Применение оценочных критериев
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Реализация стратегии и менеджмент Введение Процесс реализации стратегии начинается со сбора информации, полученной при проведении стратегического анализа. Затем собранную информацию используют в качестве источника данных для выбора наиболее подходящего варианта стратегии. Модель и методы выбора рассматриваются в 4.1. Выбрав соответствующий вариант стратегии, компания должна изучить ряд вопросов, связанных с практической реализацией данной стратегии. Во-первых, реализация стратегии предполагает реконфигурацию ресурсной базы организации. Достаточно ли у компании необходимых ресурсов, таких, как финансовые средства, соответствующий персонал, материальная база (запас товаров, земля, помещения и т. д.), а также интеллектуальных резервов (юридические права) для того, чтобы реализовать свою стратегию? В случае если каких-либо ресурсов не хватает, компания должна обеспечить себя ими (см. 4.2). Во-вторых, организации необходимо преобразовать свою управленческую структуру и культуру таким образом, чтобы они способствовали достижению наилучших результатов. Может оказаться, что структура компании и ее культура не отвечают поставленной задаче. В этом случае руководству компании понадобится произвести необходимые изменения (4.2). В-третьих, реализация стратегии, как правило, влечет за собой внутренние изменения, скажем, изменения в структуре и организационной культуре. Управление внутрифирменными изменениями может оказаться самым сложным этапом в процессе реализации стратегии, поэтому в 4.2 этим вопросам уделяется особое внимание. В-четвертых, иногда реализация стратегии влечет за собой изменение размера организации. Реализация стратегий, связанных с ростом компании, может быть достигнута путем внутренних и внешних изменений, иногда с помощью совместных предприятий. Эти виды стратегий, а также стратегии, связанные с уменьшением размера организации, обсуждаются в 4.3.
В-пятых, успешная реализация стратегии означает порой существенные изменения во взаимоотношениях компании с ее клиентами. Это ставит в центр внимания вопросы качества продукции. Производственные функции и качество выпускаемой продукции становятся ключевыми аспектами стратегического процесса (см. 4.4). В-шестых, одним из самых важных стратегических вопросов, влияющих на результаты деятельности организации, является степень ее участия в международных рынках. В большей степени это касается таких рынков, как нефтяной, фармацевтический, рынок воздушных перевозок, финансовый рынок, а также рынок профессионального образования. Вопросы международной стратегии рассматриваются в 4.5. В-седьмых, реализация стратегии требует изучения того, каким образом данная стратегия затрагивает интересы внутреннего и внешнего окружения компании. Социальные последствия деятельности компании и ее этическая роль в жизни общества будут детально рассмотрены в 4.6. И, наконец, важно помнить, что, осуществляя ту или иную стратегию, организация способствует изменению окружающей среды. Вполне вероятно, что со времени проведения последнего стратегического анализа во внутренней и внешней среде организации могли произойти изменения. Это означает, что проводимая стратегия в данный момент больше не является адекватной. Таким образом, стратегический процесс никогда не бывает завершенным, он имеет непрерывный характер. На каждом этапе реализации своей стратегии организация должна учитывать изменения в окружающей ее среде. Любые изменения, происходящие в окружении, вызывают переоценку стратегического выбора, а следовательно, корректируют сам процесс стратегической реализации.
Оценка и выбор стратегий Введение Принятие решений никогда не бывает легким процессом. Чтобы сделать правильный выбор, в любой ситуации прежде всего необходимо получить соответствующую информацию. Таким образом, цель первого этапа стратегического анализа - предоставить менеджменту компании полную информацию о внутренних сильных и слабых сторонах организации и о ее внешних возможностях и угрозах. Следующий этап принятия решения связан с рассмотрением всех имеющихся альтернатив. Не обязательно, что самый очевидный выбор будет самым правильным. По мере появления вариантов необходимо оценить каждый из них с помощью последовательно применяемых критериев. Задача этого этапа заключается в том, чтобы убедиться, что все варианты были тщательно изучены и оценены. И, наконец, стратегический выбор включает принятие решения, основанного на оценке всех возможностей. В данном разделе все эти этапы будут рассмотрены.
