Влияние потребителя на качество и результат
Наиболее важными факторами, влияющими на производственную стратегию компании, являются те, которые связаны с потребителями. Целью любой производственной деятельности внутри компании является управление процессом добавления ценности продукта (в ценностной цепочке) таким образом, чтобы максимально удовлетворить запросы потребителя. Конечно, то, что важно для одного потребителя, может быть не так важно для другого. Таким образом, только тщательный анализ нужд и запросов потребителей относительно товара или услуги даст желаемый результат. Наиболее успешными организациями являются те, которые смогли эффективно организовать свою производственную деятельность в целях удовлетворения запросов потребителя. Таблица 4.4.1 демонстрирует на ряде примеров данную взаимосвязь. Основные положения
Виды запасов Запасы - это материальные накопления, которые покупают, перерабатывают, а затем продают потребителю (если речь идет о производстве). Существует 3 вида запасов, которые различаются в зависимости от того, какая стадия производственного процесса имеется в виду. Сырье или комплектующие - это запасы в «сыром» виде. Сырье - это то, что покупается для переработки в производственном процессе. Незавершенное производство - это материалы в процессе производства. Конечный продукт - товары, которые прошли через весь производственный процесс и готовы к продаже. Таблица 4.4.1 Факторы, рассмотренные в табл. 4.4.1, могут служить отправной точкой для компаний, которые занимаются производством товаров или услуг и собираются стать лидерами на своих рынках. Большинство организаций-победительниц, т.е. тех, которые имеют конкурентное преимущество в своей отрасли, пришли к выводу, что есть один фактор в производственной деятельности, который более важен, чем другие, - это качество.
Качество Что такое качество? Многие ученые и специалисты-практики пытались дать определение понятию «качество». Сам факт наличия многочисленных определений этого термина свидетельствует о том, что выбрать какое-то одно как основное - достаточно сложная задача. Говоря о качестве такого, например, товара, как машина, мы подразумеваем надежность, прочность конструкции, меры безопасности и т.п. Если речь идет о такой услуге, например, как оклейка обоями стен, мы, вероятно, будем говорить о других характеристиках, понимаемых нами как качество, - это окончательная отделка поверхности, ровность краев, степень выровненности стен. Именно потому, что качественные критерии различаются в разных товарах, так сложно дать определение термина «качество». Некоторые из наиболее известных теоретиков описывают «качество» через термины «совершенство» или, более точно, «осознанное (ощущаемое) совершенство». Хотя качество разными людьми оценивается неодинаково, в общем мы можем определить качество как удовлетворение запросов или ожиданий потребителя. В табл. 4.4.2 приведены некоторые широко известные определения этого термина. Таблица 4.4.2 Основные положения Гуру качества Гуру качества - это ученые, которые внесли свой вклад в вопрос управления качеством и чьи разработки способствовали значительным изменениям в организации деятельности компаний. Некоторые из них представлены в табл. 4.4.3.
Таблица 4.4.3
(1 Just in time manufacturing («точно вовремя») - метод контроля за производством, при котором производство компонентов, прием материалов, частичная сборка разрешены только при необходимости произвести конкретное количество конечной продукции. - Прим. пер.)
