Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовые инструменты оценки




На стадии оценки и стратегического выбора менеджеры могут применять ряд ин­струментов, способствующих достижению лучшего результата. Не все инструменты универсальны, а одни применяются чаще, чем другие. Однако для изучения того или иного варианта используют как можно больше инструментов, чтобы при принятии решения учитывать как можно более полную информацию.

Как правило, в первую очередь к процессу стратегического анализа и выбора при­влекаются бухгалтеры, так как их знание финансовой ситуации компании является определяющим при выработке дальнейшего хода действий. Существуют две основ­ные области финансового анализа: прогнозирование денежных потоков и оценка эф­фективности инвестиций.

Прогнозирование денежных потоков

Одним из самых простых финансовых инструментов является анализ денежных потоков. Существенным моментом при этом является прогнозирование ожидаемых доходов, понесенных затрат и на основании этого - прогнозирование чистых денеж­ных доходов и расходов. В большинстве случаев прогнозирование разбивается на месячные периоды, а отчет о результатах хозяйственной деятельности организации (отчет о прибылях и убытках) строится на показателях за месяц. Наиболее удачную стратегию можно определить, если по каждому варианту выбора для сравнения рас­считать одни и те же показатели.

Оценка эффективности инвестиций

Исходя из самого простого определения, инвестиции - это деньги, вложенные в про­ект с целью получения в будущем большего количества денег. Основной вопрос, возни­кающий при оценке эффективности инвестиций, заключается в следующем: «Какую прибыль получит организация при той или иной инвестиционной стратегии?».

При оценке эффективности инвестиций учитывается временной фактор, так как доходность по инвестициям может существовать в течение ряда лет, а иногда и деся­тилетий. Таким образом, данный фактор часто встраивается в расчеты, чтобы учиты­вать процесс инфляции.

Первое, что хотят знать бухгалтера: каков период отдачи вложений. Период отда­чи - это время, необходимое для возврата инвестиций. Чем оно короче, тем лучше. Ес­ли, например, ожидаемая доходность от инвестиций стоимостью 1000 фунтов стер­лингов составляет 100 фунтов в месяц, то период отдачи вложений будет равен 10 ме­сяцам.

В действительности периоды отдачи вложений редко бывают такими короткими, поэтому расчеты, связанные с оценкой эффективности вложений, могут оказаться не­сколько сложнее. В результате инфляции отдача от вложений по прошествии опреде­ленного времени может быть сведена на нет. Таким образом, для учета инфляцион­ных влияний бухгалтера часто включают этот фактор на основе приблизительных подсчетов.

Ограниченность финансовых инструментов

Ограниченность финансовых инструментов объясняется непредсказуемостью бу­дущего. В разделах 3.1 и 3.2 мы узнали, что макро- и микроокружение может изменяться, причем довольно быстро. Таким образом, размер фактического возврата средств от инвестиций может не совпадать с ожидаемым.

Ограниченность также свойственна прогнозированию уровня инфляции по отно­шению к расчетам чистой текущей стоимости. В экономически развитых странах (страны Западной Европы, Северной Америки, Япония и Австралия), уровень инфля­ции на протяжении многих лет держится в относительно стабильных рамках - от 2 до 10%, испытывая случайные «шоки», как это было в середине 70-х, когда уровень инфляции в Великобритании достиг 24%. В других странах, где имеются проблемы со снабжением товаров и стоимостью валют, могут быть гораздо более высокие ин­фляционные уровни, достигающие иногда 1000% в год. Низкие и стабильные показа­тели инфляции в большей степени способствуют инвестированию, чем высокий и не­предсказуемый уровень инфляции.

Другие инструменты оценки

Финансовая оценка эффективности стратегических вариантов очень важна для ор­ганизации, однако компании могут применять и другие методы сбора полезной ин­формации. Для этих методов финансовая информация может выступать в качестве входных данных, поэтому их следует рассматривать не вместо финансовых методов анализов, а наряду с ними. Они обогащают информацию и способствуют более пра­вильному стратегическому выбору со стороны руководства компании.

