Финансовые инструменты оценки
На стадии оценки и стратегического выбора менеджеры могут применять ряд инструментов, способствующих достижению лучшего результата. Не все инструменты универсальны, а одни применяются чаще, чем другие. Однако для изучения того или иного варианта используют как можно больше инструментов, чтобы при принятии решения учитывать как можно более полную информацию. Как правило, в первую очередь к процессу стратегического анализа и выбора привлекаются бухгалтеры, так как их знание финансовой ситуации компании является определяющим при выработке дальнейшего хода действий. Существуют две основные области финансового анализа: прогнозирование денежных потоков и оценка эффективности инвестиций. Прогнозирование денежных потоков Одним из самых простых финансовых инструментов является анализ денежных потоков. Существенным моментом при этом является прогнозирование ожидаемых доходов, понесенных затрат и на основании этого - прогнозирование чистых денежных доходов и расходов. В большинстве случаев прогнозирование разбивается на месячные периоды, а отчет о результатах хозяйственной деятельности организации (отчет о прибылях и убытках) строится на показателях за месяц. Наиболее удачную стратегию можно определить, если по каждому варианту выбора для сравнения рассчитать одни и те же показатели. Оценка эффективности инвестиций Исходя из самого простого определения, инвестиции - это деньги, вложенные в проект с целью получения в будущем большего количества денег. Основной вопрос, возникающий при оценке эффективности инвестиций, заключается в следующем: «Какую прибыль получит организация при той или иной инвестиционной стратегии?».
При оценке эффективности инвестиций учитывается временной фактор, так как доходность по инвестициям может существовать в течение ряда лет, а иногда и десятилетий. Таким образом, данный фактор часто встраивается в расчеты, чтобы учитывать процесс инфляции. Первое, что хотят знать бухгалтера: каков период отдачи вложений. Период отдачи - это время, необходимое для возврата инвестиций. Чем оно короче, тем лучше. Если, например, ожидаемая доходность от инвестиций стоимостью 1000 фунтов стерлингов составляет 100 фунтов в месяц, то период отдачи вложений будет равен 10 месяцам. В действительности периоды отдачи вложений редко бывают такими короткими, поэтому расчеты, связанные с оценкой эффективности вложений, могут оказаться несколько сложнее. В результате инфляции отдача от вложений по прошествии определенного времени может быть сведена на нет. Таким образом, для учета инфляционных влияний бухгалтера часто включают этот фактор на основе приблизительных подсчетов. Ограниченность финансовых инструментов Ограниченность финансовых инструментов объясняется непредсказуемостью будущего. В разделах 3.1 и 3.2 мы узнали, что макро- и микроокружение может изменяться, причем довольно быстро. Таким образом, размер фактического возврата средств от инвестиций может не совпадать с ожидаемым. Ограниченность также свойственна прогнозированию уровня инфляции по отношению к расчетам чистой текущей стоимости. В экономически развитых странах (страны Западной Европы, Северной Америки, Япония и Австралия), уровень инфляции на протяжении многих лет держится в относительно стабильных рамках - от 2 до 10%, испытывая случайные «шоки», как это было в середине 70-х, когда уровень инфляции в Великобритании достиг 24%. В других странах, где имеются проблемы со снабжением товаров и стоимостью валют, могут быть гораздо более высокие инфляционные уровни, достигающие иногда 1000% в год. Низкие и стабильные показатели инфляции в большей степени способствуют инвестированию, чем высокий и непредсказуемый уровень инфляции.
