Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Особенности журналистского труда и основные принципы организации деятельности редакции современной газеты.




1. Особенности журналистского труда и основные принципы организации деятельности редакции современной газеты.

Особенности журналистского труда

I. Политический характер журналистского труда обусловлен тем фактором, что журналист органично входит в сферу политики и составляет важную область общественно-политической деятельности.

II. Многофункциональность журналистского труда. В журналистском труде органично сочетаются различные виды деятельности:

-публицистическая (1)

- редакторская (2)

- организаторская (3)

 (1) Журналист – публицист – специалист – литератор, который умеет использовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной действительности.  

(2) Работа в качестве редактора имеет большое значение для журналиста.

Правка, обработка, доработка, переделка текстов своих коллег и материалов нередакционных авторов. Редакторство может занимать большую часть времени. Без умения редактировать журналист не может считаться профессионалом.

С процессом редактирования связана и работа журналиста с письмами от читателей. Письмо должно быть подготовлено к публикации, если это нужно.

1. Кропотливая работа: поддержка творческих контактов с внештатным активом авторов (люди, которые поставляют информацию для журналиста). Журналист должен уметь заказать внередакционному автору материал для газеты и помочь подготовить публикацию.

2. участие в организационно-массовых мероприятиях редакции: рейды, круглые столы, прямые линии, горячий телефон, и пр. При проведении общередакционной акции (подписная, юбилейная компания) журналист должен уметь спланировать акцию, распределить обязанности и проконтролировать выполнение.

3. периодические дежурства по номеру наряду с руководителями издания.

III. Индивидуально-коллективный характер труда. На первый план выходит индивидуальный творческий вклад, но в комплексе с материалами других людей. Успех или неуспех индивидуального труда во многом зависит от правильного понимания журналистом места и роли в системе редакции. Иногда некоторые моменты индивидуального труда приобретают черты коллектива вследствие обсуждения в редакции. Зачастую тема задается редакцией – определяется тональность публикации.

IV. Производственно-творческий характер. Сохраняя в своей основе индивидуальный характер, журналист все чаще выходит за рамки использования чисто литературных средств – чаще применение оргтехники, диктофона, ноутбука, электронных носителей. Журналист сам набирает свои материалы, заменяя оператора-наборщика.

V. Оперативность журналистского труда. Журналист – дилетант широкого профиля. Но это может быть компенсировано VI особенностью – непрерывностью журналистского труда, которая обеспечивает психологическую настроенность журналиста, умение снивелировать ситуацию, переакцентировать вопрос.

VII. Сочетание творческой разносторонности, профессионального универсализма со специализацией.

Особенности журналистского труда обусловливаются основными принципами организации деятельности редакции:

Принципы:

1. Комплексность

2. Системность

3. Плановость

4. Непрерывность

5. Самокорректировка

6. Программность

К. лежит в основе всех организационных мер, которые направлены на полное всестороннее отображение реальной действительности, на освещение в газете важных сфер всех сторон жизни общества.

Этот принцип обуславливает Комплексность редакционного планирования, охват им всего региона, а также охват всех потенциальных читателей. Для этого принципа главное – всесторонность.

Системность – подразумевает подход к редакционному коллективу как к системе.

Редакция может функционировать нормально, когда все звенья образуют систему, где все находится во взаимосвязи и выход из строя одного элемента немедленно скажется на деятельности всей редакции и может привести к снижению уровня тиража.

Плановость – предполагает планомерное осуществление каких-либо мер, направленных на совершение работы редакции

Непрерывность – оборотная сторона плановости, означает непрерывное совершение работы редакции и труда журналиста, это постепенно развивает процесс внедрения в журналистскую практику НТП, передового, организационного и творческого опыта непрерывного развития форм и методов организации редакционной деятельности.

Самокорректировка – постоянный контроль результатов практической деятельности редакции, которая направлена на улучшение журналистского труда, внесение необходимых коррективов в деятельность редакционного коллектива.

Программность – суть в том, что каждое издание имеет свою программу. Есть определенная линия в редакции, которой она придерживается.

 

2 Пресса в условиях рынка. Основные тенденции и факторы её функционирования.

Итак, редакцию газеты или можно рассматривать как коммерческое предприятие – самостоятельный, с правами юридического лица, субъект хозяйствования, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль путем реализации товара – журналистской информации.

Основная цель деятельности редакции заключается в том, чтобы рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей информации – позитивно принял продукт ее творческого производства.

 

3. Медиабизнес. Особенности и основные принципы.

Работать в медиабизнес приходят особые люди

Творческие личности: плохо воспринимают внешнее управление, подвергают осмеянию внутренние правила и распорядки, самоуверенные, наглые, амбициозные, жаждущие публичного признания, обидчивые, не аккуратные с бумагами и отчетами, склонные к анархии и пр.

Долго нельзя точно оценить уровень профессионализма нового сотрудника. Сложен набор необходимых навыков и разнообразны варианты выполняемых заданий. В результате изначально высокий риск создания неожиданных проблемных ситуаций, поскольку работа каждого сотрудника редакции технологически в большей своей части не поддается своевременному контролю руководства.

