Европейская награда за качество, учрежденная Европейским фондом менеджмента качества (ЕФМК)
Модель ЕФМК В 1988 г., после успешного применения Приза Деминга и Премии Болдриджа 14 ведущих европейских компаний при поддержке Европейской комиссии создали Европейский фонд менеджмента качества со штаб-квартирой в Брюсселе. К 1999 г. членами этой организации стали свыше 600 коммерческих и некоммерческих компаний стран Европы. Основная задача фонда - улучшить деловую деятельность компаний путем самооценки. Данную модель, представленную на рис. 12.2, часто называют моделью «За деловое совершенство», «За отличие в бизнесе» (Business Excellence Model - BEM). Модель ЕФМК основана на признании того, что: Удовлетворение потребителя, удовлетворение работников и влияние на общество достигается через нацеленную на лидирующее положение политику и стратегию, менеджмент персонала, ресурсы и производственную деятельность, направленные целиком и полностью на достижение совершенства в конечном бизнес-результате (EFQM, 1977). Данная модель состоит из 9 элементов, каждый из которых содержит ряд критериев. Составляющие модель элементы подразделяются на 5 «как»-факторов (т.е. элементов, определяющих то, как организация функционирует в бизнесе) и 4 «что»-фактора, которые определяют результаты (что будет достигнуто, если компания следует данной модели). Модель самооценки может быть использована различными компаниями-производителями; компаниями, работающими в сфере услуг; общественными организациями, а также компаниями малого и среднего бизнеса. ЕФМК разработал специальные справочники, которые периодически публикуются. Модель ЕФМК предлагает структурный подход к улучшению бизнеса, основанный на фактах и подтвержденных свидетельствах. Тщательная оценка каждого критерия, показанного на рис. 4.4.2, позволяет организации подсчитать общую сумму баллов из возможных 1000. Этот результат затем используется как бенчмаркинг при сопоставлении с другими компаниями. Однако для многих компаний важен не столько результат сам по себе, сколько процесс самооценки. Самооценка позволяет организации использовать положения всеобщего контроля качества и интегрировать многие отдельные шаги по достижению отличного качества в единую систему.
Рис. 4.4.2. Модель «За отличие в бизнесе» (ВЕМ) Ценным в данном случае является возможность диагностировать те участки, где необходимо улучшение, - так называемые области улучшения (areas of improvement). В дальнейшем компанией составляется широкомасштабный план улучшения, в котором выделяются приоритетные направления для достижения наилучшего результата. Улучшения можно отслеживать, чтобы видеть прогресс. Внутренний и внешний бенчмаркинг, который проводится постоянно, позволяет поставить реальные цели, связанные с процессом улучшения. Более детально бенчмаркинг будет рассмотрен далее в этой главе. Чтобы понять, как TQM влияет на практическую деятельность компании и ее результаты, рассмотрим модель «За отличие в бизнесе» (ВЕМ) более подробно. «Как»-факторы Первые 5 критериев данной модели отражают то, как организация создается для производства товаров или услуг. Руководство. Как повеление и действия руководителей компании способствуют введению культуры TQM, поддерживают и обеспечивают ее. Данный критерий отражает готовность всех менеджеров компании TQM. Именно | менеджеры должны быть лидерами и демонстрировать ясное понимание ценностей, основанных на принципах TQM. Они должны определить приоритеты и сами участвовать в деятельности, связанной с улучшением, обеспечивать поставку необходимых ресурсов. Менеджеры должны иметь связи как с потребителями, так и с поставщиками и обеспечивать сотрудничество, направленное на взаимное улучшение. Менеджеры должны отмечать чьи-либо личные и коллективные успехи как внутри организации, так и вовне среди потребителей и поставщиков. Руководство должно обеспечить этику TQM и определить общее направление и сочетаемость бизнес-целей и задач.
