Ресурсы и реализация стратегии
Ресурсы - ключевые факторы производства Как людям и животным необходимы ресурсы в виде воздуха, пищи, тепла и т. д.. так и организация нуждается в ресурсах, чтобы нормально функционировать. В учебниках по экономике эти ресурсы обычно называют факторами производства. Они подразделяются на четыре большие группы: 1) материальные ресурсы (земля, строения, основные производственные средства и т. д.); 2) финансовые ресурсы (собственный и заемный капитал, необходимый для развития и расширения); 3) человеческие ресурсы (наличие необходимого количества наемных рабочих с соответствующей квалификацией); 4) интеллектуальные, или неосязаемые, ресурсы (базы данных, юридические разрешения, регистрация брендов или дизайна, контракты и т.п. (см.: Hall, 1992)), которые могут быть необходимы в некоторых областях. В большинстве отраслей фирмы вынуждены искать ресурсы в условиях конкурентного рынка. Это означает, что они должны бороться с другими фирмами за лучших специалистов, наименее затратное финансирование, лучшие места для развития производственной базы и т. п. Все эти ресурсы имеют стоимость, поэтому тщательное планирование ресурсообеспечения является обычно основной калькуляцией при реализации стратегии. Соответствие стратегии ресурсам После выбора стратегии внимание менеджеров обращено на оценку ресурсообеспечения этой стратегии. Степень изменений ресурсной базы будет зависеть от степени изменений, которые предлагаемая стратегия подразумевает. В общих чертах ресурсное планирование подразделяется на три категории (Johnson and Scholes, 1998). Первая категория - это стратегии, которые не слишком амбициозны и требуют очень незначительных изменений в ресурсной базе. Например, они могут потребовать небольшого увеличения финансирования для своего достаточно скромного расширения либо для привлечения дополнительного персонала или переподготовки персонала, чтобы решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы на одном или двух участках. В то же время стратегия незначительных изменений может потребовать продажи некоторых активов или небольшого сокращения человеческих ресурсов.
Вторая категория - это те стратегии, которые требуют увеличения ресурсной базы для стимулирования достаточно существенной программы роста. Для этого обычно необходимы два условия: внутреннее перераспределение ресурсов и покупка дополнительных ресурсов от внешних поставщиков. Внутреннее перераспределение ресурсов предполагает сокращение ресурсов на одном участке бизнеса и направление их туда, где они необходимы, что осуществляется путем перераспределения человеческих ресурсов или продажи оборудования, чтобы инвестировать полученные деньги в зону роста. Новые ресурсы (получаемые извне) приобретаются через обычные каналы: на рынке вакансий, рынке недвижимости, финансовом рынке и т. п. Третья категория стратегий предполагает сокращение ресурсной базы для успешного менеджмента состояния спада. Если после аудита ресурсов обнаружится, что у организации слишком много ресурсов (очень много служащих, слишком много земли и т. п.), то предпринимаются меры для их сокращения. Излишки капитала или физических ресурсов часто могут быть успешно реинвестированы в те участки бизнеса, которые связаны с более оживленными рынками, а проблема избытка человеческих ресурсов обычно решается путем сокращения штатов.
Основные положения Аудит ресурсов Чтобы оценить все ресурсы или их часть, прибегают к аудиту. В главе 3 достаточно подробно был рассмотрен вопрос аудита человеческих ресурсов, этот же процесс может быть применен при аудите финансовых, материальных или интеллектуальных ресурсов. Любой аудит (включая аудит ресурсов) - это целенаправленный контроль или проверка. Ресурсы подлежат аудиту на предмет:
• д остаточности (достаточно ли их для достижения данной цели); • соответствия (соответствуют ли состояние, место или качество ресурса • наличия (наличествуют ли необходимые ресурсы в данное время и в необходимом количестве). Аудит земли и строений организации (как пример материальных ресурсов) проводится для оценки того, насколько помещение достаточно для выполнения текущих задач и планируемого расширения. Затем производится оценка их соответствия (насколько их месторасположение соотносится с потребителями и т.п.), а также их физического состояния. И наконец, если есть необходимость в расширении земли или строений, исследуют наличие дополнительного имущества или разрешений на расширение. Развитие ресурсов и их контроль Для того чтобы ресурсы удовлетворяли выбранной стратегии, их постоянно развивают, контролируя их соответствие данной стратегии. Финансовое планирование Финансовое планирование выражается в виде финансирования формулируемой стратегии (см. 2.3), в которой более подробно рассмотрены эти вопросы). Для определения основных стратегических нужд составляются сметы капиталовложений и их окупаемости. Это известная и понятная операция, так как данные расходы могут быть спрогнозированы достаточно точно. Как только финансовые потребности определены, план начинает работать, и финансируются именно те участки, где наблюдается какой-либо дефицит. В одних случаях стратегии могут финансировать из нераспределенной (сохраненной, удержанной) прибыли (в зависимости от того, какую сохраненную прибыль компания имеет), в других - стратегии финансируют из внешних источников (акции, привлеченный капитал или эмиссия корпоративных облигаций) или дебентуры (заемный капитал). Плюсы и минусы этих подходов к финансированию обсуждены в 2.3. Планирование человеческих ресурсов Планирование человеческих ресурсов (см. 2.2) - это определение количества и качества работников, необходимых для успешного осуществления данной стратегии. Обычно оно имеет форму прогнозов как о количестве людей, необходимых для реализации стратегии, так и о тех умениях и навыках, которые им потребуются. В случае дефицита того или другого необходимо прибегнуть к следующим мерам:
• подготовка, переподготовка или обучение персонала (т. е. недостаточность квалификации устраняется среди уже имеющегося персонала); • принятие на работу необходимого числа новых работников с соответствующей квалификацией отобранных в процессе конкурентной борьбы с другими работодателями на рынке рабочей силы.
Планирование материальных ресурсов Планирование материальных ресурсов - более сложный процесс, чем финансовое планирование и планирование человеческих ресурсов. Это объясняется тем, что данная категория объединяет много разных объектов - землю, строения, их месторасположение, основные производственные мощности, оборудование и сырьевые запасы. Одни материальные ресурсы получить легче, чем другие. Большинство сырьевых запасов, основные производственные мощности и оборудование достаточно легко приобрести, если к ним не предъявляются какие-либо особенные требования. Гораздо более сложным является приобретение земли в удобном месте или строений, которые должны соответствовать определенным требованиям. Однако если фирма не может приобрести то, что удовлетворяло бы ее запросам, она вынуждена довольствоваться тем, что есть, так как иначе она не в состоянии будет конкурировать на рынке этих ресурсов. Одной из отраслей, вынужденных конкурировать за материальные ресурсы, является розничная торговля. Месторасположение розничной точки является ключевым фактором для деятельности предприятия. Успешная конкуренция с другими розничными торговцами за лучшее месторасположение и лучшее помещение играет чрезвычайно важную роль в том случае, когда данные точки являются дефицитными. Планирование интеллектуальных ресурсов Интеллектуальные ресурсы нельзя ни увидеть, ни потрогать, однако они могут быть самыми важными из всех рассмотренных ресурсов. Так, выбранные для реализации стратегии требуют определенных юридических разрешений, баз данных (например, об основных потребителях на каком-то рыночном сегменте), патентной регистрации и т.п. Именно наличие или отсутствие основных интеллектуальных ресурсов зачастую определяет успех стратегии. Для совершения одних производственных операций необходимы юридическая лицензия или разрешение (например, производство энергии, оружия, лекарств и строительство). Для совершения других - конкретные информационные ресурсы) такие, как базы данных, знание рынка или технологий).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|