Примеры схем. Пример историографической схемы. Пример каузальной схемы. структурно-функциональный и типологический анализ
Примеры схем Пример историографической схемы
Парадигмальное поле изучения современности Пример каузальной схемы Социалистическая модель модернизации
структурно-функциональный и типологический анализ Типология авторитарных и тоталитарных режимов
Пример структурной схемы РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ИСЛАМА
Пример структурной схемы Лиссабонская стратегия Европейского Союза
Памятка по разработке фреймовой схемы
Разработка фреймовой схемы представляет собой комплексное аналитическое задание, направленное на структурирование и графическое отображение определенного материала. В самом общем смысле фрейм – это «рамка», содержащая некоторую информацию. Фреймовая схема – это модульная сеть, каждый сегмент которой (слот) отражает определенную характеристику объекта. Главное отличие фреймов от обычных графических схем заключается в том, что фрейм задает определенные смысловые «маршруты» передвижения в его информационном поле. Он «работает» как множественный сценарий, в рамках которого происходит структурирование и функциональное соотнесение той или иной информации, ее интерпретация. Примерами реализации фреймовой технологии являются система навигации в обучающих компьютерных программах, системы гиперссылок, объединяющие информационные ресурсы Интернета.
В целом, любой фрейм выполняет двойственную роль: с одной стороны, он обеспечивает комплексное восприятие и понимание сложных, нелинейные явлений и процессов, а с другой, служит сценарной основой для работы с информацией, выполняет роль своеобразного «операционного кода», позволяющего решать познавательные, когнитивные задачи не «с нуля», а в определенной логике. Так, например, фрейм классического источниковедческого анализа предполагает выделение в историческом источнике информационных единиц, которые атрибутируются по ряду критериев: установление авторства и статуса документа, установление текста, внешняя критика, внутренняя критика. Каждое из этих направлений анализа формирует отдельный слот, который не только имеет определенное информативное наполнение, но и предполагает некую функциональную направленность и взаимосвязь с другими слотами. Таким же образом, типовой фрейм «волшебной сказки» включает ролевые слоты («младший сын», «мудрая дева», «девочка-сиротка», «главный злодей» и т. п. ), событийные слоты («поединок героя и антигероя», «волшебные превращения», «странствия», «свадьба» и т. п. ), контекстные слоты («победа добра над злом», «защита справедливости», «помощь нуждающимся», «дружба героев» и т. п. ). Совокупность слотов и связей между ними формирует и информационную матрицу (схему) фрейма. Ключевые слоты выполняют в ней функцию «терминальных узлов». Поэтому графически фрейм часто изображается либо в форме пирамиды (где верхний уровень – это опорное понятие фрейма; средний уровень – «терминальные» слоты, заполненные ключевыми значениями и данными, нижний уровень – вспомогательные слоты, показывающие конкретные примеры, «особые случаи», меняющиеся данные); либо в форме паутины (где центр – это опорное понятие фрейма, по радиусам – «терминальные» слоты, на периферии окружности – вспомогательные слоты). Возможно и соединение нескольких фреймов в одну комплексную схему.
Задание, связанное с разработкой фреймовой схемы, подразумевает поэтапную работу с комплексом информации. На первом этапе происходит отбор информации и ранжирование по типу будущих слотов (опорная, «терминальная», вспомогательная информация). На втором этапе происходит «свертывание» всех информационных блоков в графические формы с краткими характеристиками (это тот графический материал, из которого и будет создаваться фреймовая схема). На третьем этапе проектируется общая графическая модель фрейма, включая «вертикальные» и «горизонтальные» соединения между слотами. На четвертом этапе модель фрейма уточняется с точки зрения функциональных связей между слотами (просчитываются различные сценарии «движения» по информационному пространству фрейма). В итоге фреймовая схема приобретает функцию когнитивной модели, то есть определенной схемы интеллектуальной деятельности с заданной логикой восприятия, анализа, объяснения, доказательства.
Пример линейной фреймовой схемы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|