Политика и стратегия. Как организация формирует стратегию, пересматривает и превращает ее в план и конкретные действия. Политика и стратегия любой компании должны базироваться на понятной и релевантной информации (именно это является целью стратегического анализа). Как правило, важным является понимание того, чего хочет потребитель, или максимальное использование сильных сторон поставщиков. Если политика компании нацелена на ее эффективное функционирование, нельзя не принять в расчет работников компании. Необходимо учитывать также внешние факторы, такие, как социальные, экономические, технологические и юридические, а также бизнес-окружение. Для обеспечения конкурентоспособности организация должна контролировать свою деятельность и использовать механизм бенчмаркинга. Очень важным является то, как практически организация разрабатывает свою политику и стратегию. Политика и стратегия должны демонстрировать постоянство. Они выражают определенный баланс краткосрочных и долгосрочных бизнес-перспектив, при этом должна обеспечиваться высокая конкурентоспособность. Необходимо предоставлять своевременную и полную информацию о целях компании на всех уровнях. И наконец, стратегия должна постоянно пересматриваться и изменяться в соответствии с требованиями времени. Управление людьми. Как организация использует потенциал своих работников. Организации необходимо показать, как план, связанный с человеческими ресурсами, соотносится с политикой и стратегией и что возможности служащих используются надлежащим образом и даже развиваются. Организация должна всячески поощрять личное и коллективное участие работников в деятельности, связанной с улучшением. Такие работники должны быть соответствующе награждены. Модель «За отличие в бизнесе» (ВЕМ) стимулирует эффективную вертикальную и горизонтальную коммуникацию среди персонала. И наконец, учитывается, как организация заботится о своих работниках в социальном плане (имеются в виду вопросы здравоохранения, безопасности труда и социального обеспечения).
Ресурсы. Как организация управляет ресурсами с точки зрения их эффективности и производительности. Этот критерий касается всех ресурсов (кроме человеческих, о них было сказано выше), которые компания использует в своей деятельности. Сюда относятся финансовые, информационные ресурсы, поставщики и материалы, здания, производственные мощности и оборудование, технологии и интеллектуальная собственность. Согласно модели ВЕМ хороший менеджмент - это тот, который приводит к позитивным тенденциям в соответствующих финансовых инструментах (потоки наличности, прибыльность, активы, акционерная стоимость и т.д.). Организация должна показать, что она эффективно использует информационные ресурсы для поддержания стратегии качества. Постоянно должны развиваться взаимоотношения с поставщиками в целях улучшения внешних связей. Менеджмент запасов должен стремиться к оптимизации количества запасов, сокращению или переработке отходов (если есть такая возможность); таким образом сохраняются глобальные невосстанавливаемые ресурсы. Компания должна также показать грамотное использование и аккуратное содержание всех материальных фондов (здания, производственные помещения и оборудование). Компания должна продемонстрировать, как она находит, разрабатывает новые технологии, а затем использует их для достижения преимуществ в конкурентной борьбе. Производственные операции. Как компания определяет свой производственный процесс, руководит им, пересматривает и улучшает его. В прошлом организации структурно формировались в соответствии с бизнес-функциями, каждый менеджер отвечал за эффективность своего отдела (см. 4.2). Тенденция последнего времени - рассматривать организацию более комплексно, как единую целостную систему, при этом целью является эффективность всей организации с учетом, однако, важности взаимоотношений внутренних поставщиков-потребителей. Этот критерий требует, чтобы компания продемонстрировала, что она четко определяет ключевые операции, и показала, как они связаны с успехом компании. Каждую ключевую операцию необходимо периодически проверять и подгонять под соответствующие стандарты, например, с помощью различных формализованных систем (например, ISO 9000). Для постоянного повышения конкурентоспособности требуется непрерывный контроль за производственными операциями и результатами. Компании, демонстрирующие самое высокое качество, «разговаривают» со своими потребителями и поставщиками и практически приглашают их участвовать в планировании своей будущей деятельности. Использование бенчмаркинга «лучшая практика» (Best Practice Benchmarking) помогает выявить инновации и новые технологии и ведет к улучшению (см. далее в этом разделе).
