Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример классического источниковедческого анализа




 

Источник: речь американского президента Дж. Кеннеди «Мы решили отправиться на Луну» 12 сентября 1962 г.

[John F. Kennedy Address at Rice University on the Space Effort. September 12, 1962 / Rice University [Электронный ресурс]. URL: https: //www. rice. edu/kennedy (дата обращения: 24. 01. 2022)]

1. Установление авторства и статуса документа:

Авторы текста – советник и спичрайтер американского президента Теодор Соренсен (1928-2010) и американский президент Дж. Кеннеди (1917-1963).

Место создания текста – стадион Университета Райса (г. Хьюстон, штат Техас, США). Время создания текста – 10 утра 12 сентября 1962 г. (основная часть текста скорее всего была создана раньше, однако Дж. Кеннеди вносил поправки в текст незадолго до своего выступления и вставил туда несколько реплик во время произношения речи).

Формальный статус (тип) источника – письменный источник (оригинал – видеоисточник).

Цели (характер) документа – информирование американской общественности о планах власти о высадке человека на Луну до 1970 г. XX в., убеждение нации в необходимости такого шага.

Текст речи доступен в полном объёме, уровень достоверности - высокий (это подтверждается его сравнением с видеоисточником).

2. Установление текста:

Основные содержательные линии:

1) Развитие прогресса человечества на протяжении всей его истории;

2) Американская нация должна быть первой;

3) Космические достижения США на момент 1960 г.;

4) Плюсы и минусы лунной космической программы.

Речь подразделена на 2 проблемно-тематических блока: 1) Американцы – прогресс человечества; 2) американцы – космос.

Структурные особенности: Дж. Кеннеди сначала определил американцев как продолжателей и наследников обозначенной ещё в древности линии прогресса человечества, который будет в любом случае продолжаться, а затем отметил, что венцом этого пути должно стать развитие американцами космической программы и достижение Луны.

Стилистические особенности: Кеннеди использует повторяющийся язык и структуру предложений, чтобы апеллировать к врожденному желанию своей аудитории быть героями, вдохновляя их объединиться как нация, разделить общую мечту и нести риски и жертвы для выполнения героической миссии на Луну. Заметно «не», за которым следует «но» (например, если американская миссия никогда не состоится, то космос станет театром зла, но если американцы смогут достичь Луны, то они станут героями). Таким образом, президент использует сопоставление. Кеннеди часто повторяет «мы», что создаёт чувство общности и гражданского участия. Под миссией на Луну Кеннеди подразумевает «вызов», а не «проект». Свои позиции Кеннеди подкрепляет логическими аргументами, опираясь на научные данные и исторические факты.

Моменты речи, требующие пояснения (у некоторых представителей даётся косвенное указание на род деятельности):

К. С. Питцер (1914-1997) – американский физик и химик-теоретик, 3-й Президент Университета Райса (1961-1968).

Линдон Б. Джонсон (1908-1973) – вице-президент США при Дж. Кеннеди с 20 января 1961 г. по 22 ноября 1963 г., 36-й президент США (1963-1969) от Демократической партии.

Прайс Дэниел (1910-1988) – американский политик, 38-й губернатор штата Техас (1957-1963), член Демократической партии.

Альберт Томас (1898-1966) – американский политик, член Палаты представителей США от штата Техас.

Александр Уайли (Вилли) (1884-1967) – американский политик, служил в Сенате США от штата Висконсин.

Джордж Миллер III (1945-наст. вр. ) – американский политик, член Палаты представителей США от штата Калифорния.

Джеймс Э. Уэбб (1906-1992) – американский государственный служащий, руководитель НАСА в 1961-1968 гг.

Дэвид Э. Белл (1919-2000) – директор Бюджетного бюро Администрации президента США (январь 1961 г. - декабрь 1962 г. ). Далее – администратор Агентства международного развития.

Исаак Ньютон (1643-1727) – английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики.

Уильям Брэдфорд (1590-1657) - один из отцов-пилигримов и основателей Плимутской колонии на территории современного Массачусетса (США), её губернатор и один из первых американских историков.

Джим Уиттакер (1929-наст. вр. ) – американский альпинист. Первый американец, взобравшийся на Эверест в 1963 г. Новости об этих планах впервые появились в прессе 5 июня 1961 г., став сенсацией в американском обществе.

