», «Зеленый щит», «Наследники»,

«Свой голос», «Аленький цветочек» и т.д.);

- по тематическим периодам (ключевым делам);

- по направлениям деятельности (познавательная, художественно-эстетическая,

спортивно-оздоровительная, ценностно-ориентированная, работа с активом и детскими объединениями).

3.2. Работа с активом и детскими объединениями.

Если организационно-массовая работа планируется не по направлениям, то этот раздел планируется отдельно. В него включается работа с областной детской организацией («Федерация пионерских и детских организаций»), районными, городскими ДО; активом, школьной организацией, клубами, штабами (планы деятельности, тематические планы заседаний, анализы деятельности за прошедший период, результаты и достижения).

3.3. Инструктивно-методическая работа:

- оказание помощи педагогам, учащимся школы (участие в МО классных руководителей, педсоветах, консультации для классных руководителей, оказание методической и практической помощи и т.д.);

- разработка методических документов (сценариев, планов, положений, рекомендаций, анкет, справок, анализа работы и т.д.);

- обобщение опыта (своего, детской организации, детских коллективов школы).

3.4. Оформительская работа.

Включает в себя оформление школы, актового зала, стендов, уголков, афиш, папок, объявлений, альбомов, летописей и т.д.

3.5. Самообразование:

- повышение квалификации (участие в областных, районных семинарах, профессиональная аттестация);

- работа с литературой и периодикой;

- практическое знакомство с опытом коллег.

Перспективный план работы составляется на год в конце или самом начале учебного года. Заверяется директором или заместителем директора по воспитательной работе. Если план составлен в конце учебного года, то в начале учебного года он корректируется.

При составлении перспективного плана воспитательной работы старший вожатый должен учитывать необходимые требования.

 

Требования:

1. Целенаправленность.

Обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и форм воспитательной работы.

2. Преемственность (план работы на новый учебный год должен опираться на прошлогодний план работы), реальность, систематичность (единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей) и последовательность (такое расположение элементов воспитательной работы, когда последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, определяет дальнейшую ступень развития).

3. Соответствие содержания, форм и методов работы возрастным и индивидуальным особенностям детей (учет возрастных и индивидуальных особенностей).

4. Разнообразие форм и методов работы с детским коллективом (разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией практической деятельности).

5. Согласованность плана старшего вожатого с перспективным планом работы школы.

Последовательность действий старшего вожатого при составлении перспективного плана можно представить в таком порядке:

1. Знакомство с должностными обязанностями (типовыми и конкретно по школе).

2. Учет школьных традиций, направлений деятельности школы.

3. Изучение плана областных, районных, городских мероприятий, календаря знаменательных дат.

4. Диагностика (опрос, анкетирование, индивидуальные беседы, разведка дел, собрания, «мозговой штурм» и т.д.).

5. Знакомство с планами классных руководителей, секций, клубов и т.д.

6. Обсуждение раздела «Организационно-массовая работа» с активом, педагогами школы.

Основная часть перспективного плана может быть вариативной.

Рассмотрим подходы к перспективному планированию старшей вожатой по руководству детской организацией. План работы включает следующие разделы:

1. Анализ работы старшей вожатой по руководству детской организацией за прошедший учебный год. Цели и задачи на новый учебный год.

2. Основные направления деятельности по руководству детской организацией.

3. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

4. Взаимодействие с социальными партнерами.

5. Повышение профессионального мастерства.

6. Изучение эффективности работы детской общественной организации.

Рассмотрим подробно разделы плана.

1 раздел

Анализ работы старшей вожатой по руководству детской общественной организацией в прошлом учебном году и задачи на новый учебный год. Необходимо осуществить проблемно- ориентированный анализ, предполагающий определение главных противоречий в деятельности детской общественной организации. Анализ своей деятельности нужно начать с анализа конечных результатов педагогического руководства деятельностью детской общественной организацией. Конечным результатом такой деятельности может быть:

ü Целенаправленность деятельности (степень соотношения реального результата поставленным целям, ориентация на ценности: здоровье, человек, красота, толерантность, семья, Отечество, культура; интеграция, взаимодействия со всеми субъектами жизнедеятельности: школа, семья, церковь, учреждения дополнительного образования и культуры и другое).

ü Содержание деятельности (соответствие деятельности поставленным целям; принятие педагогами, учащимися и родителями ценностей, норм и традиций детской общественной организации; программно- методическое обеспечение поставленной цели; системность и преемственность в подготовке дел детской общественной организации).

ü Организационная деятельность (предметный уровень взаимодействия: мероприятийный, формотворческий; духовно-ценностный уровень (уровень отношений в коллективе, нравственно- психологический климат, комфортность, авторитет и привлекательность детской организации; профессиональная позиция педагога по отношению к детской общественной организации).

ü Оценочно-результативная деятельность (уровень воспитанности учащихся; наличие системы контоля за ходом реализации программы детской общественной организации; удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей деятельностью детской организации).

Исходя из анализа, формируем ранжированный по значимости перечень проблем с объяснением причин существования каждой из них. Затем определяем задачи на новый учебный год. При определении задач необходимо учитывать:

ü концепцию воспитательной системы образовательного учреждения;

ü образ выпускника;

ü содержание программы деятельности детской общественной организации;

ü возраст детей и уровень их развития;

ü условия воспитания в школе и вне школы.