Определение стратегических вариантов Природа стратегических вариантов В начале раздела следует напомнить, чем именно стратегические решения отличаются от оперативных. Данные термины встречались в разделе 1, который был посвящен сущности стратегических целей. Стратегические решения принимаются на самом высоком уровне организации. Они связаны с решениями, имеющими значение для всей организации, ее позиции по отношению к продукту, ресурсным рынкам, конкурентам и макросреде. Таким образом, решения стратегического уровня относятся к основным вопросам. Оперативные решения связаны с вопросами о том, как наилучшим образом выстроить внутренние структуры организации и управлять ими, чтобы добиться реализации стратегических целей. Основные вопросы, которые рассматриваются на стратегическом уровне, как правило, затрагивают три основные сферы: 1) решения, связанные с выбором продуктов и рынков (см. 2.4); 2) решения, связанные с генерическими стратегиями и масштабами (см. 3.3); 3) решения, связанные с ростом и развитием (см. 4.3). Как правило, организации постоянно принимают решения по указанным вопросам. Не следует забывать, что стратегический процесс, как и любой процесс, непрерывен. Стратегический выбор не является раз и навсегда определенным видом деятельности, как не являются таковыми стратегический анализ, реализация стратегии и стратегический менеджмент.
Компании, которые действуют в условиях быстро изменяющегося окружения, вынуждены принимать решения, связанные со стратегическим выбором, постоянно. Следовательно, вопросы, рассматриваемые в данной главе, заслуживают серьезного внимания. Решения, связанные с выбором продуктов и рынков Вопросы о том, какие выбрать продукты и рынки, являются чрезвычайно важными, так как от их решения зависит не только уровень будущих доходов компании, но порой и сам факт выживания организации. Существует несколько аспектов, которые организация должна учитывать при принятии решения относительно продукта и рынка. Категории продуктов и категории рынков Во-первых, компании необходимо принять решение, какие виды продуктов она собирается предлагать. Основная классификация продуктов была представлена в главе 5. Она имела следующий вид: • товары и/или услуги; • потребительские и/или производственные товары; • товары массового потребления, товары предварительного выбора и фирменные товары (Copeland, 1923). При выборе рынков компания должна рассмотреть следующие моменты: их географическое месторасположение, возможность участия в международных рынках, преимущества или риски, вероятные в результате сделанного выбора (см. 4.5). Характеристики продукта Во-вторых, должны быть приняты решения, связанные с характеристиками продукта. Сочетание свойств, которыми будет наделен продукт, повлияет не только на затраты, связанные с его производством, но и на его рыночную позицию. Мы рассматривали пять уровней свойств (или преимуществ) продукта, разработанных Котлером (см. 2.4). Включение или исключение какого-либо свойства отражается на любой из принятых стратегий. Продуктовые и рыночные портфели
В-третьих, решения, связанные с выбором продуктов и рынков, должны включать вопрос о портфеле продуктов. Степень концентрации или, наоборот, уровень охвата рынков имеет важное значение. Широкий портфель (присутствие во многих секторах рынка данной продукции) дает возможность противостоять спаду в данном секторе, а также использовать преимущества других сфер деятельности компании. И, наоборот, узкий портфель позволяет руководству организации концентрировать свое внимание и развивать профессиональное знание в узкой сфере деятельности. Вопросы, касающиеся жизненного цикла И наконец, компания должна вынести еще одно решение, связанное с продуктами и рынками: решение о продолжительности их жизни. Интуитивно, конечно, можно было бы сказать, что особого внимания заслуживают продукты или рынки, достигшие периода зрелости или оказавшиеся в состоянии спада. Однако не менее важно постоянно создавать новую продукцию и разрабатывать новые рынки. Решения, связанные с выбором генерической стратегии Решения, принимаемые организацией относительно выбора генерической стратегии, очень важны не только потому, что определяют конкурентное положение организации, но и потому, что определяют, каким образом будет строиться внутренняя деятельность по созданию ценностной цепочки (см. 2.1 и 3.3). Если, например, компания принимает решение следовать стратегии дифференциации, то значение этого решения будет ощущаться во всех подразделениях организации. Структура и культура компании должны быть перестроены таким образом, чтобы поддерживать генерическую стратегию. Характеристики продукта и его качество также будут отражать ее генерическую стратегию (см. 4.4). Подобным образом необходимо будет перестраивать ресурсную базу организации. Если компания выбирает стратегию, направленную на снижение издержек, ей необходимо будет изучить все те же вопросы, хотя методы реконструирования ее внутренней деятельности могут быть иными. Решения, связанные с ростом и развитием Если не учитывать исключительные случаи, когда стратегический выбор не предполагает каких-либо изменений, реализация стратегии все-таки вызывает изменение размера организации. Если компания действует на убывающем рынке, изменение будет происходить в сторону ее сокращения. Однако большинство развивающих стратегий предназначены для роста компаний. В связи с этим выделяют два типа стратегических решений. Первый тип решений предназначен для разработки главного курса развития компании (см. 3.3). Стратегии такого типа соответствуют модели И. Ансоффа (Ansoff, 1987), и их не следует путать с основными стратегиями Портера (Porter, 1985). Второй тип решений связан с механизмом реализации генерической стратегии развития (см. 4.3).