Другие инструменты оценки Финансовая оценка эффективности стратегических вариантов очень важна для организации, однако компании могут применять и другие методы сбора полезной информации. Для этих методов финансовая информация может выступать в качестве входных данных, поэтому их следует рассматривать не вместо финансовых методов анализов, а наряду с ними. Они обогащают информацию и способствуют более правильному стратегическому выбору со стороны руководства компании. Анализ «издержки-прибыли» («затраты-выгоды») Анализ «издержки-прибыли» («затраты-выгоды») применяется в разных сферах жизни, не только в отношении оценки эффективности и выбора стратегии. Каждый выбор предполагает затраты и ожидаемые выгоды. Если бы то и другое можно было выразить в количественном соотношении, тогда анализ затрат и результатов был относительно простым. Такой ситуации почти никогда не бывает. Издержки, необходимые для осуществления только одного выбора, состоят из нескольких затрат. Причем только затраты, связанные с финансовым инвестированием, легко поддаются количественному учету. Сложно подсчитать стоимость невыполнения последующего выбора - стоимость нереализованной возможности. Оценка стоимости отдельных видов затрат, например, затрат, сопряженных с социальной сферой и защитой окружающей среды, также вызывает большие затруднения. То же относится и к расчету результатов. Помимо финансового анализа, организация должна учесть стоимость социальных льгот, стоимость роста деловой репутации фирмы и качества ее услуг. Нематериальные факторы с трудом поддаются стоимостному анализу, так как по мере увеличения числа показателей финансовых результатов требуется более длительный срок для их анализа. Основные положения Социальные издержки и выгоды Все организации в результате своей деятельности оказывают влияние на жизнь общества. Это влияние может происходить также со стороны производимого продукта. Значение термина «социальный» имеет довольно широкие рамки. Именно понятие «социальная сфера» употребляется для характеристики занятости населения, его благосостояния и здоровья, уровня химических выбросов, степени загрязнения, эстетических запросов общества, деятельности благотворительных организаций и т. д.
Стратегический выбор может иметь социальные затраты и социальные выгоды. По нашему мнению, социальные затраты - это ухудшение положения в любой из приведенных выше сфер: рост безработицы, высокий уровень химических отбросов и загрязнения среды, падение уровня доходов и др. И, наоборот, социальные выгоды организации - это рост занятости, экологически чистое производство, лучшие условия труда и т. д. Анализ воздействий Предполагаемые последствия стратегического выбора в социальной и финансовой сферах требуют соответствующего исследования. Прежде всего необходимо ответить на вопрос: «Если этот выбор открывает "зеленую улицу" для организации, какие последствия он может иметь на...?» Области, которые могут оказаться под влиянием выбора, зависят от обстоятельств, в которых данный выбор был сделан. Например, при рассмотрении вопроса о строительстве новой атомной станции будет учитываться влияние этого проекта на такие факторы социальной жизни местного населения, как занятость, местный туризм, возможный риск для здоровья служащих и жителей местности, репутация города и ландшафт региона, а также местные флора и фауна. В большинстве случаев изучение воздействий будет составляющей частью анализа «издержки-прибыли» («затраты-выгоды»). Правда, данному анализу свойственна та же ограниченность, что и предыдущему. Это объясняется трудностями, связанными с истинной оценкой факторов, оказавшихся под воздействием стратегического выбора. Анализ чувствительности и допущений («что, если?») Неопределенность будущего делает любой прогноз неточным, никакая организация не может предвидеть цепь последующих событий. Однако получить представление о влиянии возможных негативных событий на результаты деятельности организации позволяют анализ допущений («что, если?») и его вариант- анализ чувствительности.
Создание прикладных компьютерных программ, в частности электронных таблиц, существенно облегчает проведение анализа. Финансовая модель, представленная в виде таблицы, позволяет сделать ряд предположений - прогнозирование доходов, затрат, темпов инфляции и др. Внося эти изменения в модель, можно спрогнозировать последствия 10%-го увеличения затрат или предполагаемый уровень инфляции. Модель разработана для оценки чувствительности денежных потоков по отношению к различным изменениям. Качественные показатели также могут быть измерены. Если выбор стратегии имеет высокую степень зависимости, скажем, от основного вида сырья или позиции ведущего менеджера, анализ «что, если?» сможет показать, каковы будут потери или величина сокращения ключевых ресурсов организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|