Чарльз Огастус Линдберг (1902-1974) – американский лётчик, ставший первым, кто перелетел Атлантический океан в одиночку (20-21 мая 1927 г. по маршруту Нью-Йорк – Париж).

Райс Оулс и Техас Лонгхорнс – футбольные команды Университета Райса, традиционно соперники. В начале 60-х гг. XX в. между ними была напряжённая борьба за победу. До 1960-х гг. Райс часто побеждал, затем его ждали сплошные неудачи.

«Сатурн С-1» – американская ракета-носитель, разработанная командой Вернера фон Брауна, первая ракета-носитель из семейства «Сатурн». Её модернизированные варианты в последствии выводили в космос «Аполлоны».

«Атлас» – семейство американских ракет-носителей. Начиная с «Меркурия-6» (с Джоном Гленном) использовалась для этой космической программы.

Джон Гленн (1921-2016) – первый американский астронавт (и третий человек в мире после советских космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова), совершивший орбитальный космический полёт.

«F-1» – американский ракетный двигатель ракеты-носителя «Сатурн V», один из самых мощных жидкостных ракетных двигателей в мире. Использовался для вывода в космос «Аполлонов».

Мыс Канаверал – военная база США в штате Флорида, космодром, является частью т. н. «Космического побережья».

«Маринер» – серия автоматических межпланетных станций с целью изучения Меркурия, Марса и Венеры.

«ТИРОС» - первый в мире метеорологический спутник (США).

Джордж Мэллори (1886-1924) – британский альпинист, считается первым человеком, предпринявшим попытку восхождения на вершину Эвереста. Пропал без вести во время восхождения 8 июня 1924 г. вместе с напарником по связке Эндрю Ирвином.

Также под соперником США подразумевается СССР, на что прямо Кеннеди указывает лишь один раз, в остальных случаях даётся понять это.

3. Внешняя критика.

Основным автором текста был советник американского президента Теодор Соренсес, а Дж. Кеннеди уже после вносил туда свои правки. Итоговая речь была произнесена президентом в Университете Райса (г. Хьюстон, штат Техас, США) 12 сентября 1962 г. Обстоятельства, которые способствовали появлению этой речи – 1) космические успехи Советского союза, в частности полёты Ю. Гагарина и Г. Титова, начало развёртывания марсианской и венерианской советских космических программ; 2) очевидное отставание США от СССР; 3) личный «космический» азарт Дж. Кеннеди; 4) фиаско Америки в заливе Свиней (Куба) 17-20 апреля 1961 г., который ещё больше подорвал авторитет США. Таким образом, на появление этого документа повлияла историческая эпоха, а именно «холодная война» между СССР и США. У США было два выхода в опережении Советов – полёт на Луну или строительство орбитальной космической станции.

Ближайшее окружение Кеннеди - Линдон Б. Джонсон, Джеймс Э. Уэбб, Артур Шлезингер, Ричард Гарднер, Теодор Соренсен, Вернер фон Браун, Джером Визнер, Бернард Шривер, Фрэнк Стэнтон, Дональд Д. Кук, Джордж Р. Браун и др. – скептически отнеслись ко второму варианту, предложив первый. Примечательно, что первые два имени упоминаются в речи президента. А. Шлезингер – один из ближайших советников президента. Р. Гарднер – младший сотрудник Госдепартамента. Т. Соренсен был одним из составителей речи. В. фон Браун фактически возглавлял разработку американских космических программ. Дж. Визнер - профессор электротехники, председатель Научного консультативного комитета. Б. Шривен – генерал ВВС США, руководивший созданием ракет-носителей. Ф. Стэнтон - глава радиовещательной компании CBS, руководитель информационного ресурса CBS News. Д. Кук и Дж. Браун – крупные предприниматели. Таким образом, Кеннеди удалось найти поддержку у определённой части лиц, непосредственно относящихся к лунной программе; очевидно, что и они, в свою очередь, помогли президенту прийти к такому решению.

В сентябре 1962 г. Кеннеди прибыл г. Хьюстон (штат Техас). В этом городе был построен космический центр, для которого пожертвовал землю Humble Oil and Refining Company при посредничестве Университет Райса. Президент осматривал новый объект. Он воспользовался возможностью выступить с речью на стадионе Университета Райса.

Потенциальной аудиторией является, во-первых, вся американская нация, а, во-вторых, американские налогоплательщики. Речь вдохновила американцев и стала очень популярной. Однако она также озаботила общество по поводу стоимости и ценности усилий по высадке на Луну.

