Мотивы формирования стратегических альянсов
Необходимость конкурировать на международных рынках Одним из главных стимулов для создания стратегических альянсов при развитии корпораций является развитие международного рынка. Компания ищет новые рынки для сбыта своего товара, при этом очевидно, что знаний и умений, которые нужны для работы на международных рынках, недостаточно. Необходимость расширения знания о местных рынках увеличивается, если рассматривается вопрос о возможном участии иностранного партнера в альянсе, создаваемом для производства товаров, удовлетворяющих рыночный спрос. Знания об особенностях национального рынка можно, конечно, получить, наняв местного агента - импортера, однако быстрее и надежнее будет получить поддержку от уже созданной местной производственной структуры. Нельзя не учитывать и тот факт, что во многих странах закон разрешает иностранным компаниям торговать только после создания совместного предприятия с участием местной компании. Объединение капиталов Несмотря на то что глобализация рынков заставляет некоторые организации рассматривать вопрос о создании международных альянсов, есть другие факторы, которые стимулируют компанию к развитию в пределах своих национальных границ. Некоторые проекты требуют высокой капиталообеспеченности (от первичных организационных расходов, текущих расходов до обеспечения рисков, связанных с нерегулярностью получения доходов), что также является причиной создания альянсов. В качестве причин создания альянсов могут быть желание достичь эффекта от масштаба в таких сферах, как научные разработки, различные исследования, а также обеспечить доступ к рынкам. Успешные альянсы
Успех деятельности альянсов обеспечивается рядом факторов, некоторые из них были рассмотрены в разделе об успешной интеграции. Фолкнер (Faulkner, 1995) предложил следующую классификацию факторов, обусловливающих успех альянса: • взаимодополняющие умения и навыки партнеров; • минимальный «перехлест» рынков партнеров; • высокий уровень автономности при сохранении жесткого руководства голов • доверие между партнерами, предполагающее сотрудничество не только в пре • признание факта, что оба партнера имеют разные корпоративные культуры. Исследователи данного вопроса отмечают, что альянсы достигают лучшего результата в том случае, если партнеры пришли из родственных отраслей (или даже из одной и той же отрасли) или когда целью альянса является разработка нового географического региона. Успеху способствует и то, что компании-партнеры одинаковы по размеру и внесли в альянс равные доли ресурсной базы. Не следует строго придерживаться первоначально заявленных целей, так как это может негативно сказаться на результате, ведь в условиях изменяющейся бизнес-среды нередко необходимо модифицировать поставленную цель. Таким образом, нужно постоянно пересматривать параметры соглашения.Браузере (Brouthers et al, 1995), переработав схему ключевых факторов успеха Фолкнера, представил ее в следующем варианте1. (В английском варианте данная модель называется «ЗСs»-факторы, потому что первые слова, обозначающие эти факторы, начинаются с буквы «си»: complementary skills; compatible goals; co-operative cultures. - Прим. ред). Участники альянса должны иметь: • взаимодополняющие умения и навыки; • совместимые цели; • взаимодействующие культуры;
Разукрупнение компаний Что такое разукрупнение компаний? Не следует считать, что бизнес-стратегии всегда направлены на укрупнение организаций. Бывают случаи, когда компании стремятся стать меньше. Как и в стратегии роста, уменьшения размеров компании можно достичь путем внутренних сокращений (снижение уровня производства в данном секторе); отделения (отторжения части компании в противоположность процессу поглощения) или путем разделения слившихся ранее компаний (противоположность процессу слияния).
Отторжение (отделение) части компании и разделение слившихся ранее компаний - это примеры разукрупнения компании как самостоятельного подразделения со своими менеджментом, структурой, работниками и т.д. В дальнейшем образовавшееся подразделение может быть продано единоличному покупателю (это будет поглощение) или оно может котироваться на фондовом рынке как компания с ограниченной ответственностью. Причины разукрупнения Существует несколько причин, по которым компания может разукрупняться. Наиболее значимыми из них являются следующие: 1) малая активность данного участка (например, плохая прибыльность), что приводит к негативному синергизму; 2) изменение стратегической цели организации, для решения которой это подразделение не нужно; 3) малая вероятность перспектив долгосрочного использования этой части компании; 4) данная часть компании является нежелательным придатком в процессе поглощения (например, в качестве дочерней компании поглощенной фирмы) или действует как самостоятельный субъект нежелательного поглощения; 5) необходимость получить капитал при разукрупнении, чтобы реинвестировать его в ключевые участки или увеличить ликвидность продающей компании; 6) уверенность в том, что отделяемая часть компании будет эффективнее, находясь вне структуры разукрупняющейся компании; 7) необходимость провести прием, чтобы сгладить впечатление от враждебного (принудительного) поглощения, особенно если компания-поглотитель заинтересована главным образом в получении контроля над компанией - претендентом на отторжение; 8) разукрупнение является частью программы «размельчения» компании (asset stripping), т. е. процесса разделения компании на малые части и распродажи этих частей за большую сумму, нежели та, которую можно было бы получить за целую компанию.