Генерические стратегии Ансоффа предусматривают развитие организации на новых или на уже существующих рынках. Механизмы роста могут быть внутренними (органичными) или внешними. Каждый выбор, направленный на развитие организации, имеет свои преимущества и, кроме того, связан с определенным риском. Полный анализ возможных последствий предпочтительной стратегии проводится на стадии ее оценки и выбора. Применение оценочных критериев Когда компания принимает решение о том, какой курс ей следует выбирать, как правило, перед высшим руководством организации возникает ряд альтернатив. Чтобы каждая альтернатива была изучена в равной степени, используют несколько критериев. Для каждого стратегического выбора применяют четыре критерия, имеющих форму вопросов, задаваемых в отношении каждого варианта. Если ответы, полученные на четыре вопроса, будут утвердительные, то выбор «проходит испытание». Эти четыре вопроса выглядят следующим образом: 1. Является ли стратегический выбор соответствующим? 2. Является ли стратегический выбор технико-экономически обоснованным? 3. Является ли стратегический выбор приемлемым/одобренным? 4. Позволит ли стратегический выбор достичь конкурентного преимущества? Критерий соответствия Стратегический выбор считается соответствующим, если позволяет организации на практике добиться осуществления стратегических целей. Если же он хоть как-то препятствует своевременному выполнению поставленных задач, то от такого выбора следует отказаться. Приведем простой пример. Если ваша цель - добраться из Парижа в Лондон, то выезд из Парижа в южном направлении был бы неподходящим решением, не соответствующим поставленной задаче. Если же вы поедете в северном направлении, то такой выбор будет соответствующим. Подобным образом для организации, стремящейся расширить свои рынки за счет присутствия на международном рынке, решение увеличить инвестирование на внутреннем рынке было бы несоответствующим. Критерий технико-экономической обоснованности Стратегический выбор может быть удачен, если он технико-экономически обоснован. Производя оценку выбора с помощью этого критерия, следует помнить, что технико-экономическая обоснованность может быть различной степени. Одни варианты могут быть полностью необоснованными с точки зрения технико-экономических возможностей, другие - иметь большую степень обоснованности, третьи - быть определенно технико-экономически обоснованы. Степень соответствия выбора в основном будет зависеть от ресурсной базы организации. Нехватка какой-либо одной из ключевых ресурсных составляющих (материальных, финансовых, человеческих или интеллектуальных ресурсов) создаст проблему при оценке выбора. Так, например, если при выборе стратегии учитываются капитал, а у компании его нет, или человеческие ресурсы, которые трудно приобрести, земля и оборудование, которые также сложно приобрести, или если организации необходимы интеллектуальные ресурсы, которые редко встречаются на рынке, то, скорее всего, оценка такого выбора будет маловероятна. Критерий приемлемости/одобренности Стратегический выбор считается приемлемым/одобренным, если все, кто должен одобрить стратегию, принимают сделанный выбор. Возникает очевидный вопрос: кто же эти лица, которые должны одобрить сделанный выбор? В разделе 1 мы рассматривали понятие «заинтересованные лица», более подробно вернемся к нему в 4.6. Степень влияния заинтересованных лиц на процесс стратегического принятия решений зависит от двух переменных факторов - их власти и интереса (см. 1). Та сторона, у которой имеется наилучшее сочетание двух факторов - способности (власть) и желания (интерес) оказывать влияние на деятельность организации, будет наиболее влиятельной силой при осуществлении стратегического выбора. Если две (или больше) стороны имеют равную степень влияния, увеличивается вероятность конфликтов. В большинстве случаев самым заинтересованным лицом выступает совет директоров. Критерий конкурентного преимущества В разделе 1 мы узнали, что одной из главных целей стратегии организации является создание конкурентного преимущества. Учитывая этот критерий, любой стратегический выбор должен давать ответ на следующий вопрос: «Какой смысл следовать данному выбору, если он не приведет к результатам, превосходящим результаты деятельности конкурентов, или не принесет сверхприбыль?» Другими словами, стратегический выбор окажется неудачным, если в результате следования ему показатели организации будут обычными или средними для данной отрасли. Этот момент приобретает особое значение, когда рассматриваются стратегические варианты, связанные с продукцией компании. Например, если новый выбор, сделанный в отношении продукта, прогнозирует неопределенность его приема на рынке, возникает вопрос: «А в чем смысл запуска этого продукта?» Маловероятно, что эта акция позволит организации создать конкурентное преимущество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|