Пример «количественного» контент-анализа
1. Тема исследования: Коммуникативная направленность статьи Роберта Парка «Город как социальная лаборатория»[1] Задачи исследования: – выявить функции, приписываемые Парком городскому пространству; – определить специфику использования идеологемы «город как социальная лаборатория» в статье Роберта Парка; – обозначить круг проблем в русле теории социологии города, отмеченных в публикации Р. Парка. Гипотеза исследования: Выбрав функциональные идеологемы города, выявить специфические характеристики города как социальной лаборатории и показать, опираясь на текст работы Парка, что публикация его статьи носит не только академический, но и коммуникативный характер, в том числе связана со стремлением Парка к формированию группы последователей, объединённых интересов к определенному кругу проблем «города». 2. Первичный анализ эмпирического материала. Первичный анализ текста позвал выделить шесть опорных категорий: Категория 1 «Лабораторный инструмент, город-лаборатория» Категория 2 «Удобство исследовательского поля» Категория 3 «Срез проблем города» Категория 4 «Функции города» Категория 6 «Возможности науки к переходу на практический этап» 3. Контект-мониторинг. Для проведения контент-мониторинга сформирована таблица и определены вспомогательные маркеры: Эмоциональное воздействие Интеллектуальное воздействие Символическое воздействие Деятельностно-мотивационное воздействие
Оценочное-рефлексивное воздействие
4. Итоговый анализ
Наиболее интенсивно упоминаются Категория 6 «Возможности науки к переходу на практический этап» (46 раз), Категория 1 «Лабораторный инструмент, город-лаборатория» (39 раз), Категория 3 «Срез проблем города» (30). С меньшей частотой повторяются Категория 2 «Удобство исследовательского поля» (15), Категория 4 «Функции города» (18). Доминирующим типом единиц текста в документе в целом являются оценка (24), действия (23), темы (22). Доминирующим типом единиц в Категории 1 – действия, Категории 2 – явления, Категории 3 – темы, Категории 4- действия, Категории 5 – оценка. Преобладающий характер коммуникативного воздействия в документе в целом – интеллектуальное воздействие. Доминирующий характер коммуникативного воздействия в Категориях 1-4 – интеллектуального воздействия, а в категории 5 – оценочно-рефлексивное воздействие. На протяжении всего теста логически были связаны две категории К1 и К5: город автор рассматривает как лупу, инструмент, способ познания социального пространства, поведения человека, а это положение используется Парком для иллюстрации и подтверждения того факта, что стремление многих исследователей обратиться к проблемам, актуальным для обозначенного времени, подтверждает практико-ориентированный характер их исследований.
Круг проблем, которые порождаются сообществом людей в городском пространстве ими же созданном, получил отражение через Категорию К3 – срез социальных проблем. Взаимовлияние города и человека иллюстрируется примерами Категории 4 – функциями города. Если проследить логическую цепочку автора, то она представлена в тексте в виде линии, каждый последующий элемент которой дополняет уже высказанную мысль: характеристика человеческой природы и ее изменение после создания городов – город как социальная лаборатория (инструмент контроля для наблюдений над социальными условиями и их отношение к поведению человека) – проведенные исследования, актуальные для текущего момента – срез основных проблем в связи с человеческой природой и трансформацией социальных институтов (различия естественных зон, причины социально дезорганизации, поведение человека, изучение среды, на которую реакцией и является поведение человека) – обоснование открытости города для дальнейших наблюдений, практики, экспериментов (решение насущных проблем, интерес к ним современных социальных институтов, организаций и служб, динамизм и трансформация как особенность открытости городской системы). Функции, который выполняет город можно обобщить следующим образом: секуляризация всех сфер жизни, вытеснение значимости общественного мнения и традиций и порождение мыслящего индивида, изменяет социальный порядок под напором практической необходимости (изменение, например, института образования, семьи). Таким образом, можно прийти к выводу, что несмотря на достаточно методологический характер статьи и характеристики города как инструмента (метода) социального познания, основной целью и направлением статьи стало стремление продемонстрировать тенденцию к переходу социологии на новый уровень -практико-ориентированных исследований. В этом плане данным статью можно считать не только примером академической научной публикации, но и коммуникативным месседжем, обращенным к научному сообществу Америки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|