Анализ «издержки-прибыли» («затраты-выгоды»)

Анализ «издержки-прибыли» («затраты-выгоды») применяется в разных сферах жизни, не только в отношении оценки эффективности и выбора стратегии. Каждый выбор предполагает затраты и ожидаемые выгоды. Если бы то и другое можно было выразить в количественном соотношении, тогда анализ затрат и результатов был от­носительно простым. Такой ситуации почти никогда не бывает.

Издержки, необходимые для осуществления только одного выбора, состоят из не­скольких затрат. Причем только затраты, связанные с финансовым инвестированием, легко поддаются количественному учету. Сложно подсчитать стоимость невыполне­ния последующего выбора - стоимость нереализованной возможности. Оценка стои­мости отдельных видов затрат, например, затрат, сопряженных с социальной сферой и защитой окружающей среды, также вызывает большие затруднения.

То же относится и к расчету результатов. Помимо финансового анализа, организа­ция должна учесть стоимость социальных льгот, стоимость роста деловой репутации фирмы и качества ее услуг. Нематериальные факторы с трудом поддаются стоимост­ному анализу, так как по мере увеличения числа показателей финансовых результатов требуется более длительный срок для их анализа.

Основные положения

Социальные издержки и выгоды

Все организации в результате своей деятельности оказывают влияние на жизнь общества. Это влияние может происходить также со стороны произво­димого продукта. Значение термина «социальный» имеет довольно широкие рамки. Именно понятие «социальная сфера» употребляется для характеристи­ки занятости населения, его благосостояния и здоровья, уровня химических выбросов, степени загрязнения, эстетических запросов общества, деятельно­сти благотворительных организаций и т. д.

Стратегический выбор может иметь социальные затраты и социальные выго­ды. По нашему мнению, социальные затраты - это ухудшение положения в лю­бой из приведенных выше сфер: рост безработицы, высокий уровень химиче­ских отбросов и загрязнения среды, падение уровня доходов и др. И, наобо­рот, социальные выгоды организации - это рост занятости, экологически чис­тое производство, лучшие условия труда и т. д.

Анализ воздействий

Предполагаемые последствия стратегического выбора в социальной и финансо­вой сферах требуют соответствующего исследования. Прежде всего необходимо от­ветить на вопрос: «Если этот выбор открывает "зеленую улицу" для организации, ка­кие последствия он может иметь на...?»

Области, которые могут оказаться под влиянием выбора, зависят от обстоятельств, в которых данный выбор был сделан. Например, при рассмотрении вопроса о строи­тельстве новой атомной станции будет учитываться влияние этого проекта на такие факторы социальной жизни местного населения, как занятость, местный туризм, возможный риск для здоровья служащих и жителей местности, репутация города и ландшафт региона, а также местные флора и фауна.

В большинстве случаев изучение воздействий будет составляющей частью анализа «издержки-прибыли» («затраты-выгоды»). Правда, данному анализу свойственна та же ограниченность, что и предыдущему. Это объясняется трудностями, связанными с истинной оценкой факторов, оказавшихся под воздействием стратегического выбора.

Анализ чувствительности и допущений («что, если?»)

Неопределенность будущего делает любой прогноз неточным, никакая организация не может предвидеть цепь последующих событий. Однако получить представление о влиянии возможных негативных событий на результаты деятельности организации позволяют анализ допущений («что, если?») и его вариант- анализ чувствительности.

Создание прикладных компьютерных программ, в частности электронных таблиц, существенно облегчает проведение анализа. Финансовая модель, представленная в виде таблицы, позволяет сделать ряд предположений - прогнозирование доходов, затрат, темпов инфляции и др. Внося эти изменения в модель, можно спрогнозировать последствия 10%-го увеличения затрат или предполагаемый уровень инфляции. Мо­дель разработана для оценки чувствительности денежных потоков по отношению к различным изменениям.

Качественные показатели также могут быть измерены. Если выбор стратегии име­ет высокую степень зависимости, скажем, от основного вида сырья или позиции ве­дущего менеджера, анализ «что, если?» сможет показать, каковы будут потери или ве­личина сокращения ключевых ресурсов организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...