Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17. Звено исполнения ред газеты. Творческий отдел, собственный и специальный корреспондент.




16. Главный редактор, заместитель главного редактора периодического издания (ролевое значение, функции, особенности работы). Основные формы и методы руководства редакционным коллективом современной газеты (авторитарный, демократический, пассивный).

Редакционный коллектив нуждается в управлении, сознательном и целенаправленном воздействии, задача которого в обеспечении оптимального творческого уровня работы редакции и ее самостоятельность и независимость. Важно учитывать организацию управления: взаимодействие с внешней средой, координация деятельности всех звеньев редакционной структуры. Основные принципы внутреннего управления:

1. централизация, которая означает личное руководство коллективом, ее подразделениями, единство и дисциплинированность действий сотрудников, обязательное выполнение сотрудниками указаний руководства.

2. демократизм: коллективное обсуждение творческих вопросов, участие коллектива в планировке деятельности редакции, подготовка номера.

3. эффективная система расстановки кадров, точное распределение обязанностей, умелая организация взаимодействия подразделений, эффективное соотношение творческих, коммерческих, технических отделов, журналистов центрального аппарата редакционной и корреспондентской сети

4. привлечение к сотрудничеству с газетой внештатного авторского актива

5. непрерывный приток информации в редакции, необходимой для организации, планирования и принятия решений во всех звеньях редколлектива, свободное и быстрое ее прохождение сверху вниз и наоборот (летучки, планерки, редколлегии). Управление редакцией через систему руководящих органов:

-административное звено (главред, замы, ответсекретарь)

-экономическое звено (менеджеры)

-профсоюз (отстаивание прав редакции)

-союз журналистов

Это обеспечивает эффективную работу коллектива. Важна роль администрации.

Методы руководства коллективом: производственный характер труда. Три метода:

· демократический – стремление редактора вовлечь сотрудников в обсуждение важных вопросов жизни и деятельности редакции. Неформальное общение, регулярное информирование о положении дел. Методы убеждения и поощрения = здоровый микроклимат, редакция дорожит изданием, честью газеты. Редактор не избегает критических замечаний.

· авторитарный – методы приказов, редактор не считается с мнением сотрудников; метод голого администрирования, избегание контактов с подчинёнными – редактор не пользуется реальным авторитетом, сотрудники разобщены => снижение творческого уровня, текучка кадров, потеря позиции на рынке изданий.

· пассивный – редактор устраняется от руководства коллективом, полагаясь на волю случая; редактор не вмешивается в ритм деятельности – такой метод руководства устраивает слабых сотрудников. Это не способствует эффективной работе, падает дисциплина и творческий уровень газеты.

Главный редактор - руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности, воспитатель сотрудников. В соответствии с законом «О СМИ» и уставом редакции редактор представляет редакцию в отношении с учредителем, издателем, распространителями, гражданами, предпринимателями, учреждениями, госорганами в суде. В уставе указан порядок избрания и назначения редактора.

Стратегические и тактические действия редактора:

1. личная ответственность за всю деятельность редколлектива, т. е. за ее содержание, профессиональный уровень публикаций, результативность выступлений, он направляет работу всей редакции: планирование, подготовка перспективных и текущих планов, письма читателей и почта редакции, контроль работы с письмами, организация массовых мероприятий, вопросы кадровой политики, редактор ведет (контролирует) экономическую и финансовую деятельность редакции.

2. подготовка и выпуск номеров издания, оценка содержания и уровня подготовленных материалов, прочитывание каждого номера и подпись его в печать и в свет.

К редактору по закону предъявляются высокие требования. От деятельности главреда зависит судьба редакции: жизненный опыт, методы руководства на тематике, дизайне.

Качества главного редактора:

1. политический руководитель, который занимается работой на важном участке общественной жизни. Хорошо разбирается во внутренней политике, региональной и международной. Участие редакции в политической деятельности.

