Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сборник дидактического материала по психокоррекции. Педагогическая разработка




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 города Ейска     муниципального образования Ейский район

Сборник дидактического материала по психокоррекции. Педагогическая разработка

для  эффективного освоения образовательной программы

составил педагог-психолог Садовая Оксана Владимировна

г. Ейск 2020г

Предисловие

Методическое пособие содержит систему нейропсихологических упражнений и игр, которая поможет в организации и проведении занятий педагогам-психологам, воспитателям и другим специалистам, работающим в сфере дошкольного образования, а так же в начальной школе.

Но так же она предназначена и для самых близких людей ребёнка — заботливых родителей. Их влияние на успешность обучения очень велико.   Родители, освоив некоторые приёмы и техники, могут предотвратить трудности обучения у дошкольников и помочь преодолеть неуспеваемость у школьников. Выполняя задания, ребёнок будет развивать своё мышление, воображение и тренировать другие важные психические функции, необходимые для успешного обучения в школе. В настоящее время количество школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. Раньше основными причинами неуспеваемости в школе считались неправильное воспитание и проблемная социальная среда.

В последние годы неуспешными оказываются и дети из вполне благополучных семей. И всё чаще хорошая успеваемость в школе даётся ребёнку ценой постоянных головных болей, проблем с желудочно-кишечным трактом или различных невротических проявлений. Один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать. А другой, учась в школе, порой уже

не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детишек. Чаще всего школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и математикой. Когда ребёнок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный мир. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает.

Учиться хочет, но не может. В чём причина? Одна из причин в том, что система школьного обучения в данное время не в полной мере соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям детей. Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию.

Школьные программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на возрастные и психические особенности ребёнка. В результате даже способные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих. Другой причиной трудностей обучения могут быть различные недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так.

Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.   Работу с детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребёнка, в отличие от мозга взрослого, находится в стадии формирования. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время.       

Одним из современных направлений в коррекционно-развивающем обучении является нейропсихологическая коррекция.
Коррекционно–развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет три направления:

– Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
 – Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в нее компонентов;

– На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

  Коррекционно–развивающие занятия необходимы как при подготовке к обучению в школе, так и детям, не успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических функций,  и детям, которые со школьной программой справляются, но в ущерб своему здоровью. С какими проблемами приходится сталкиваться родителям и педагогам? Что чаще всего мы слышим от самого ребёнка?

 Жалобы ребёнка и вероятная «расшифровка»:

• «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.

• «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.

• «Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки информации.

• «Не могу представить» — проблема с воображением.

Как видим, жалобы ребёнка связаны с проблемой развития основных психических функций.

Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения?

В первую очередь — внимание. Причём внимание должно обладать произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением и объёмом. Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию. Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие разномодальной информации: например, слушать

учителя и писать. Именно на внимание ребёнка часто жалуются родители и педагоги. С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Но ко времени обучения в школе к 7 годам уровень развития этих отделов и, соответственно, все свойства внимания должны быть у ребёнка на достаточной высоте.

Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хорошую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуются с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения. За хорошую работоспособность также отвечают различные глубинные отделы головного мозга, так называемый «ствол».

Следующий пункт — это хороший уровень саморегуляции и контроля собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого необходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции. За сферу самоконтроля отвечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в последнюю очередь, примерно к 15-18 годам. Но в норме ребёнок к 7-8 годам обладает достаточным уровнем самоконтроля для обучения в школе.

Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия. Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на восприятии отдельных признаков предмета, вызвав фрагментарность, неполноту образа. При нарушениях зрительно- пространственного восприятия ребёнок может «отзеркалить» буквы, путать их при написании.

   Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы головного мозга.

  При несформированности акустического восприятия могут возникнуть акустического восприятия могут возникнуть трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематического характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных фонем б-п, д-т и т. д. За это отвечают височные отделы головного мозга.

   Качественному обучению мешают и проблемы в речевой сфере: небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя, связной речи.

    Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти. Как  правило, зрительная память является у многих людей ведущей. Поэтому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слухоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной), то это показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга.

  Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.

    Также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульсивен или медлителен, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может проявляться, например, в письме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы переключения отвечают заднелобные отделы головного мозга.

Важный аспект — сформированность межполушарного взаимодействия, которое должно созреть в полной мере к 8 годам, но уже к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при решении задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на начальных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может вспомнить, как пишется та или иная буква).

  У ребёнка должен отсутствовать гипер-/гипотонус в руке. Важна правильная постановка руки при письме.

 Если у ребенка имеется хотя бы одна из перечисленных проблем, необходимы дополнительные занятия для развития той или иной психической функции.

Принципы занятия.

1. Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение дефектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических функций.

2. Эмоционально-реабилитационный — восстановление уверенности ребёнка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.

 3. Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятельности.

   Самая приемлемая форма для дополнительных занятий — это игра. Игра является ведущей деятельностью, начиная с младенчества, когда появляются предпосылки игры, и до младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Но и в этом возрасте дети продолжают активно играть. Именно в игре проявляются их характер, эмоциональные переживания, умение действовать по правилам.

   В школьном возрасте внимание ребёнка становится более устойчивым, идёт непроизвольное освоение учебного материала. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребёнок, обучаясь, при этом получает удовольствие. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «неуспеха». Именно в игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки.

   Желательно выбрать для занятий 20-25 минут несколько раз в неделю, если с ребенком занимаются родители дома. Очень важно при этом создать доброжелательную обстановку. Нужно исключить из поля зрения все отвлекающие предметы (телевизор, радио, телефон  и т. п. ).

Описанные ниже упражнения подойдут для детей 6-10 лет, в зависимости от подготовленности ребёнка, его индивидуальных и возрастных особенностей. Некоторые из этих упражнений не требуют проведения дополнительных занятий. Они могут органично включаться в контекст каждого занятия НОД. Могут проводить данные упражнения как воспитатели и учителя, так и специалисты.

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...