«Что»-факторы Приведенные ниже 4 критерия, предлагаемые данной моделью, посвящены исследованию того, чего организация фактически достигает. Чтобы набрать больше очков, компания должна продемонстрировать сильные позитивные тенденции за последние 5 лет в достижении бизнес-результатов и прибыльности. Должно быть также показано, насколько потребители, поставщики, работники и другие лица удовлетворены результатами деятельности компании. Удовлетворение потребностей потребителей. Чего достигает компания с точки зрения удовлетворения потребностей внешних потребителей. Этот критерий имеет наибольшую значимость по сравнению с данной моделью (20% от общей суммы очков), что свидетельствует о том, что удовлетворение потребителя - очень важный фактор. При оценке деятельности компании учитывается, как она удовлетворяет потребителя с точки зрения выпускаемой ею продукции. Организация должна предоставить информацию о целях, результатах и тенденциях и показать их преимущества по сравнению с такими же факторами у конкурентов. Удовлетворение потребностей работников. Чего достигает организация с точки зрения удовлетворения потребностей своих служащих. Как и удовлетворение потребностей внешнего потребителя, климат в коллективе -очень важная составляющая ВЕМ. Ожидания персонала можно узнать путем различных исследований, оценок и т.д. Профессиональная подготовка и образование должны привести к росту по служебной лестнице в соответствии с ценностями и стратегией компании, В данном случае необходимо развитие культуры «обучающейся организации». Многие компании считают весьма полезным использование программы «Инвесторы для работников» (Investors in People - IiP).
Влияние на общество. Чего достигает организация в области удовлетворения нужд и ожиданий местного, национального и международного сообществ. Этот критерий отражает то, как организация удовлетворяет нужды общества в целом, (например, путем использования равных возможностей, влияния на местные и национальную экономики, установления взаимоотношений с властями). Важны также степень участия компании в данном сообществе в виде поддержки образования и профессиональной подготовки или даже в виде предоставления спортивных и развлекательных сооружений. Забота об окружающей среде и предотвращение ее загрязнения - тоже важные сферы, где компания может продемонстрировать свою гражданскую позицию (см. 4.5). Бизнес-результаты. Чего достигает компания с точки зрения запланированных бизнес-целей и удовлетворения нужд и ожиданий каждого, кто имеет финансовый интерес или долю вкомпании. Пожалуй, наиболее очевидной сферой деятельности компании, где она может продемонстрировать положительные результаты, является финансовая. Здесь особенно важными являются факторы, о которыхмы говорили в 2.3, - это доходность продаж и доходность капитала. Другие финансовые факторы также могут быть важны в зависимости от обстоятельств. Начисление очков по данной модели Теоретически общая сумма очковс учетом всех критериев может достигать 1000, хотя обычно компании-победители (компании мирового класса) набирают около 700 очков. При начислении очков по ВЕМ учитывается ряд моментов. Каждый «как»-фактор исследуется: • с точки зрения подхода - основан ли он на взвешенных превентивных системах, регулярно пересматриваемых иобновляемых. Большое количество очков свидетельствует о подходах, используемых организациями типа «ролевая модель»; • с точки зрения степени использования данных подходов в бизнесе. Большое количество очков свидетельствует о полной интеграции во все сферы бизнеса. Каждый «что»-фактор исследуется: • с точки зрения результатов - насколько результаты близки к превосходным. • с точки зрения охвата - оценка того, насколько достигнутые результаты про Бенчмаркинг Что такое бенчмаркинг? Одной из главных характеристик всех описанных выше шкал оценок является бенчмаркинг (определение бенчмаркинга см. в начале данной главы). Чтобы оставаться на лидирующих позициях, лучшие компании в большинстве отраслей постоянно анализируют свою деятельность на предмет конкурентоспособности с другими успешными компаниями. В докладе, опубликованном Конфедерацией британской промыш ленности (Confederation of British Industry - CBI), содержался анализ сильных сторон британских компаний. В заключение этого доклада говорится: «Наиболее мощным процессом, который любая компания может использовать и который дает быстрое, значительное и долговременное улучшение производительности, является процесс заимствования опыта лучших» (CBI, 1997). Главным фактором успешного бенчмаркинга компании является анализ ею результатов своей деятельности и затем сравнение этих результатов в различных сферах деятельности других компаний-конкурентов. Если, например, в одной компании, принадлежащей той же отрасли, более низкий уровень потерь или более высокое качество, чем в других, необходимо проанализировать, за счет чего это достигнуто. Используя бенчмаркинг, можно выделить опыт лучших и передать его другим компаниям. Успешный бенчмаркииг базируется на том, что компании, работающие в одной отрасли, в определенной степени хотят сотрудничать и даже делиться информацией о своей производственной деятельности и ее результатах. Виды бенчмаркинга За последние годы интерес к бенчмаркингу значительно возрос. Вначале это был достаточно простой процесс, затем он стал значительно сложнее. Менеджеры-консультанты разработали и опубликовали много различных подходов и методик. Для организаций, которые только собираются внедрять бенчмаркинг, опубликованная информация является лишним подтверждением того, что существует много видов бенчмаркинга. Как они появились? Какая форма бенчмаркинга лучшая? Мы рассмотрим три вида бенчмаркинга: метрический (табличный), диагностический, операционный (см. рис. 4.4.3). Рис. 4.4.3. Виды бенчмаркинга
На рис. 4.4.3 продемонстрировано, как увеличиваются ресурсы, усилия и затраты по мере продвижения от метрического бенчмаркинга к операционному. Внизу находится метрический бенчмаркинг, который может дать информацию о результатах деятельности сходных компаний и, возможно, очертить главных конкурентов, но маловероятно, что он может предложить какие-либо идеи, связанные с улучшением деятельности компании. В лучшем случае он определит, отсутствие какого фактора влияет на результаты деятельности компании. Далее находится диагностический бенчмаркинг, который требует немного больше усилий, однако определяет сильные и слабые стороны деятельности компаний. Если диагностический бенчмаркинг выполнен правильно, то можно определить те операции, которые необходимо улучшить. Операционный бенчмаркинг требует значительных ресурсов, усилий и времени, но организация, успешно применившая данный вид бенчмаркинга, будет вознаграждена, получив большие преимущества от внедрения опыта лучших компаний. Метрический бенчмаркинг Многие организации как в производственном секторе, так и в сфере услуг прибегают к данному виду бенчмаркинга как к средству непосредственного внутреннего и внешнего сравнения с другими организациями. Для этого приводятся метрики (таблицы) или цифровые данные, которые являются показателями деятельности компании. Опубликовано много видов табличных данных, с помощью которых можно проводить сравнения. Это, например, таблицы лиг, опубликованные государственными агентствами или общественными организациями, а также таблицы, публикуемые газетой Financial Times. В производственном секторе примерами могут быть публикации «О победителях в производственной сфере», издаваемые Министерством торговли и промышленности (DTI, 1995), или справочник Университета Кренфилда «Management Today». Табличный бенчмаркинг часто используется для сравнения показателей внутри компании с использованием ключевых индикаторов результативности - таких, как производственные затраты, уровень укомплектованности штатом, ресурсы, затраченные на единицу продукции, уровень потерь и переделываемой продукции, оборачиваемость складских помещений и т.