2. управленец: умение быстро принимать решения, оценка обстановки и ее изменений, оперативно скорректировать планы и задачи, принять адекватное решение. В качестве управленца определяет информационную политику газеты (отношение к событиям, общественная позиция). Зависит роль газеты в общественной жизни: определение цели и характера газеты не представляет трудностей, если он и учредитель. Если просто специалист-управленец, ситуация усложняется.

3. организаторское мастерство: сплотить всех сотрудников в коллектив, использовать возможности каждого сотрудника. Оценка рабочих сил и постановка их на то место, где польза от них будет максимальной.

4. профессиональные журналистские качества: способности публициста. Готовность выступить с собственными публикациями (важнейшие принципиальные вопросы, спорная проблема).

методы руководства коллективом: производственный характер труда.

Заместитель редактора

В зависимости от типа и масштаба редактор имеет одного или нескольких замов (район – 1, область – 2, центр – 4 и более). Зам всегда назначается главредом. Ближайший помощник редактора в реализации основных принципов управления журналистским коллективом, в подготовке номеров и журналистской деятельности. В отсутствие редактор зам выполняет его обязанности и несет ответственность. Если их несколько: заменяет главреда. Замы – опытные, знающие, ответственные, авторитетные работники. Деловой контакт с учредителями, издателями. Обсуждение вопросов редакции. Поддержка авторитета руководителя. Участвуют в управлении, курируют группу творческих отделов, либо тематические отделы (направления). Не подменяя руководителей творческих отделов, помогают в планировании, осуществляют контроль за выполнением планов. В случае необходимости проводят рабочее совещание тех или иных отделов.

В ежедневной газете – для замов конкретные номера, они руководят дежурной группой выпуска (читают срочные материалы, сверстывают полосы, оценивают вновь поступившую информацию, подписывают в печать, по необходимости в свет). В газетах меньшего масштаба – обязанности особо важного отдела в газете. В газете, где много собкоров, руководит ими один из замов. Постоянные выступления в газете. Участие в коллективной подготовке важных материалов, творческих группах, редакционных совещаниях.

Редколлегия (РК) р еализует принцип демократизма. РК не обязательно существует в редакциях крупных газет, но в большинстве редакций создаются органы коллективного руководства редакционной деятельностью.

По своему значению и степени влияния на жизнь редакционного коллектива РК делится:

1. руководящая РК – у РК полная ответственность за все стороны деятельности газеты, за ее направление, содержание, уровень материалов и успешную экономическую деятельность – в выходных данных перечислена вся РК.

2. совещательная РК – вспомогательный орган при редакторе, который отвечает только за творческую сторону редакционного процесса. Это весь внештатный авторский коллектив.

С точки зрения состава РК выделяют два принципа:

* по должности

* по выбору

По должности – главред, ответсекретарь, менеджер, коммерческий директор, политический обозреватель газеты (с правом совещательного голоса). Все остальные лица избираются. В среднем – от 5 до 12 человек входят в РК. Круг обязанностей РК очень широк: I. РК – руководящий и контролирующий орган. Поле деятельности – важнейшие вопросы редакции, руководство планированием работы редакции, утверждение и обсуждение редакционных планов + контроль за их выполнением. Творческие отчеты журналистов о выполнении деятельности, контроль за работой собкоров. РК обсуждает состав творческих отделов, повышение сотрудников, назначение их и увольнение, формирование временных творческих подразделений, различные компании и акции (подписные, праздничные…) – 2-3 раза в месяц. Информационное влияние на содержательную сторону газеты.

II. Постоянное внимание к производственно-творческой стороне редакционной деятельности: РК утверждает работу в редакции, фиксирует организацию деятельности внутри коллектива. Поддержка здорового творческого микроклимата: именно РК организует творческие собрания сотрудников. На своих заседаниях обсуждаются важные материалы, вопросы по подготовке тематического номера. Роль РК – своеобразный арбитр в конфликтах по поводу публикаций.

РК принимает решения о премировании авторов. РК предоставляет командировки для лучших работников. В качестве обеспечения микроклимата РК организует регулярные летучки.