Кейс-анализ Пример «размельчения» компании Hanson pic и SCM Group Hanson pic. - компания, расположенная в Великобритании, которая до своего недавнего разделения имела свыше 600 дочерних компаний по всему миру. Будучи одной из самых крупных британских компании, Hanson в 1994 г. достигла оборота 11 млрд ф. ст. Ее главной стратегией в течение ряда лет была покупка «спяших» конгломератов, а затем их разукрупнение путем продажи каждой дочерней компании отдельно в надежде, что общая сумма, полученная в результате этого разукрупнения, превысит цену, заплаченную за поглощение. Следующий пример хорошо иллюстрирует этот процесс. В январе 1986 г. компания Hanson купила 100% акций американской компании SCM Group. На момент сделки американская компания состояла из 1 7 компаний, работающих в разных областях (производство красителей, химикатов, продуктов питания, бумаги, машинописной техники и др.). Hanson, купив SCM Group, немедленно начала возвращать инвестированные в эту покупку деньги, раскалывая компанию и распродавая ее по частям. Хронология событий такова: 1986 г. - Hanson покупает SCM за 930 млн долл.; 1986г. - Hanson продает бывшие компании SCM за 935 млн долл.; 1987г. - Hanson продает бывшие компании SCM за 28 млн долл.; 1988г. - Hanson продает бывшие компании SCM за 266 млн долл.; 1989 г. - Hanson продает 52% акций одной бывшей компании SCM за 309 млн долл.; 1990 г. - Hanson продает бывшие компании SCM за 41 млн долл. Общая сумма от распродажи бывших компаний SCM в 1990 г. составила 1,579 млрд долл. Учитывая, что стоимость покупки была равна 930 млн долл., Hanson получила прибыль по сделке в размере 649 млн долл. Уже этот шаг был достаточно грамотен с точки зрения бизнеса. Однако компания распродала не все. Одна компания - SCM Chemicals, находящаяся в Балтиморе и являющаяся третьей в мире по величине компанией - поставщиком промышленного химического препарата (двуокиси титана), - сохранилась. Только одна эта компания способна ежегодно приносить прибыль свыше 350 млн долл. в год (без вычета налогов). {Источник: Hanson pic.) Акционеры и разукрупнение Самым распространенным способом корпоративного разукрупнения является частная сделка между двумя компаниями, которая выгодна обеим сторонам. Продавец получает дополнительные средства и может их вложить в важные участки. Покупатель получает товар и рынок, что, по нашему мнению, способствует стратегической реализации.
Разукрупнение, как и интеграция, ставит своей целью достижение синергизма для акционеров. Не следует забывать, что бизнес-организации имеют собственников-акционеров, и роль директоров компаний, действующих от лица акционеров, состоит в том, чтобы соблюдать интересы акционеров и увеличивать их богатство. Если эта цель может быть достигнута путем продажи какой-то части компании, то именно этот вариант должен быть выбран. Ценность разукрупнения для акционеров может быть проиллюстрирована примером успешного раздела одной из компаний. В начале 1990-х годов совет директоров Британской химической мультинациональной компании ICI pic принял решение сконцентрировать свои усилия на производстве ряда конкретных химических препаратов. Это неизбежно означало, что те части компании, которые не встраивались в предлагаемую структуру, должны были быть отпочкованы. Некоторые части, например заводы-посредники, целиком были предложены конкурентам, для которых готовый бизнес удовлетворял их ключевым целям. То, что не удалось продать конкурентам, решено было отделить. Была создана самостоятельная компания, получившая имя Zeneca plc, которая выпустила на фондовый рынок акции с плавающим курсом, что было весьма выгодно для акционеров ICI plc. Фондовый рынок приветствовал колебание курса акций фирмы Zeneca plc, поскольку было очевидно, что теперь компания может конкурировать на фармацевтическом рынке самостоятельно, без обременительного имиджа дочерней компании, производящей химические препараты. В последующие месяцы, прошедшие после разделения компании, стоимость акций ICI увеличилась на 75%, а акции Zeneca возросли на 400%. Другие методы разукрупнения Помимо отделения и разделения, существуют еще несколько методов разукрупнения. Рассмотрим два из них. Отделение акций Отделение акций схоже с разделением компаний в том смысле, что отделенная компания размещает акции на фондовой бирже. Однако при данной форме разукрупнения продающая компания сохраняет свою долю в отделенной компании в виде акций, размер которой эквивалентен количеству акций, предлагаемых новой компанией на фондовом рынке. При таком раскладе отделение акций можно рассматривать как полуразукрупнение, потому что часть компании сохранена, но не как собственная дочерняя компания.
Решение канадской Thomson Corporation размещать акции туристической компании Thomson в 1998 г. - пример подобного разукрупнения. В этом случае компания Thomson сохранила 20% акций новой компании в надежде получить прибыль от акций, но при этом потеряла стратегический контроль над компанией.
Выкуп компании ее менеджментом О выкупе компании ее менеджментом говорят в том случае, если компания - претендент на отторжение или разделение продается руководству компании. Такой метод разукрупнения часто является взаимовыгодным для обеих сторон: для головной компании, которая хочет отделения дочерней, и для руководства, которое располагает необходимыми навыками и умениями, чтобы отделенная компания успешно функционировала. Преимущества выкупа компании ее менеджерами сводятся к следующему. 1. Продающая родительская компания отделывается от второстепенной дочерней компании и получает за нее определенную цену, которую можно реинвестировать в главные сферы деятельности компании. 2. Отделенная компания выигрывает от того, что менеджеры, став ее собственниками, становятся ответственными. Когда управленческая команда занимает деньги, чтобы выкупить компанию, ее мотивация и ответственность достигают максимума. В некоторых случаях деньги для покупки предоставляются компаниями с венчурным1 капиталом. (1 Венчурный капитал (от англ. venture - рисковать, риск) - рисковый капитал. Представляет собой форму финансирования процесса коммерциализации технико-технологических нововведений. - Прим.) 3. Если часть денег на выкуп компании предоставлена работниками этой компании, организация выигрывает от того, что они становятся ее акционерами и заинтересованы в ее успехе, так как получают дивиденды по акциям и от роста цены на акции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|