4. Внутренняя критика.

Мотивом Кеннеди, во-первых, была не просто победа над СССР в рамках конкретного космического проекта (лунной программы). Пилотируемый полет на Луну должен был стать осью, вокруг которой предстояло организовать и осуществить целый спектр мероприятий, которые должны были увести США от СССР в любом космическом направлении (и тем самым не позволить Советскому союзу вытеснить из космоса Соединённые Штаты). Космос был не только местом демонстрации национальной мощи, но и средством для дальнейшего её наращивания. Во-вторых, не допустить продвижение милитаризации космоса Советским союзом. В-третьих, восстановить авторитет и влияние США. В-четвёртых, было необходимо зарядить поникшую американскую общественность энергией.

Целью автора можно считать обоснование американской общественности необходимости развития лунной программы, получение её одобрения финансирование космического проекта.

Очевидно, что во многом достижение Луны было личной инициативой Кеннеди, связанная с его мировоззрением. Он заметно романтизировал представление о космосе, охарактеризовав его как новую границу для всего человечества, тем самым вселяя мечту в аудиторию. «Космос – это там, и мы собираемся подняться на него; и Луна, и планеты, и новые надежды на знания и мир – там». Чтобы обозначить этот момент более ярко, президент подкрепил его тезисом о неизбежном развитии/прогрессе человечества.

Кеннеди подчёркивает, что «ни одна нация, которая рассчитывает стать лидером других наций, не может рассчитывать остаться позади в гонке за космос» - «мы рассчитываем быть первыми». Если «наши надежды на мир и безопасность» и «наши обязательства перед самими собой, а также перед другими» должны оставаться неизменными, то США должны «стать ведущей космической державой в мире». «Мы поклялись, что увидим космос, заполненным не оружием массового уничтожения, а инструментом знания и понимания». «Станет ли это силой добра или зла – зависит от человека, и только если Соединённые Штаты займут главенствующее положение, мы сможем помочь решить, будет ли этот новый океан миром или новым ужасающим театром военных действий». Здесь отчётливо видна идеологическая составляющая, поскольку на тот момент шла «холодная война» - если США хотят сохранить мир и свободу, то высадка на Луну необходима.

Политическая составляющая заключается в придании лунной программе высокого национального приоритета, для чего необходимо увеличение налогов (главное, что люди смогут увидеть на что идут их средства). Это в интересах самих же граждан США.

На наш взгляд, космос для самого Кеннеди был не просто «полем битвы» с СССР, он хотел освоения космического пространства (это проскальзывает в речи). Однако задачей самой речи было сплочение американской нации перед потенциальной угрозой.

В данной речи присутствует и самоцензура – Советский союз упоминается лишь раз, в целом даётся лишь понять, что СССР – враг. Делалось это намеренно, чтобы акцентировать внимание именно на Соединённых Штатах, американской нации.

На наш взгляд, Кеннеди был искренен, однако, его критикуют за непоследовательность – сначала он говорит, что США должны обогнать СССР, а потом в других речах официально предлагает Советскому союзу совместно развивать лунную программу. Делал он это не из добрых намерений, очевидно, что Кеннеди хотел сохранить за США статус сверхдержавы и не хотел проигрывать СССР - пути к этому могли быть разные, в том числе и через сотрудничество с соперником. Кеннеди не был уверен в победе над СССР в Лунной гонке (в отличие от Конгресса) – это можно проследить по общему настроению речи, однако он хотел верить, что США смогут это сделать.

5. Источниковедческий синтез.

Из перечисленного выше, можно сделать вывод о соответствии между внутренними и внешними характеристикам текста. Написание текста во многом было связано с космическими успехами СССР и неудачами США. Сама речь призывает американцев сплотиться, чтобы обогнать Советский союз в Лунной гонке. На наш взгляд, содержание соответствует статусу документа. Речь во многом была направлена на поднятие статуса американцев прежде всего в их собственных глазах – для этого Кеннеди часто использует слово «мы», активно делает сопоставления, отсылает американскую нацию к прогрессу человеческой цивилизации в целом (тем самым говоря о том, что у них есть определённая миссия).

Данный документ является эффективным для использования в качестве исторического источника. Его можно использовать для исследования личности Дж. Кеннеди, политической истории США, американской идеологии, взаимоотношений между СССР и США, отношения США к СССР, американской космической программы, «имперскости» США как сверхдержавы и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...