д. Однако эти индикаторы должны быть сопоставимы на каждом участке. Серьезным недостатком данного вида бенчмаркинга является то, что если он и обнаруживает несоответствия в результатах деятельности двух компаний, однако никак не объясняет, как можно добиться лучших результатов. Диагностический бенчмаркинг В опубликованном в 1994 г. докладе, подготовленном консультантами IBM и Лондонской бизнес-школой (Hanson, 1994) под названием «Made in Europe» («Сделано в Европе»), был предложен подход, с помощью которого можно измерять и сравнивать компании в мировом масштабе. Инструмент, предложенный в этом докладе и названный PROBE (Promoting Business Excellence), стал в дальнейшем называться диагностическим бенчмаркингом. Основой этого метода стало сравнение сотен производственных компании в Европе. Тщательному анализу были подвергнуты производственная деятельность компаний и их результаты. Анализ показал, что хорошо организованный производственный процесс в значительной степени определяет результаты. За этим методом последовали другие, некоторые из них были разработаны для конкретных промышленных секторов. Так, исследователи Newcastle Business School при университете в Нортумбрии разработали один из таких инструментов, называемый PILOT («Пилот»). Суть его в следующем. Разным организациям (как в производственном секторе, так и в сфере услуг) рассылают анкеты, разработанные при использовании PROBE-инструмента и включающие 50 вопросов, касающихся производственного процесса и его результатов. Затем ответы на эти анкеты анализируются. В свою очередь, после заполнения анкеты участвующие в опросе организации получали обратную информацию, которая позволяла им сравнивать свои показатели с показателями других компаний данной отрасли. Оба анализа (PROBE-метод и PILOT-метод) еще раз подтвердили, что хорошо организованный производственный процесс в значительной степени определяет результаты. Операционный бенчмаркинг Широко применяемая форма бенчмаркинга - операционный бенчмаркинг, использование которого дает наиболее ощутимые выгоды. При этом виде бенчмаркинга внимание сосредоточивается на ключевых операциях, которые должны быть улучшены. При проведении операционного бенчмаркинга важным является понимание того, что многие организации независимо от того, в каком промышленном секторе они функционируют, выполняют сходные функции, состоящие из похожих бизнес-операций. Поэтому основное преимущество операционного бенчмаркинга состоит в том, что организации не нужно ограничивать себя только анализом компаний-конкурентов. Ведь большинство организаций, занимающихся бизнесом, выписывают счета-фактуры, собирают долги, нанимают служащих и т.п.; и эти показатели можно проанализировать независимо от отрасли. Бенчмаркинг можно расширить, включив партнеров из других областей, и это позволит наметить новые пути улучшения в целях повышения производительности в данном производственном секторе. Операционный бенчмаркинг можно разделить на 4 этапа. 1. Понимание природы и сложности производственного процесса, который должен подвергнуться бенчмаркингу. Это требует тщательного определения каждой операции и оценки количественных параметров процесса. 2. Определение потенциальных партнеров, которые готовы осуществить бенчмаркинг. Однако это не простая задача, так как некоторые корпоративные культуры не склонны открываться внешним организациям. 3. Сбор данных и расчеты. Важно, чтобы операции сравнивались на основе принципа «подобное с подобным». 4. Внедрение изменений и перенос опыта лучших организаций на данную операцию. Это не всегда просто осуществить, так как культурные, демографические или технологические барьеры могут этому помешать. Заключение Борьба за качество прошла путь от простого инспектирования до культуры ориентации на потребителя, постоянного улучшения и превентивных систем. Всеобщий контроль качества — это целостный подход к производственному процессу, результатом которого является удовлетворение потребителей, работников и широкой общественности благодаря сильному руководству, успешной стратегии, наличию мотивированных работников и эффективности производственных операций.В настоящее время в борьбе за статус компании мирового класса используются награды за качество и различные шкалы самооценок за TQM. Бенчмаркинг, использующий модель переноса практики лучших компаний, -это мощное средство, позволяющее определить изменения, выделить из них главные и внедрить в производственный процесс те, которые ведут к улучшению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|