2 раздел

Основные направления деятельности по руководству детской общественной организацией:

ü организационная деятельность (обеспечение выполнения плана работы детской общественной организации, создание благоприятного психологического климата, развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами в школе и за её приделами, оформление информационных стендов и другое);

ü участие в общешкольных, районных, городских, областных делах;

ü подготовка и проведение КТД, действия вожатого на разных стадиях коллективно-творческого дела (предварительная подготовка, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, коллективное проведение, анализ и последействие);

ü работа с активом (создание актива, выборы, обучение);

ü индивидуальная работа с отрядами, группами, объединениями;

ü работа по профилактике негативных проявлений в подростковой среде;

ü разработка Положений смотров, конкурсов, акций, методических рекомендаций и сценариев;

ü работа с детскими средствами информации.

3 раздел

Взаимодействие с педагогическим коллективом:

ü участие в подготовке и проведении педагогических советов, совещаний при директоре;

ü издание приказов по вопросам деятельности детской общественной организации;

ü участие в работе методических объединений классных руководителей (выступления, открытые внеклассные мероприятия, методические рекомендации, выставки и другое);

ü работа с классными руководителями по подготовке и проведению коллективно-творческих дел;

ü оказание методической помощи классным руководителям;

ü работа с учителями-предметниками, психологами, социальными педагогами.

4 раздел

Взаимодействие с социальными партнерами:

ü родителями (привлечение родителей к подготовке и проведению КТД, выступления на родительских собраниях, привлечение родителей к планированию, работа с активом, работа с трудными семьями и другое);

ü с учреждениями дополнительного образования и культуры, общественными советами, церковью;

ü с правоохранительными органами.

5 раздел

Повышение профессионального мастерства:

ü курсовая переподготовка;

ü посещение районных (городских) семинаров, практикумов, консультаций;

ü изучение опыта работы детских общественных организаций в образовательных учреждениях района (города, области);

ü работа по самообразованию, тема и программа по её освоению;

ü подготовка лекций выступлений;

ü научно-методическое обеспечение деятельности детской общественной организации;

ü разработка методических материалов по совершенствованию деятельности детской общественной организации;

ü разработка и совершенствование программы деятельности детской общественной организации.

6 раздел

Изучение эффективности работы детской общественной организации

Эффективность детской общественной организации -это соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности детской общественной организации.

С этой целью должны быть разработаны критерии оценки деятельности детской общественной организации, которые должны быть связаны с программой мониторинга воспитательного процесса образовательного учреждения. Мониторинг воспитательного процесса должен быть направлен на изучение личности ребенка, на выяснение того, на сколько организованная деятельность в детской общественной организации, соответствует позитивным изменениям в личности воспитанников и создаваемые условия её развития.

 

На основе перспективного плана составляется календарный план (план-сетка). В него вносятся конкретные ежедневные (основные) дела. Заверяется заместителем директора по воспитательной работе за 5 дней до начала срока действия плана.

Ежедневный план – это рабочий дневник старшего вожатого, в котором указываются дела, необходимые сделать в данный или следующий дни: позвонить, сказать, объявить, предупредить, договориться и т.д. Этот план не заверяется администрацией и является личным планом вожатого.

Еще один вид плана, который необходимо иметь старшему вожатому, - это план подготовки конкретного дела. Составляется за несколько дней до его проведения (по мере необходимости). В план подготовки вносятся все действия старшего вожатого, его помощников: объявить, нарисовать, продумать, оформить, раздать задания и т.д. План подготовки прилагается к сценарию данного дела.

Основу критериальной матрицы могут составить следующие показатели:

1. Динамика личностного роста школьников. Личностный рост мы можем определить как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям и самому себе.

2. Качество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий (здесь итоговая оценка складывается из внешней оценки наблюдателей и самооценки организатора дел, из факта включенности школьников в работу в той или иной позиции (например, организатор, участник, зритель) и субъективного восприятия ими своей позиции, так и смысла, личной значимости дела или акции).

3. Уровень развития коллектива.

4. Уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

5. Психологический климат в детской общественной организации. Изучение системы (межличностных отношений) отношений ответственной зависимости.

6. Качество взаимодействия со средой, окружающей школу в решении задач.

7. Комфортность, защищенность ребенка в детской организации.

8. Удовлетворенность детей, педагогов, родителей жизнедеятельностью в детской общественной организации.

9. Организационно- педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности детской общественной организации (материально- техническое, научно- методическое оснащение, программное обеспечение, информационное), Установление внутренних и внешних связей, содействующих максимальному развитию всех субъектов в жизни детской общественной организации.

 

 

Социальное проектирование

Личностная позиция – понимание человеком некоторой не идеальности, не завершенности, недоделанности чего-либо в своем мире, самостоятельное доделывание, завершение, творение того, что без него не состоялось бы, занятие места, фиксирующего отклонение от общепринятой нормы в проблемной ситуации с предъявлением нового смысла.

Только имея личностную позицию, участники становятся способными войти в процесс реальной проектной деятельности.

Структуру и этапы проектирования можно представить как набор функциональных мест или функциональных позиций:

ü критика существующей нормы,

ü автора новой идеи,

ü организатора команды,

ü реализатора идеи,

ü оформителя.

Проектную деятельность можно представить как структуру, которая включает в себя 5 этапов:

1 этап. Критика или проблематизация;

2 этап. Промысливание и порождение новой идеи;

3 этап. Организация системы деятельности;

4 этап. Реализация;

5 этап. Оформление полученных результатов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...