Проблема качества в историческом аспекте Качество является предметом исследования с момента появления бизнеса. В традиционных ремеслах - таких, как кузнечное, портняжное дело, а также при содержании гостиниц и др., ответственными за цены, доставку и качество своих товаров и услуг были сами ремесленники. На основании качества результата труда создавались репутации, которые, в свою очередь, способствовали формированию спроса на данные товары и услуги и обеспечивали уровень прибыльности и благосостояния. Более удачливые мастера нанимали учеников и других рабочих. Качество обеспечивалось неформально и зависело от того, как каждый работник относился к своему делу. В Европе были учреждены гильдии ремесленников, основной задачей которых было предоставление соответствующей подготовки подмастерьям. Им присуждалась квалификация только тогда, когда они могли продемонстрировать соответствующее качество изделий. Во время промышленной революции в конце XVIII в. с введением машин и повышением объемов производства многие из этих традиций были утеряны. Вместе с тем широкомасштабное производство вызвало необходимость воспроизводства комплектующих, которые должны были быть изготовлены в соответствии с требованиями. Так появилось понятие «контроль качества». В начале 1900-х годов Ф. Тейлор (Frederick W. Taylor) выступил с идеями научного менеджмента. Разбивая каждую работу на отдельные шаги, он научил работников выполнять простую механическую работу, которая являлась лишь частью общего производственного процесса. Повторяемость этой работы позволяла достичь высокой производительности, что значительно удешевляло стоимость товаров. С помощью методов контроля качества специально подготовленные контролеры тестировали конечный продукт и определяли, насколько он соответствует предписанным характеристикам. Выявление дефектов позволяло исправлять их до того, как товары дойдут до потребителя. Современное движение за качество Однако лишь после Второй мировой войны, в 1950-е годы, началось движение за качество. Возрастающий спрос на товары и увеличение покупательной способности на Западе способствовали масштабному производству, что сказалось на качестве. В Японии во время восстановления промышленной базы обратились за помощью к менеджерам-консультантам. Работы д-ра Деминга и Дж. Джурана заставили японцев полностью пересмотреть отношение к проблеме качества.
Для сокращения неэффективных операций в производственном процессе были использованы методы статистического контроля. Много внимания уделялось не только технике контроля качества, но и менеджменту контроля. Фокус внимания сместился от выборочного контроля готовой продукции к способам профилактики (предупреждения) появления некачественной продукции. Менеджеры начали специально обучать и привлекать самих работников для решения проблем качества. Японцы создали новую культуру постоянного улучшения качества, где каждый работник считал, что он выполняет две задачи: создает товар и улучшает его. Этот подход получил название «кайдзен» (Kaizen). Новая философия производства постепенно стала очень популярной, и благодаря ей к концу 70-х годов Япония стала доминировать в производственных отраслях. В 80-х годах остальной мир «проснулся» и осознал важность качества. Возникло понятие «тотальное управление качеством» (total quality management - TQM). Основные положения Философия кайдзен Кайдзен - это культурно обусловленная философия постоянного улучшения качества, разработанная на японских предприятиях. Идея состоит в постоянном, постепенном улучшении (изменении) продукции путем привлечения всех работников на всех участках. Как отмечает Имаи (Imai, 1986), эта единственная самая важная идея японского менеджмента - ключ к успеху Японии в конкурентной борьбе. Кайдзен - это философия, ориентированная на изменения в самом производственном процессе с участием самих работников, постоянно ищущих способы улучшения своей работы, т. е. философия, согласно которой каждый участник производства участвует в соперничестве, необходимом для всестороннего самосовершенствования и совершенствования компании. В некоторых компаниях формируют специальные кайдзен-команды, которые берут на себя ответственность по определению возможностей улучшения. Как правило, такая команда находит, тестирует и взвешивает идеи, касающиеся изменений. При любом выигрыше во времени в производственном цикле (даже если он оценивается в несколько секунд) идея внедряется в производство в качестве нового стандартного метода производства. Участие служащих в подобных командах всячески поощряется, их специально обучают различным способам и методам решения проблем (так называемым инструментам качества).
Процесс обычно начинается с анализа всего производственного цикла и поиска тех участков, где можно улучшить. Очень важно, что каждый работник стремится внести свой вклад, а принятие идеи кайдзен является важным элементом организационной культуры. Работники имеют право экспериментировать и вносить небольшие изменения, иногда для этого им предоставляются небольшие бюджеты. Эта деятельность поощряется руководством, которое также предоставляет дополнительные ресурсы в случае необходимости, когда изменения, например, очень сложны и требуют технической экспертизы, дополнительного финансирования или других мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|