11. Планирование работы медиапредприятия (система, источники, текущие и перспективные планирования). Виды редакционных планов. Бизнес-план редакции современной газеты.
Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. Процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана. На протяжении длительного времени в редакциях периодических изданий складывалась система планирования. Фундамент этой системы составляли перспективные планы, определявшие деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На этой основе разрабатывались остальные планы: рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др. Однако возникновение в нашей стране информационного рынка привело к разрушению прежней системы редакционного планирования. Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Это мотивировалось невозможностью предугадывать развитие событий политических и экономических ситуаций в условиях непрерывных быстрых изменений в жизни российского общества. От прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы (текущие) – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов. Вскоре, однако, оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению, многочисленным просчетам и ошибкам. Оказалось, что формирование номеров из материалов, доставляемых корреспондентами в редакцию «с колес» – в последний момент перед подписью полос в печать – препятствует выходу полноценных выпусков издания и снижает его конкурентоспособность.
Этот опыт связан прежде всего с определением критериев, которыми руководствуются при составлении плана как конкретной программы деятельности редакции. Таких критериев три: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования. Устанавливая объект планирования, решают, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опубликована в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Таким образом, редакционный план имеет содержательно-организационный характер. Устанавливая субъект планирования, решают, кто будет создавать план. Это, прежде всего сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом – основой работы всего коллектива. В роли субъекта планирования выступает секретариат редакции. Он формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы – газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана его индивидуального труда. Так, руководя процессом планирования в редакции, определяют кто, на каком уровне и для кого должен составлять планы.
Последний критерий – период планирования, т. е. время действия плана. Все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. В плане работы огромную роль играет временной фактор. В долгосрочном плане он определяет лишь период – перспективу. В других планах время конкретизируется – до определенных дат и сроков – сдачи материала, выпуска номера и т. д. Редакционному плану предъявляют жесткие требования: он должен соответствовать целям и задачам периодического издания, его модели, входить в систему планирования, обеспечивать ее конкретность и оперативность. В каждой редакции разрабатывают свою систему планирования, соответствующую особенностям издания и коллектива, который обеспечивает его подготовку и выпуск. Немалую роль в этой системе могут играть специальные планы – тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др. Обычно эти планы и акции охватывают большой период и способствуют целеустремленности работы коллектива. Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций. Несравненно конкретнее рабочие, особенно оперативные планы – недельный и отдельного номера. План отдела детализированное общередакционного плана. Как и недельный план редакции, он должен давать основу – информацию для реального задания журналисту, содержащего основные характеристики его будущего выступления. Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных. Эти рубрики –скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы. Оперативность – не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на составление нового плана отделу и секретариату редакции дается весьма ограниченное время – всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено.
Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов. С выходом средств массовой информации на информационный рынок в систему планирования деятельности газетной редакции вошел новый элемент – бизнес-план. Он определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы. Бизнес-план – долговременное планирование на 2-5 лет. Задачи: - внутренняя (коммерческая деятельность редакции) - внешняя (представитель в финансировании). Бизнес-план: описание общего состояния дел, поставленные цели и задачи, анализ рынка; описание перехода из сегодняшнего состояния на перспективу; условия привлечений инвестиций. Разделы бизнес-плана: 1) резюме (возможность вникнуть в суть проекта для потенциальных инвесторов) 2) описание издания 3)рынок сбыта 4) конкуренция – не только потенциал рынка, но и пути проникновения издания в этот рынок (показывает статистическое и аналитическое исследование дел конкурентов): перечень крупных конкурентов (по тиражам, по влиянию на читательскую аудиторию), объём продаж и доходы конкурентов, хар-ка качества и дизайна изданий-конкурентов, политика цен конкурентов. 5) стратегия маркетинга (изучение рынка для продвижения своей продукции): схема и объём распространения издания, ценообразование, реклама и методы стимулирования продаж; организация действий по возможным претензиям к нашей продукции; формирование общественного мнения о нашем издании. 6) план производства нашей газеты (конкретные расчеты): показать достаточность стартового капитала до возникновения необходимости во внешних инвестициях; на каких производственных площадях ведётся производство издания; поставщики оборудования, расход материалов, условия поставки; система контроля за качеством продукции; возможные издержки.
7) организационный план – система организации управления всей работы редакции: перечень персоналий, уровень их подготовки и способностей; организационная структура редакции и её обеспечение; содержание работ подразделений редакционного коллектива; источники и способы привлечения специалистов в редакцию; фонд оплаты труда и виды оплаты. 8) оценка рисков и страхования (реальная картина возможных недостатков в работе, оригинальные идеи выхода из таких ситуаций). 9)Финансовый план: на какие цели и сколько будет израсходовано финансовых средств; из каких источников предполагается получить прибыль; прогноз объёмов реализации, доходов и затрат; сводный баланс активов и пассивов. На 1 год – активы и пассивы на каждый месяц, на 2 год – поквартальные активы и пассивы. Основа расчётной части – сметы (# расходы на оборудование рабочих мест, на типографские услуги, на оплату труда и т. д. ) 10) стратегия финансирования: величина и источники получения средств (собственных и заёмных), ожидаемое время полного возврата заёмных средств. 11) приложения – схемы, планы, чертежи, фотографии, видеофильмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|