Анализ ассортимента вырабатываемой продукции
Выпуск продукции в стоимостном выражении не позволяет объективно оценить работу предприятия. Предприятие может увеличить объем выпуска товарной продукции за счет выпуска более дорогостоящей, но менее трудоемкой продукции. В пищевой промышленности цены на продукцию в первую очередь зависят от материалоемкости изделия и в незначительной части от трудоемкости. Поэтому сдвиги в ассортименте вырабатываемой продукции часто приводят к увеличению выпуска продукции в стоимостном выражении при снижении объема производства в натуре. Поэтому анализ выпуска в стоимостном выражении необходимо дополнить анализом ассортимента. Выполнить план в ассортименте, значит выполнить задание по выпуску каждого продукта в заданном объеме. Перевыполнение плана по отдельным продуктам, а также выпуск продукции, не предусмотренной планом в расчет выполнения плана по ассортименту не, принимается. Выполнение плана по ассортименту характеризуется коэффициентом ассортиментности, который исчисляется путем деления стоимости продукции, выпущенной в счет планового ассортимента, на стоимость выпуска продукции по плану. Предельная величина коэффициента ассортиментности = 1. Чем меньше коэф-т ассортиментности, тем больше недовыполнен план по ассортименту. Выпуск продукции в счет планового ассортимента исчисляется следующим образом: - если предприятие выполнило и перевыполнило план по какому-либо изделию, то в счет заданного ассортимента засчитывают объем продукции в размере плана. - если же план был не выполнен, то в счет заданного ассортимента засчитывают фактический объем выпуска продукции данного вида. Продукция, не предусмотренная планом, но вырабатываемая в отчетном периоде в счет выполнения плана по ассортименту не засчитывается.
Анализ ассортимента
К ас. = 12658,3 / 12701,1 * 100% = 99,66 % Процент выполнения плана по товарной продукции 101,2, а в натуральном выражении 101,56. Следовательно, предприятие увеличило выпуск более дешевой продукции, значит на предприятии были структурные сдвиги в составе выпущенной продукции. План по ассортименту предприятие не выполнило. За счет невыполненного плана по ассортименту выпуск продукции снизился. [(100 – 99,66) * 12701,1] / 100 = (0,34 * 12701,1) / 100 = 4318,4 т Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
=100800 млн. руб.
=98500 млн. руб.
=100 800-98 500 = +2300 млн. руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|