III. Руководство организационно-массовой работой редакции – связь газеты с читателями, внештатниками: круглые столы, рейды, общественные приемные, телефонные линии или праздники Дня газеты. РК призвано проявлять заботу о деятельности широких активов – внештатные отделы, утверждает их руководителей, систематически помогает в составлении планов, курсов, школ, семинаров, универов. На РК утверждается внештатные корреспонденты.

Секритариат – исполнительный орган РК, штаб редакции. Назначение С: налаживание взаимодействия творческой части газеты и коммерческой.

С имеет три основных роли:

1. центр общередакционного планирования

2. организатор выпуска номеров газеты

3. центр творческой жизни редакции

4. слежение за дисциплиной, осуществление приема посетителей.

Требования к сотрудникам С (особые качества и специальная подготовка):

1. особое творческое чутье ответсекретаря (о/с): быстро и точно определить качество и творческий уровень материалов. Указание автору на фактические ошибки, неверный тон, поворот темы, слабость темы, содержание материала.

2. высокая организованность, продуктивность в использовании рабочего времени, быстрое ориентирование в изменившейся обстановке # замена макета, переверстка

3. общая широкая эрудиция, высокие знания в области журналистики. О/c необходимо знать все тонкости, нюансы журналистской работы. Его задача – оценить и поправить, а не написать вместо журналиста. О/c должен в совершенстве владеть редактированием, полиграфией, знать процесс выпуска и производства газеты, квалифицированно работать на компьютере.

4. сотрудник С – человек творческий: он может и сам писать тексты, но должен быть инициатором творческих начинаний, генератором творческих идей по оформлению материалов, от него зависит лицо газеты (от о/c).

Работа С – одна из самых разносторонних, ответственных. Необходимы наиболее авторитетные и опытные журналисты.

Чем больше газета, тем больше С и сложнее его задачи.

Планирование – это контроль и проверка исполнения + творческое обеспечение этих планов. Процесс планирования идет снизу вверх (на год, полгода) с отделов низшей структуры. Планы в С дорабатывают и претворяют в жизнь.

Если в редакции есть внештатные подразделения: на основе планов из отделов создается единый редакционный план, который утверждает РК. После утверждения – процесс планирования. Выполнение планов контролируется о/c.

Формы контроля:

- подготовка материалов повседневно

- если акции, кампании – контроль за ними

- для проверки используется летучка, где отчитываются руководители творческих отделов

- доклад на летучках самого о/c.

С как организатор выпуска конкретного номера газеты. Два направления:

1. при подготовке оригиналов материалов, читке, правке, оформлении

2. в ходе технического исполнения номера: верстка, корректура, подписание номера в печать и в свет.

Необходимо поддержание непрерывных контактов с коммерческой частью редакции и рекламным отделом. О/c определяет место рекламных материалов в номере, их распределение по полосам и сочетание рекламных материалов с журналистскими.

 

17. Звено исполнения ред газеты. Творческий отдел, собственный и специальный корреспондент.

ТО обеспечивают подготовку и редактирование будущих материалов, организуют выступления, внередакционные авторы. В ТО начинается планирование, устанавливаются сроки подготовки материалов. С учетом специфики редакционной деятельности создается собственная система отделов и служб – всестороннее освещение проблематики:

ТО создается по нескольким принципам:

1. принцип соответствия ТО наиболее важным сферам жизни и деятельности общества – отраслевые отделы. # агропромышленный, культуры, спорта, морали и права.

2. принцип соответствия тематики отдела структуре политического общества – отделы власти, политики, профсоюзной жизни и партийной жизни.

3. региональный принцип – соответствие характерной для данного рынка региона отрасли или сферы деятельности.

4. в основу организации отделов кладут жанровый признак # отдел фельетонов, журналистских расследований, очерка и публицистики.

5. функциональный принцип – когда отдел реализует общередакционную функцию # отдел писем (многообразная работа с письмами, подготовка части писем к публикации, переписка с авторами…), отдел иллюстраций, оперативной информации, отдел критики и библиографии (аннотации, рецензии, списки литературы…), рекламно-коммерческий отдел…

С точки зрения количества – свободно и вариативно. Чем крупнее газета, тем сложнее ее задачи, тем больше у нее отделов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...