В итоге:

Медиабизнес имеет высокую степень неопределенности, тяжело планируем и зависит от непредсказуемых внешних факторов. Продукт здесь каждый раз создается практически с нуля, что требует постоянной готовности к изменениям и не дает возможности простого копирования однажды достигнутого результата. Результаты достигаются командой, которая состоит из индивидуалистов с многочисленными и сложными навыками, сложно управляемых и склонных к перемене места работы.

Реальными активами медиапредприятия являются креативные кадры со сложными навыками. Попытка выйти на оптимизацию производства через технологичзацию процесса, построить из редакции конвейер предполагает искусственное игнорирование значения кадров как основы медиабизнеса и опору на материальные активы, роль которых в издании СМИ не является фундаментальной.

Поэтому концентрация внимания на следующих направлениях работы:

- совершенствование «упаковки» медиапродукта,

- совершенствование системы контроля работы сотрудников,

- разработка разноуровневой системы мотивации труда сотрудников,

- внедрение системы наставничества,

- внедрение форм коллективного творчества.

 

4. Информационный рынок: понятие структура, принципы функционирования.

Собственно информационный рынок (рынки продавца) – пространство, где продукция СМИ превращается в товар и где идут процессы обмена, то есть продажи и покупки. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой журналистской информации является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара.

- Рынок информации и идей – удовлетворяет потребность СМИ в различного рода информации, а также идеях, связанных с различными сторонами подготовки и выпуска СМИ, распространения и реализации тиража издания и пр. Сегменты: журналистская информация (политическая, экономическая, культурная, развлекательная), социальная информация (научная, статистическая, техническая, производственная, военная, криминальная и пр. ), рекламная информация.

- Рынок периодических изданий – рынок, где реализуется в конкурентной борьбе продукция печатной и аудиовизуальной прессы, а также информационных агентств.

- Рынок распространителей – занимает положение между рынком продавцов и рынком покупателей. Играет важную роль в процессе обмена между производителями – продавцами журналистской информации и ее покупателями – потребителями. От распространителей во многом зависят результаты конкурентной борьбы между периодическими изданиями.

- Рынок покупателей –  составляют покупатели журналистской информации. Между продавцами журналистской информации именно на этом рынке идет самая острая конкурентная борьба. Под покупателями подразумевают аудиторию СМИ. У каждого СМИ – свой целевой рынок покупателей, поскольку в массе потенциальных потребителей информации е производитель и продавец ищут тех, потребности которых удовлетворяют.

Целевой рынок покупателей определяется особенностями СМИ и информации, которую оно производит. В свою очередь особенности этого рынка влияют на СМИ и специфику его продукции.

 

  1. Товарная форма массовой информации (информационный продукт и его производитель – медиаменеджмент).

Журналистика представляет собой одну из разновидностей производства. Характеризуя ее с этой точки зрения, мы обнаруживаем все элементы процесса производства. У него есть осознанная цель, к которой стремится производитель; последний пользуется своими средствами производства для обработки объекта производства. В результате этого процесса происходит выпуск продукции, востребованной потребителем.

И производитель здесь – журналист – пользуется своими специфическими средствами производства, орудиями журналистского труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деятельности, методы, способы и приемы. И объект, на который он воздействует, специфичен. Это социальная информация – все, что касается жизни людей, что интересует человека, – получаемая из разных источников. Тем более специфична продукция этого производства – журналистская информация. Она представляет собой социальную информацию, обработанную особым образом – с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на него. Эта обработка производится в редакциях СМИ, откуда ее направляют читателям, телезрителям и радиослушателям.

Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждения его к определенной деятельности, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром. Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять информационную потребность его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара.

Как любой товар, журналистская информация выходит на рынок в виде определенной товарной единицы. Чаще всего ею становится номер газеты или журнала, приобретаемый читателем. Иногда товарной единицей может быть полуфабрикат будущей публикации, которая войдет в один из номеров, – текст заметки, репортажа, статьи или оригинал фотоснимка, которые может купить газетная редакция.

  1. Экономические принципы деятельности редакции современной газеты. Понятие редакционного менеджмента.

Экономические принципы редакционной деятельности. Первый и важнейший из них – принцип прибыльности периодического издания. Одна из главных целей редакции или компании – повышение ее доходов и получение наибольшей прибыли. Это определяет организацию работы любого сотрудника издания – как творческого, так и технического.

С обеспечением прибыльности связан и второй принцип – обеспечения конкурентоспособности издания. Он лежит в основе всех мероприятий, направленных на повышение его уровня, на удовлетворение информационных запросов потребителей информации.

Третий принцип – экономической достаточности (разумной экономии) определяет стремление руководителей и сотрудников редакции к достижению своих целей с использованием наименьших средств, сил и энергии. Они осуществляют разумную экономию на всех направлениях своей деятельности, пытаясь получить оптимальные результаты в наименьшее время, кратчайшим путем и самым экономным способом.

Эти принципы воплощаются в действительность в процессе редакционного менеджмента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...